search
main
0

Каторжный труд печатника,. или Кто спасет учителя?

Вот уже более 20 лет, как мы живем в «новой» России. Я не сторонник показывать историю нашего народа только в одном цвете, будь то черный (сплошной геноцид и ГУЛАГ) или красный («я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»). Объективности ради мы должны не просто отделять эти цвета и не делать из них мешанину, а знать и отдавать должное каждому историческому периоду в развитии нашего отечества. СССР теперь нет. Однако это вовсе не значит, что период существования некогда (20 лет назад) одного из самых могущественных государств надо вычеркнуть из памяти народа.

Я, как учитель истории и обществознания, проработавший почти полвека в своей родной школе, обучая и воспитывая детей, молодежь и взрослых, всегда был и остаюсь сторонником того, что на каждом этапе человеческой истории мы должны видеть то положительное, что может и должно служить в новом развитии. Говорим о преемственности поколений и тут же не желаем видеть то, что способствовало воспитанию любви и преданности Родине…Советская школа через уроки русского языка и литературы, через историю и обществознание, через общественные детские организации, через систему внеклассной и внешкольной работы формировала будущее поколение страны в духе высокой морали и нравственной чистоты. Особую роль в тот исторический период играла наша творческая интеллигенция. Писатели и поэты, композиторы и художники, театральные деятели, кинематограф создавали образы, на примере которых воспитывались поколения. Так любить Родину, так ее защищать и так ею гордиться могли только те, кто унаследовал эти качества от народов Древней Руси.Сегодня дефицит моральных героев, с кого можно брать пример. Нет ни в литературе, ни в истории Павки Корчагина, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова, нет Тимура и его команды. Убрали с экрана Васька Трубачева и его товарищей, не показывают «Поднятую целину» и тем более не читают. Смешали в кучу и белых, и красных. И кто теперь истинный герой: Деникин или Фрунзе? Говорят, дети должны сами сделать вывод. Но какой? Разрушен стержень, на котором держались многие направления формирования духовно-нравственных качеств личности. Была четкая государственная политика, во главу которой был поставлен человек труда. Его заслуги измерялись не миллионами долларов, наворованных у народа, а миллионами тонн добытой руды и нефти, угля и выплавленной стали, собранным урожаем и перевезенными грузами. Такого жуткого, как теперь, неравенства в зарплате и социальном положении не было. Слово «коррупция» многим жителям нашей страны и вовсе не было известно. И лишь на уроках истории зарубежных стран я объяснял детям, что означает это слово, заглядывая в словарь Ожегова: «В буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». Хочу заметить, что миллионерами и миллиардерами у нас стали совсем юные «хлопчики», которые в большинстве своем не были обременены честью, совестью, справедливостью, ответственностью за други своя. Даже в самые драматичные годы советской власти такого массового падения порядочности и столь повальной потери совести не наблюдалось…На уровне государственной политики объявляем, что приоритетом номер один является образование. И кажется, государство, регионы делают немало, чтобы укрепить материально-техническую базу школ, совершенствовать инфраструктуру учебных заведений, поднять престиж учительского труда, повысить качество подготовки выпускников. И это действительно так. Но с другой стороны, зайдите в нашу российскую школу не с парадного входа, а углубитесь в учебные  планы и программы, по которым мы работаем, проанализируйте все требования, что предъявляют школе все, кому не лень это делать. Мы насыщаем школы современной техникой, способной вести диалог чуть ли не с самим президентом, а в учебном плане урезаем русский язык и литературу, математику и физику, биологию и химию. И хотим получить выпускника, отвечающего всем вызовам времени? Сегодня труд учителя – это каторжный труд печатника. Ведь кто-то же придумал требовать от учителя написания рабочих программ, причем именно так, как рекомендуют сверху. И сидит учитель русского языка месяц, преподаватель ОБЖ – два месяца, учитель православной культуры весь свой отпуск печатает для проверяющих два экземпляра рабочих программ по каждому классу в отдельности. Но ведь существуют же государственные программы, ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) по каждому предмету, есть методические пособия, есть педагогический опыт учителя, чтобы успешно обучать школьников. Учителя завалили бумаготворчеством, а с ребенком работать у него не хватает ни физических, ни духовных сил. Изобрели ЕГЭ. Создали под это многотысячную (а может, целый миллион) рать контролеров и думают, что у нас в стране резко повысилось качество знаний и ушла коррупция из вузов и техникумов. А вот и нет! Откуда появляются 100-балльники из тех республик, краев и областей, где русский язык чуть ли не второй после родного? Наполняет родитель кошелек потуже, ищет (а что его искать, он готов) коррупционера-преподавателя в вузе, и твое чадо уже на юрфаке или экономфаке. Кто послабее в знаниях, а то и вовсе без них, ищет где и так сойдет, то есть идет в педагогический. Там из нашего троечника готовят учителя. Чему ж они научат детей? Да, впрочем, многие и не собираются идти в школу. На худой конец есть места на вещевом рынке. Вот и катает тачку с товаром хозяина по торговым рядам с дипломом о высшем образовании по специальности «учитель математики». Разве можно было такое представить в 60-80-е годы прошлого столетия? В школах существовала и действовала система наставничества, интересную и полезную работу вели отрядные вожатые-старшеклассники, из которых тщательно отбирались кандидаты на поступление в пединститут. Это, как правило, те, кто имел тягу к детям, хорошо учился и мечтал стать учителем. Только на конкурсной основе они могли поступить в вуз. Подготовленные профессионально учителя в те годы, а многие из них до сих пор, составляют золотой фонд школы. Они так и остались со своими убеждениями: человек человеку друг, товарищ и брат. К сожалению, это вымирающее поколение. Они отдавали свои знания, часто физические и духовные силы, а порой, как великий педагог Сухомлинский, и свое сердце детям. И были этим счастливы. Сегодня наше общество взращивает противоположное по идеологии поколение. Оно уже достаточно быстро прошло свой младенческий возраст и крепко сидит на шее родителей. Потребленцы – так часто оценивают социологи нынешнее молодое поколение. Помани их зеленой бумажкой, они готовы на все. Правда, есть среди молодежи и те, кто действительно переживает за судьбу нашей России.Ступив на путь реформирования нашей системы образования, мы никак не можем передохнуть и оглянуться, чтоб увидеть, что мы после себя оставляем: живую память о героическом прошлом наших пращуров или вырастим поколение без имени, без памяти, без рода. Как никогда, наше общество находится в состоянии разобщенности по политическому, идеологическому, социальному, экономическому положению и духовно-нравственному состоянию. Вот и манипулируют народом те, кто имеет миллионы, но не дорвался до власти. Народ им нужен как движущая сила. Это они четко унаследовали от вождя революции 1917 года. А в случае неудачи у них давно уже есть посадочные площадки за рубежом. В отличие от совестливого дворянского сословия, которое со слезами на глазах покидало свою Россию в 1917 году, наши нувориши уже там, за бугром, для себя и чад своих приготовили все необходимое для роскошной жизни. И плевать им на народ, на великую Россию, на нашу историю, ухватившись за сладкое греческое слово «демократия». А вот как это слово сделать одушевленным, так за 20 последних лет и не придумали. То отказываемся от всенародных выборов (мол, народ не созрел), то снова вводим демократию под напором «норковых шуб» и «белоповязанных». Ищем консолидирующую наше общество идею, но так почему-то за двадцать лет новой России и не находим. Сегодня, к сожалению, нет четкой государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения, нет воспитательной программы, расплывчатыми остаются идеалы, на которых следует воспитывать народ. Вот и приходится нашему бедному учителю-воспитателю опираться  в работе с подрастающим поколением на моральный кодекс строителя коммунизма и на ценности православия. За державу стыдно, за народ обидно.Внимание, конкурс!Уважаемые читатели, мы продлеваем конкурс для директоров школ «Есть проблемы? Найдутся решения!» до 1 ноября 2012 года. Издательство «Дрофа» выступило с инициативой стать спонсором конкурса.Трое победителей конкурса получат серию «Библиотека путешествий» из 8 книг и флешки с логотипом издательства. Авторы десяти лучших работ – сувениры с символикой издательства, а также сертификаты участника конкурса.​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте