Понятие «инженерно-технологические классы» появилось не так давно. В нашей школе с 2015 года обучение в классах такой направленности проходят ребята из 10-11-х профильных классов естественно-научного направления. Программа инженерных классов призвана помочь школьникам в успешном развитии и самоопределении. Большое внимание уделяется пропаганде химического образования, подготовке выпускников, желающих трудиться в химической промышленности, поскольку роль химической промышленности очень велика.
В этом учебном году в школе открылся предпрофильный класс: учащиеся участвуют в профориентационных мероприятиях и получают расширенную подготовку по химии. Работа началась с «погружения» в сферу химических производств, установления связи программы школьного курса химии с теми решениями, которые были использованы при создании разных производств. В качестве модельных рассматривались окисление аммиака и производство серной кислоты контактным методом.На уроках химии мы подробно рассматриваем эти процессы, говорим об использовании различных катализаторов, оптимальных условиях, устройстве аппаратов, в которых протекают реакции, но не отмечаем, какая огромная работа предшествовала этому. На занятиях предпрофиля подробно останавливаемся на моментах производственной сферы, показываем значимость инженерных решений. В качестве примера могу привести ознакомление учащихся с первой и третьей стадиями производства серной кислоты – стадией обжига пирита и стадией получения серной кислоты взаимодействием оксида серы (VI) c водой. Кажущиеся на первый взгляд простыми, эти процессы трудны, и устранить сложности удалось лишь благодаря успешным инженерным решениям. В первом случае это применение противотока, во втором – использование вместо воды менее концентрированной серной кислоты.Учащиеся были поражены величием инженерной мысли! При этом я подчеркнула, что на каждом этапе при реализации любого производственного процесса нужен творческий подход. Наряду с изучением химического оборудования, используемого на химическом производстве, даются краткие характеристики химическим профессиям. Школьники побывали на экскурсии в НИТУ МИСиС, где их познакомили с производством чугуна и стали, в заключение они участвовали в играх по составлению схем различных производств. В инженерных классах мы пытаемся воспитывать профессиональные интересы и навыки исследовательской работы, расширить представления о современном производстве. Мероприятия по профессиональному просвещению начались с посещения дней открытых дверей в химических вузах Москвы. Были мы с ребятами на Фестивале науки в университете имени Д.И.Менделеева: прослушали сообщения студентов, аспирантов и сотрудников, увидели кафедральные лаборатории, ознакомились с новейшим оборудованием лабораторий элементного анализа, молекулярно-спектральных исследований, газожидкостной хроматографии и хроматомасс-спектрометрии.Знакомство с современными достижениями отечественной и мировой химической промышленности продолжили на выставке «Химическая промышленность и наука» в Экспоцентре.А во время экскурсии на мусоросжигательный завод учащиеся инженерного класса познакомились с производственным оборудованием, устройством реактора, катализатором, системой автоматизированного контроля над процессом сжигания.Также подростки заняты различными исследованиями в области органической химии. Для успешной реализации этого проекта создана система сотрудничества с несколькими вузами, партнерство с которыми помогает нам проводить некоторые исследования на их лабораторных установках.Нина ТРЕЩАЛИНА, учитель химии школы №1173
Комментарии