search
main
0

Катализатор образовательных реформ. Основные направления модернизации методической службы

В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»; стaтьей 11.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года №107-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» функция реализации методической поддержки отнесена к ведению образовательных учреждений и организаций инфраструктуры сферы образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а так как учредитель таких учреждений – муниципальное образование, то исполнение полномочий по методической поддержке образовательных учреждений, а следовательно, и их финансирование относится к ведению муниципальных образований.

На сегодняшний день функции методической поддержки в автономном округе осуществляются на уровне образовательных учреждений методическими объединениями учителей, на уровне муниципалитетов – методическими центрами, которые могут быть представлены как отдельными учреждениями, так и структурными подразделениями муниципальных органов управления образованием либо отдельными специалистами управлений образования, наделенными соответствующими функциональными обязанностями.

Поскольку политика модернизации предусматривает системные изменения в российском образовании, то методическая служба должна обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций. Она должна превратиться в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ, обладающий самыми качественными на сегодняшний день ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.

Основная цель методической службы на современном этапе – содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования. На современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии при оказании методической поддержки. С другой стороны, традиционные формы преподавания еще долгое время будут оставаться актуальными в образовательном процессе, и их модернизация должна происходить постепенно, но динамично. Поэтому, например, методист по дошкольному образованию, с одной стороны, должен прекрасно разбираться во всех ныне существующих методиках дошкольного образования и воспитания, но с другой стороны, хорошо знать, где и как в этих методиках могут применяться современные технологии для целей повышения качества образования и воспитания.

В рамках реализации мероприятий Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2005 года №154-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2006-2007 годы» в автономном округе созданы 22 межшкольных методических центра (по одному в каждом муниципальном образовании), 4 региональных методических центра (в Сургутском государственном университете, Сургутском государственном педагогическом университете, Нижневартовском государственном гуманитарном университете, Югорском государственном университете), 1 региональный координационный центр (в Институте повышения квалификации и развития регионального образования).

Межшкольные методические центры (далее – ММЦ) созданы для модернизации и развития муниципальной методической службы в сфере использования и широкого распространения информационно-коммуникационных и иных инновационных технологий в образовании, осуществляемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, федерального проекта «Информатизация системы образования», других проектов Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, планов работы муниципальных органов управления образованием.

Организационно-правовая основа создания ММЦ различна по муниципальным образованиям автономного округа: это структурные подразделения муниципальных органов управления образованием; учреждений, наделенных функциями муниципальных методических служб; учреждений, ведущих образовательную деятельность как в сфере общего, так и дополнительного образования. Ни в одном муниципальном образовании ММЦ (сам по себе) не является отдельным юридическим лицом.

На сегодняшний день ММЦ функционируют в рамках соглашений о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта «Образование», подписанных между правительством автономного округа и главами муниципальных образований автономного округа на 2006-2007 годы. ММЦ оснащены необходимым компьютерным, презентационным и офисным оборудованием, их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований и посредством грантов (субсидий), выделяемых из бюджета автономного округа. В помещениях ММЦ произведены качественные ремонты, установлены сплит-системы в серверных и медиалекториях, проложены локальные сети. Во многих ММЦ установлены интерактивные доски. Во все ММЦ произведена поставка цифровых лабораторий по физике, химии, биологии, а также медиатек по всем предметам школьной программы. Специалисты ММЦ прошли множественные курсы повышения квалификации по самым разным направлениям внедрения современных технологий в практику преподавания и управления школой. Таким образом, на сегодняшний момент ММЦ представляют собой самую современную, хорошо оснащенную площадку для методической поддержки внедрения в практику преподавания и управления инновационных технологий.

Так как ММЦ не обладают лицензиями на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ на базе ММЦ проводят преподаватели-тьюторы ГОУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт повышения квалификации и развития регионального образования».

В 2007-2010 годах в соответствии с концепцией будет проведена реорганизация методической службы в автономном округе путем объединения ныне существующих в разных структурных формах муниципальных методических служб и межшкольных методических центров для оказания комплексной, всесторонней методической поддержки образовательных учреждений и работников сферы образования автономного округа в ситуации общей модернизации системы образования в Российской Федерации. Это позволит вывести муниципальную методическую службу на принципиально новый уровень развития. В том случае, если структуры методической службы отсутствуют в муниципальном образовании, точкой становления и развития определяются межшкольные методические центры.

Для полноценной реализации концепции рекомендуется объединение с 2008 года (подготовительный этап – 2007 г.) ныне существующих структур методических служб с межшкольными методическими центрами на базе отдельных юридических лиц, то есть на базе существующих или вновь создаваемых муниципальных учреждений, основной функцией которых является реализация основных направлений методической службы в муниципальном образовании. Указанные центры должны получить единое название – «Муниципальный методический центр» (далее – ММЦ). Наиболее приемлемой организационно-правовой формой таких центров является автономное учреждение. После принятия необходимых подзаконных актов к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» рекомендуется создавать ММЦ именно как автономные учреждения либо путем реорганизации существующих муниципальных учреждений, либо регистрацией в виде автономного учреждения.

Ныне существующие региональные методические центры (далее – РМЦ), организованные на базе вузов автономного округа (СурГУ, СурГПУ, НГГУ, ЮГУ), которые в 2006-2007 гг. проводили массовую переподготовку педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, с 2008 года должны быть реорганизованы в региональные методические центры с функцией научно-методической поддержки ММЦ по основным направлениям реализации государственного стандарта общего образования в части специфики каждого вуза, а также в части дошкольного образования. Проведение массовых курсов повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий уходит из функциональных обязанностей РМЦ и заменяется учебными семинарами для представления конкретных технологий, образовательных продуктов.

В общей схеме структуры методической службы в автономном округе ИПКиРРО выступает как региональный координационный центр, осуществляя общее руководство системой методической службы в автономном округе, контролируя реализацию основных направлений концепции, проводит курсы повышения квалификации по всем актуальным направлениям, в том числе и с использованием механизмов, предусмотренных постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 августа 2006 г. №196-п «О плановом повышении квалификации работников образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Высшие учебные заведения автономного округа (СурГУ, СурГПУ, НГГУ, ЮГУ) функционируют как региональные методические центры, оказывая научно-методическую поддержку муниципальных методических центров по направлениям, а также оказывают поддержку учреждениям начального профессионального образования в части общеобразовательных дисциплин.

Учреждения начального профессионального образования – получатели научно-методической поддержки со стороны РМЦ в части общеобразовательных дисциплин.

Муниципальные методические центры в муниципальных образованиях автономного округа оказывают весь спектр методических услуг муниципальным образовательным учреждениям, методическим объединениям, работникам образования, учащимся (в части поддержки дистанционного обучения).

Методические объединения педагогов – получатели консультационно-методических и консультационно-технических услуг и активные помощники ММЦ в реализации основных направлений концепции.

Муниципальные образовательные учреждения – получатели методических услуг, участники мероприятий, проводимых ММЦ и РМЦ.

Работники образования – участники курсов повышения квалификации, проводимых ИПКиРРО, участники методических объединений, участники творческих конкурсов.

Учащиеся – конечные получатели качественного образования, используют возможности ММЦ и ОУ в части дистанционного обучения, а также пользуются образовательными ресурсами, размещенными в ММЦ.

В связи с тем что функция методической службы закреплена за образовательными учреждениями, которые являются муниципальными, основное финансирование деятельности ММЦ должно осуществляться из муниципальных бюджетов (штаты, содержание помещений, их текущий и капитальные ремонт, телефонная связь и т.д.). Со стороны автономного округа финансирование ММЦ также необходимо перевести на принцип заказа методических услуг. Реализуя настоящую концепцию, Департамент образования и науки автономного округа заказывает выполнение определенных методических услуг через ММЦ, на оплату которых выделяет средства в виде целевых грантов (субсидий) на период становления новых структур методической поддержки в 2008-2010 гг. Такое дополнительное финансирование будет производиться из средств, запланированных проектом закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2008-2010 годы».

Финансирование системы методической службы в автономном округе можно представить следующей схемой:

Проблема разрыва в оплате труда педагогических работников образовательных учреждений и работников ММЦ может быть решена в рамках введения отраслевой системы оплаты труда, отличной от ЕТС, эксперимент по введению которой проходит в 2006-2007 гг. в отдельных муниципальных образованиях автономного округа, а также при переходе на принципы штатно-окладной системы оплаты труда в системе образования автономного округа, при которой произойдет унификация подходов к формированию ставок заработной платы (окладов) всех категорий работников системы образования, дифференциация окладов в зависимости от набора критериев и введение фонда надбавок и доплат с целью унификации показателей, стимулирующих повышение качества труда для всех категорий работников.

Дмитрий СТОЛЯРОВ, первый заместитель директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте