Цель урока: ознакомить учащихся 7-8-х классов с явлением плавания тел в жидкости, используя программное обеспечение CD-«Физика 7-8» (К&М), изучить условия плавания тел, формировать умения объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает). Экспериментально исследовать условия плавания тел; наблюдать и анализировать явления.
ТСО: компьютеры, программа «Физика 7-8» компании К&М, лабораторное оборудование указано в каждой карточке.
План урока
1. Постановка учебной проблемы 3-5 мин
2. Изучение нового материала, работа с компьютером, мультпрограмм Кирилла и Мефодия. 5-7 мин.
3. Экспериментально-лабораторная работа; отчет по работе 20 мин.
4. Тест по программе Кирилла и Мефодия после темы «Плавание тел» 7-10 мин.
5. Домашнее задание 1 мин.
1. Учебная программа
В сосуд с водой опускают три тела: металлический цилиндр, деревянный брусок, пенопластовый брусок. На каждое ли тело действует Архимедова сила? Почему наблюдается разный результат? Об этом вы узнаете, поработав с программой «Физика 7-8».
2. После этого обсуждают вопросы:
Почему тело тонет?
Fтяж. > Fарх.
mт g > рmgVт
рт > рж
Почему тело всплывает?
Fтяж.= Fарх.
mтg = ржgVт
рm = рж
Почему тело плавает?
Fтяж < F Арх.
mтg < ржgVт
рт < рж
Задание
3. Экспериментально проверить условия плавания тел в различных ситуациях.
Класс делится на пять групп (можно сделать больше групп в зависимости от количества учащихся в классе) по учебным возможностям детей.
Раздаются карточки с индивидуальными заданиями и оборудованием (это можно сделать и в начале урока). Например, такая карточка.
«Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Результаты оформить в виде рисунков».
Оборудование: сосуд с водой, соль, картофелина.
После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.
4. Проверить, насколько ребята усвоили урок, можно с помощью теста, который находится на диске «Физика 7-8» K&M, после темы «Плавание тел».
Ответить на вопрос: что произойдет с ягодами клюквы, если их поместить в газированную воду? (Продемонстрируйте на опыте.)
Елена МАКСИМОВА, учитель физики 18-й омской школы
Комментарии