Готовясь к этому уроку по природоведению в 5-м классе, я задумалась: тема не предполагала ни экспериментов, ни опытов. Идти на урок только с учебником и журналом – значит обречь пятиклашек на скуку и уныние. Перечитываю еще раз внимательно учебный материал. Кроме двух гвоздей, больше ничего на ум не идет. Возьму еще свечку. Вот и весь арсенал средств.
Стою перед дверью класса с мрачным предчувствием неудачи, жду звонка. Слышу, как кто-то довольно громко разговаривает, не стесняясь грубых, неприличных слов. Приходится начать урок с «воспитательного момента». Говорю о том, как приятно слышать красивую, правильную речь…
Звучит звонок, приступаем к занятию. Следует этап проверки знаний. Это первый урок в четверти, поэтому спрашиваю ребят по желанию. Первая радость: руки подняли несколько человек, среди них Витя К., мальчишка с очень сложным характером, мгновенно замыкающийся при малейшем к нему «прикосновении».
Дети отвечают полными ответами на проблемные вопросы, начиная со слов «Я так думаю…», «Мне кажется…», «А может быть…». Это вторая радость.
Выставив с удовольствием несколько хороших и отличных отметок в журнал, перехожу к новой теме. Предлагаю ребятам поиграть – разгадать загадки, из первых букв ответов составить слово.
Вот мои вопросы:
1. Это насекомое летит на сладкое, имеет брюшко из желтых и черных полос и больно жалит.
2. «В траве сидел.., совсем как огуречик».
3. А, И, Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
4. Самое крупное сухопутное животное, обитающее в Индии, имеющее длинный хобот.
5. Состояние или качество человека, когда ему ничего не хочется делать.
6. Без этой красавицы невозможно представить самый любимый нами праздник – Новый год.
7. Корова живет в хлеву, а лиса в… Где?
8. Многие русские сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Двое умных, а третий дурак. И звали его…» Как?
9. В известной сказке «По щучьему веленью» печь сама ехала, а на ней сидел… Кто?
Какое слово получилось? Большинство детей ответили: «Окисление». Это и есть тема нашего урока.
Показываю два больших гвоздя, один из которых покрыт ржавчиной. Предлагаю детям ответить на вопрос: «Чем отличаются гвозди?» Слышу правильные версии. Дополняю, что ржавый гвоздь как раз подвергся окислению. Ребята делают предположения, какие задачи мы ставим перед собой. Сравниваем их с записанными предварительно на закрытой доске, корректируем.
Начинается этап изучения нового материала. Выяснив, что представляет собой окисление и что для него необходимо, сравниваем его с процессом горения. Здесь пригодилась свеча. Зажигаю. Начинаем обсуждение.
Цель достигнута, пора отдохнуть. На физминутке моделируем процессы горения и окисления. Делю детей на две группы. Одна изображает частицы гвоздя из железа, другая – молекулы кислорода воздуха. Вспоминаем особенности молекул находиться в постоянном движении – ребята демонстрируют свободное передвижение. А вот частицы в гвозде не разлетаются, держатся вместе (дети догадываются обняться). И отдохнули, и закрепили тему. И потолкались без обид и споров.
Садимся. Спрашиваю ребят, что они чувствуют. Оказывается, все нагрелись. А раз выделяется тепло без появления света, что произошло в нашем организме? Ответ: «Окисление!» А что для этого необходимо? Ответ: «Кислород!» А как воздух поступает в организм? Конечно, с вдохом. Предлагаю глубоко вдохнуть и выдохнуть.
Приступаем к чтению статьи «Дыхание» из учебника. Опять поднял руку Витя К. Даю ему возможность ответить. Читаем, обсуждаем. Пришло время подвести итог урока. Записываем домашнее задание. Я благодарю наиболее активных детей и тех, кто впервые проявил себя на уроке.
Звонок. Выхожу с чувством удовлетворения и спешу поделиться с коллегами маленькими удачами в таком непростом 5-м классе.
Так из топора удалось сварить кашу.
З.ЛАЗАРЕВА, учитель биологии и химии Ульяновской средней школы, д. Ульяновская, Архангельская область
Комментарии