Современный план воспитательной деятельности школы уже давно вышел за рамки выставок рисунков и конкурса стенгазет, хотя и эти формы активно и продуктивно используются моими коллегами и мной. Нынешние дети, их новый взгляд на мир, клиповость их мышления заставляют организаторов воспитательной работы изобретать, выдумывать и генерировать новые подходы и формы реализации событий, акций, всевозможных активностей, но зачастую интересные и занимательные мероприятия, по мнению их авторов, не находят отклика у детей и проходят впустую или настолько неярко, что силы, потраченные на их создание и реализацию, намного превышают результативность. Как повысить уровень вовлеченности и интереса детей?
Согласитесь, что каждый педагог-организатор задается этим вопросом. Скажу сразу, что ответа вы не найдете в этой публикации, наверное, он никогда и не будет найден, потому что множество факторов влияют на мотивацию ребенка, но некоторыми находками, катализаторами интереса, как я их называю, я с вами поделюсь.
Рейтинг класса
Подобные формы работы с классным коллективом повсеместно были распространены десятки лет назад по многим школам России, затем их воспитательный потенциал угас, рейтинги поднадоели и были забыты.
Но мы решили возобновить подобный конкурс среди наших школьников, и, знаете, я могу смело назвать эту игру действенным катализатором детского интереса.
Современные дети из основной школы (особенно ученики 5-7‑х классов) активно стараются набрать баллы в рейтинговой таблице. Скажу вам больше, классные руководители отстаивают каждый балл. Главное, чтобы правила игры «Рейтинг класса» были понятны детям и прозрачны. У нас это реализовано так:
– все мероприятия из плана воспитательной деятельности на месяц выносятся в онлайн-таблицу;
– в таблице рейтинга обязательно есть место для инициатив детей, которые находят реализацию вне класса;
– выставление рейтинговых баллов происходит еженедельно на собраниях советов школьников.
Рейтинг помогает систематизировать все события месяца (согласитесь, большой плюс для анализа и отчетности педагога-организатора), он объединяет все воспитательные мероприятия школы в единое целое и ненавязчиво мотивирует детей участвовать в воспитательных и социально значимых мероприятиях и акциях.
Коротко, ярко, интерактивно и информативно
Именно эти слова четко описывают подход к организации предметно-пространственной среды в нашей школе.
Привлекательное оформление школьных входных групп, стендов, передвижных выставок может стать катализатором, который активизирует детское любопытство и простимулирует его интерес.
При оформлении тематических зон к всевозможным праздникам и событиям мы используем интересные и познавательные материалы, которые расширяют кругозор ребенка, «вживляем» развлекательный контент, используем интерактивные технологии. Например, к праздникам разрабатываем викторины, которые можно пройти, не отходя от тематической зоны, технология QR-кодов и онлайн-формы позволяют это сделать достаточно просто, а на День Победы мы подготовили большой интерактивный проект «Код памяти».
Как бы мы ни хотели уменьшить использование детьми мобильных телефонов, но прогресс и детскую любознательность не остановить, поэтому мы стараемся использовать современные сервисы во благо.
Утренние активности и быстрые мероприятия
Очень часто мы используем в воспитательной работе быстрые мероприятия и утренние активности. Это не развлечение ради развлечения! Эти формы организации воспитательной работы можно наполнить познавательной и интересной информацией о событии дня, о предстоящих мероприятиях, мини-играми, быстрыми викторинами. Одним словом, привлечь внимание детей к школьной внеурочной деятельности и мотивировать их на участие в ней.
Например, масленичная неделя в этом году началась в школе с яркого театрализованного утра. Скоморохи предлагали поучаствовать в быстрой мини-игре, коробейники рассказывали о викторине с вкусными подарками и распространяли электронные приглашения, цыганки предлагали узнать свою судьбу… Одним словом, холл первого этажа на утренние полчаса превратился в яркую и шумную русскую ярмарку.
А быстрые мероприятия, проводимые школьным самоуправлением и старшеклассниками, всегда с азартом проходят на этаже начальной школы: турниры по настольным играм, быстрые квизы, адаптированные дворовые игры – все это помогает в организации досуга и перемен у младших классов.
Воспитательный потенциал информационных видеотабло
Кого сейчас можно удивить информационным видеотабло? Каждый телевизор может им быть, но школьное информационное табло может значительно помочь в работе педагога-организатора.
Здесь в роли катализатора детского интереса выступает сам телевизор, как бы странно это ни звучало. Детей притягивают движущиеся картинки, яркие фоны и анимационные герои. Главное, чтобы набор роликов на этом табло периодически менялся, это мотивирует детей: «О, что-то новенькое!»
Мы заполняем видеоряд профилактическими роликами по комплексной безопасности (на сайтах федеральных ведомств они представлены в большом количестве), короткими видео из серии «Памятные даты военной истории» (обновляются каждый месяц), видеопрезентациями о знаковых событиях и праздниках. По итогам каждого месяца делается видеоряд из фотографий «Наша школьная жизнь», в котором «перелистываются» кадры со всех мероприятий, где школьники принимали участие.
Свое видеотабло есть и у наших родителей! Конечно же, видеоряд «Наша школьная жизнь» транслируется и на нем, но есть материалы, которые мы специально создаем для законных представителей наших школьников: «Советы родителям», ролики по детской безопасности.
Вот небольшой перечень катализаторов, которые помогают мне в организации воспитательного процесса и стимулируют интерес детей к внеурочной жизни школы.
Алексей ЕВСЕЕВ, педагог-организатор школы №1534 «Академическая»
Комментарии