Нынешняя постановка Михаила Мизюкова в Историко-этнографическом театре – это новое обращение к драматургу XIX века Дмитрию Аверкиеву, посвятившему свое творчество истории Отечества.
Описанные в пьесе события самим автором воспринимались как «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», ведь действие разворачивается во второй четверти XVII века, и вовлеченные в него представители старшего поколения были активными участниками Смутного времени. Но сюжет спектакля – любовная история с трагическим финалом – делает его актуально звучащим для всех времен.О чем же говорится в этой драме? О вечном противоречии чувств детей и жизненного опыта родителей, которые, конечно же, хотят для них только лучшего, так как они его понимают. Отец влюбленного молодого человека, родовитый боярин Парфен Семеныч, недаром всячески противится его браку с дочерью незнатного дворянина Ивана Силыча… Хотя, в общем-то, Марьица (а героиня Виталины Отрадновой, что называется, трогает душу!) ему по нраву. И клевета подьячего Живули с ключницей Пелепелихой (их диалоги в исполнении Виктора Юрченко и Ольги Сениной полны искрометного народного юмора!) мало что значит для него. Но он хорошо помнит, как после женитьбы на матери своего сына Василия, дочери такого же неродовитого дворянина, отвернулись от него все знакомые представители боярства, а сам он попал в опалу и вынужден был из Москвы перебраться в провинциальную Каширу. И не мог он после без упрека на жену глянуть, чем и свел ее до срока в могилу. И вот теперь не хочет он такой судьбы ни сыну своему, ни Марьице.Можно сказать, что спектакль этот и о социальном неравенстве, и о социальных условностях, ломающих судьбы людей. Пользуясь ими, жестоко оскорбляет знатный боярин своего незнатного соседа, и даже если сам Парфен Семеныч вдруг проявит слабость и поддастся на уговоры сына, то Иван Силыч (образ человека твердых принципов создает Антон Чудецкий) никогда не простит оскорблений и согласия на брак не даст.Но прежде всего этот спектакль об отношении к любви самих влюбленных. Главный герой, сын боярина, молодой сокольничий Василий (блестяще сыгранный Николаем Антроповым), умен и способен на сильное чувство. Достаточно вспомнить, как он примиряет отцов семейств или как смотрит на Марьицу во время народной игры в «царевну». (В пленительной постановке этого древнерусского молодежного развлечения одухотворенно выглядят все ее участники – от главных героев до сына Пелепелихи, ограниченного глуповатого парня, каким сыграл его Павел Ештокин.) Но, тайно обручившись с Марьицей после гневного отказа отца их благословить (Михаил Клюшкин, играющий отца, неистово выражает мощь обуревающих его чувств), в дальнейшем Василий проявляет слабость: уступает давлению царя, отца, окружения и женится на знатной княжне. Потом, опомнившись, он бросается к Марьице, умоляет простить, уговаривает бежать вместе с ним в Литву! Но она уже не верит ему. Девушка твердо решила выйти замуж за парня, давно влюбленного в нее Савушку (которого с тонким лиризмом играет Андрей Безымянный), и не хочет ничего менять….Вот начинается девичник – веселыми обрядами, традиционными шутками и прибаутками, которыми обмениваются друзья жениха и подруги невесты. Особенно хороша закадычная подруга Марьицы Глаша – очаровательная Карина Фадеева. Но тут врывается Василий и начинается самое драматичное: стремясь любой ценой удержать Марьицу, он клевещет на нее, утверждая, что они были любовниками. Видя готовность всех собравшихся поверить ему – и самого Савушки, и его брата, ершистого и независимого Абрама (Алексей Остафийчук), и гостей из окружения Парфена (которых играют Дмитрий Колыго и Сергей Васильев), Марьица убивает себя. Медленно выпадает из руки обагренный платок, рыдает над ее телом Василий, в немом горе застывает ее мать Дарьица (Наталья Михеева)…Примерно через пятьдесят лет после событий пьесы по царскому указу полетели в огонь «разрядные книги», в которых было записано, какие должности соответствуют степени родовитости боярина. Перестали назначать по знатности, а не по уму, раз и навсегда пошатнулась спесь боярская, которую окончательно добьет Петр Первый. Никого уже было не удивить женитьбой знатного боярина на дворянке и даже худородного дворянина на боярской дочери. Но помогли бы все эти перемены героям произведения? Ведь главная причина трагедии оказывается не в социальном неравенстве и сословной спеси, а в том, что слишком поздно главный герой понял одну простую истину: в любви можно жертвовать собой, но не любимым человеком. Именно такую, вечную, мудрость несут герои тех давних событий истории Отечества, осуществляя связь времен.
Комментарии