Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом развитие осуществляется на неблагоприятном фоне недостаточной морфологической и функциональной зрелости организма. Поэтому адаптация ребенка к дошкольному учреждению как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка, как психофизиологических, так и личностных. Чаще всего это беспокойство, страх, безучастность, вялость, заторможенность, проблемы с едой, сном, частые болезни, негативизм, упрямство.
Немаловажную роль в период адаптации имеет проявление тревожности. Именно возникшая в этот период ситуативная тревожность под воздействием различных психотравмирующих факторов способна превратиться в устойчивую черту личности и способствовать возникновению различных невротических состояний. С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: непривычный режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.
С самого рождения и на протяжении всей жизни родители стараются дать своему ребенку самое лучшее, то, чего когда-то были лишены сами. И опираются они в первую очередь на личный опыт. Но важно не то, что давать, а как это делать. Вот ребенок родился, и начинается его познание окружающего мира. Сначала он больше доверяет осязанию, обонянию, вкусу. А потом у малыша возрастает потребность познавать мир с других позиций. Чтобы правильно продолжать это развитие, необходимо создать максимально комфортные условия, такие как в детском саду или яслях. И вот наступает новый этап в жизни и малыша, и его родителей – это детский сад. В наше время это учреждение воспринимается родителями как место необходимого пребывания ребенка, а не комфортного. Поэтому молодые родители, не задумываясь, отводят свое чадо в детский сад и убегают на работу. А ребенок, оказываясь в незнакомом месте, впадает в панику, теряется, чувствует себя брошенным. Отсюда слезы, истерика по утрам и негативное восприятие детского сада. Но на самом деле в нем нет ничего страшного и плохого, ведь посещение ребенком дошкольного учреждения необходимо для общения, развития и правильного поведения в обществе. Просто не каждый взрослый знает, что нужно делать и как себя вести, отдавая своего малыша в сад. Именно об этом я и хочу с вами поговорить.
Думаю, начать стоит с определения возраста. Когда же ребенку необходимо идти в детский сад? Важно учитывать ряд особенностей.
С 2‑3 лет происходит становление маленькой личности, часто можно слышать: «Я сам», «Я красавица», «Я большая». Поэтому мама должна дать возможность своему ребенку почувствовать себя самостоятельным.
С первых же дней посещения детского сада ребенку нужно объяснить, что он уже большой и самостоятельный человечек, который должен найти себе новых друзей, а мама вечером заберет его домой. Поцеловать ребенка, оставляя его в саду, обязательно!
Начиная подготовку к посещению детского сада, стоит ориентироваться на время, к которому вам положено быть на работе, и учитывать дорогу до садика, до работы и хотя бы 15 минут с малышом в садике. Важно понимать, что ребенок будет задаваться вопросом, за что же его отрывают от мамы и оставляют на весь день с чужими взрослыми и детьми. И это вполне естественно. Поэтому важно, чтобы он чувствовал ваш позитивный настрой, видел улыбку и получал небольшие подарки по вечерам.
Первый день в детском саду должен быть как Первое сентября – небольшим праздником. Конечно же, оставить малыша сразу на весь день не выйдет. Сначала можно попробовать оставить его на час без вас, потом на два, три. Также первое время нужно брать с собой в садик любимую игрушку ребенка и на смену домашнюю одежду, чтобы он чувствовал себя комфортнее. Следует внимательно наблюдать за привычками, которые были или появились с момента поступления в сад, а также обращать внимание на то, как и сколько малыш ест. Не забывайте постоянно напоминать ребенку о том, как вы его любите, какой он теперь взрослый и самостоятельный. Не стоит уходить, не попрощавшись, буквально сбегать от малыша. Многие родители так делают, аргументируя это тем, что малыш их не отпускает, а они ведь опаздывают. В таком случае, видя, как мама или папа пытаются побыстрее уйти, ребенок начинает только сильнее плакать, ощущая себя брошенным.
Существуют конкретные причины, вызывающие слезы у ребенка. Вот некоторые из них:
- Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же новые обстановка, люди, дети. Чтобы привыкнуть, малышу потребуется время.
- Психологическая неподготовленность ребенка к детскому саду. Такое чаще всего происходит из-за нехватки эмоционального общения с мамой.
- Избыток впечатлений. Находясь в саду, ребенок испытывает много как позитивных, так и негативных эмоций окружающих, вследствие чего он может капризничать, замыкаться.
- Отрицательное первое впечатление. Как я уже говорила, убегая, родители наполняют ребенка негативными эмоциями. Чаще всего это первый признак отрицательного впечатления от сада. Поэтому никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
Помните, что с начала посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания малышу дома.
Итак, подводя итог вышесказанному, нужно запомнить, что нужно:
– обязательно переживать этот новый период вместе с ребенком;
– интересоваться, каким был у него день, что было интересного, что нового он узнал, во что играл, что ел, с кем познакомился;
– хвалить за успехи и помогать советом, если у ребенка возникли трудности;
– рассказывать ему, как прошел ваш день;
– напоминать ему, что он уже взрослый и самостоятельный, что он должен каждый день ходить в садик, как мама с папой ходят на работу;
– укладывать спать нужно раньше обычного и обязательно почитать любимую книжку перед сном.
Любите своих детей, дарите им свои улыбки, и они к вам вернутся их искренней любовью к вам.
Принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной ценностью которого стало укрепление физического, нервно-психического здоровья ребенка, особенно в период адаптации, сделало решение проблемы привыкания детей к ДОУ приоритетной задачей, направленной на создание комфортных условий для каждого малыша.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду сложен для всех его участников: самого ребенка, его родителей и педагогов. Поэтому работа в нашем детском саду ведется во всех трех направлениях поэтапно.
На первом этапе работа с детьми в первую очередь направлена на формирование представления о детском саде через просмотр мультфильма «Кошкин сад», игры «Детский сад для животных» (рекомендуемой для игры дома) до посещения ДОУ, диагностику готовности детей к ДОУ и прогноз адаптации.
Работа с родителями включает консультирование, семинары, игры, практикумы по вопросам адаптации и подготовки детей к детскому саду «Что такое адаптация?», «Режим дня», «Питание ребенка», «Вредные привычки», «Общение детей раннего возраста», «Я сам – строптивость или самостоятельность», «Моменты расставания», «Семейное воспитание». Анкетирование родителей по вопросам навыков самообслуживания, индивидуальных особенностей малыша. Акцент при консультировании делается на развитии у ребенка навыков общения и игры, так как именно игровая деятельность позволяет ему переключиться со стрессовой ситуации. Общительность ребенка позволит не впасть в стрессовую ситуацию, а вызовет положительный отклик на новизну.
На втором этапе родители с детьми попадают в группу кратковременного пребывания, где семьи воспитанников знакомятся друг с другом, педагогическим коллективом и оборудованием детского сада. Совместные встречи включают игровые упражнения с единым сюжетом «В гостях у зайчихи», «Кот и мышата», «Мишка», традиционные и нетрадиционные элементы арт-терапии «Пальчиком», «Печаткой», артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, свободную игровую деятельность. Совместные занятия детей с родителями в условиях ДОУ позволяют наладить положительный контакт педагога с каждым ребенком и родителем, развивать у детей навыки совместного предметного взаимодействия и освоения пространства, формировать у родителей представление о значимых факторах облегчения периода адаптации.
Третьим этапом является постепенный вход ребенка в группу с учетом его индивидуальных особенностей, темперамента, интересов. На этом этапе используются игры и занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, возникающих в результате сдерживания эмоций в течение дня. Положительный эмоциональный фон поддерживается с помощью пальчиковых игр, психогимнастики, подвижных игр, сюрпризных моментов.
Работа педагога на всех этапах строится на основе сбора информации о детях, их темпераменте, предпочтениях, интересах и создании условий, отвечающих индивидуальным потребностям каждого ребенка. Знакомство с детьми через анкеты и сочинение родителей о своих детях на первом этапе, наблюдение за поведением детей во время занятий и свободной деятельности на втором этапе – все это позволяет педагогам вовремя оказать помощь в трудной для каждого ребенка ситуации при вхождении в группу.
Большое внимание уделяется созданию предметной среды для снятия энергетических зажимов, возникающих вследствие сдерживания эмоций: уголок творчества с разнообразными средствами для рисования мелками, карандашами, пальчиковыми красками, игры с песком и водой, пищалки, каталки, шумелки, антистрессики, игры с липучками, шнуровками, молниями, кнопками, пуговицами. Для зрительного уменьшения пространства используются подвески, уголки уединения.
Чувствительность педагогов к детям с проблемами в адаптации повышается в процессе консультаций «Темперамент ребенка», «Особенности развития детей раннего возраста», «Вредные привычки в период адаптации».
На всех этапах ведется наблюдение за самочувствием ребенка, его эмоциональным состоянием, аппетитом, режимом сна, взаимодействием со взрослыми, детьми и окружающими предметами.
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировав у него положительное отношение к детскому саду и доверие к педагогу. Задача педагога-психолога – помочь родителям и педагогам найти общий язык и создать единую модель среды и требований к ребенку как дома, так и в дошкольном учреждении.
Специфика работы ДОО с детьми раннего возраста такова, что возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого, однако с другой – особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему. Очевидно, что работа педагога предполагает прежде всего ориентацию на возрастные особенности детей и понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Необходимость включения в детскую деятельность. Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и заражает их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой-либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают.
Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к малышам оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и заразительным. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм.
Необходимость эмпатии. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, то есть сочувствие и сопереживание. Это требование необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту оно приобретает особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.
Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
Татьяна МОСКАЛЕВА, воспитатель школы №1018
Комментарии