Сегодня наш рассказ о последних исследованиях в области психофизиологии детей-«катастроф» – гипердинамических ребятишек. Низкие школьные оценки и прозвища – только одна из форм реагирования учителей на «ненормальное» поведение раздражающих их деток. Другая – бесконечные требования педагогов к родителям: «Сделайте хоть что-нибудь!»
Однако детский психолог Екатерина Мурашова категорична: никаких наказаний! Гипердинамические дети не виноваты в том, что они такие. Потому что их проблемы имеют медицинский аспект. ММД – заболевание центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Екатерина Вадимовна объясняет: во время родов, а может быть, еще в утробе матери мозг ребенка получил минимальные повреждения, то есть «часть клеток попросту не функционирует». Тогда какие-то другие, здоровые, клетки мозга берут на себя функции потерпевших, и сразу же начинается процесс восстановления. Одновременно с этим идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Но на процесс восстановления требуется дополнительная энергия. Следовательно, с первых дней жизни больного малыша его нервная система работает с двойной нагрузкой.
В ситуации же стресса – например, во время учебной деятельности, контрольной, ответа перед доской на уроке, экзамена или после перенесенного простудного заболевания – у ребенка наступает ухудшение неврологического состояния, усиливаются нарушения поведения и обостряются проблемы с обучением. Ведь на стресс тоже нужна энергия, и тогда нагрузка на ребенка возрастает втрое!
Надо учитывать еще один фактор. В нервной системе есть два основных процесса – возбуждения и торможения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Отсюда у детей трудности с концентрацией внимания, памятью, регулированием своей активности, засыпанием. При гиподинамическом синдроме затруднены процессы возбуждения. Поэтому ребенок вял, апатичен, молчалив, безынициативен, либо чуждается других детей, либо подозрительно сговорчив и безвольно покладист.
Самое главное, и это громадное утешение для родителей, что при благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми, клетками, нужные связи в организме восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам, обнадеживает Екатерина Мурашова. И тогда «ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников».
Но в том-то и проблема, что это самое «благополучное развитие» следует еще ребенку обеспечить! То есть не ругать его за последствия его болезни, не наказывать, не преследовать, не акцентировать на недуге нездоровое проявление наших чувств.
Видя наше недовольство ими, гипердинамические дети искренне хотят поправить положение и стать лучше. Но у них не получается исправить свою природу, им это просто не под силу. И тогда под постоянными ударами родительского ремня, двойками, немилостивыми упреками учителей некоторые дети этого типа начинают избегать общения с папами и мамами. А школу – прогуливать.
Как определить, есть ли у вашего ребенка ММД?
Екатерина Мурашова просит обратить внимание на наличие у ребенка заикания, логопедических отклонений в речи, даже если с ними уже справились, к тикам самого разного характера, астматическому бронхиту, энурезу, часто повторяющимся головным болям, вегетативно-сосудистой дистонии. К счастью, проявление всех этих признаков заболевания только у одного ребенка невозможно. Но два-три практически есть у каждого.
В первую очередь, считает Екатерина Вадимовна, гипердинамическому ребенку нужен режим дня. В нем нуждаются его ослабленные регуляторные механизмы. И режим этот надо вводить еще в младшем дошкольном возрасте.
Например, более спокойному и быстрому засыпанию дошкольника помогает такой ежедневно повторяющийся ритуал, который состоит из нескольких этапов. Ровно в восемь часов вечера зажигается зеленый ночник, на столике возле кровати ребенка появляется стакан кефира и печенье, малыш принимает душ, потом мама или папа читают своему чаду сказку.
И не надейтесь на то, что, если ребенок целый день носился на улице или по квартире, он «разрядился» и потому должен спать как убитый. Да, гипердинамический ребенок физически активен. И самое страшное для него – неподвижность, заключение в замкнутом и тесном пространстве. Но его живость не примета полноты сил. Напротив, сил у такого ребенка мало, расход их быстрый. Его живость – из-за неспособности остановиться, из-за сбоев в механизмах концентрации и торможения. Поэтому Екатерина Мурашова и разрабатывает вместе с родителями своих маленьких пациентов систему-ритуал, призванную успокоить и расслабить ребенка перед ночным сном.
Другой совет. Не стоит отдавать гипердинамического дошкольника в подготовительные группы со школьным типом занятий – за партами и столами, с работой в тетрадях и домашним заданием. Гипердинамическое чадо вообще не следует рано отдавать в школу. Как правило, развитый интеллектуально, он не готов к ней психофизически и социально. Потому и любит возиться с детьми младше себя.
К тому же ему вредны любые перегрузки. В том числе спортивные. Но к школе его готовить можно и нужно. Точнее, к порядку, которому ему придется следовать в школе, к расписанию, по которому придется жить. Развивающие занятия с ним, дома или в кружке, не должны, однако, длиться более десяти минут в день. Главное – следовать принципу: лучше понемногу, но каждый день. Но может быть, в одно и то же время?
Ориентируйтесь на состояние ребенка. У гипердинамических детей бывают «плохие дни» и «плохие часы», они метеочувствительны. Но если в это время ребенку кажется, что он забыл все, что учил и узнал раньше, что у него тяжелая, «ватная» голова – ни ругать, ни стыдить его не нужно. Отметьте: «Ничего страшного. Сейчас мы поиграем. А к занятиям вернемся позже». И ребенок будет благодарен вам за понимание. Это очень важно, говорит Екатерина Мурашова, иметь внутреннюю, доверительную связь со своим ребенком, иначе он, в отчаянии от своей непохожести на других детей, которую осознает, как правило, еще до школы, может уйти «в себя» и замкнуться.
Комментарии