Кипят страсти вокруг проекта образовательного стандарта, который должны принять за основу работы средние школы во всей России. Спорят о том, какие знания, в каком объеме и по каким учебникам давать детям. По сути, это сводится к двум вопросам: учебники каких авторов внедрять в школу в массовом порядке и сколько часов твердо установить на тот или иной школьный предмет?
О чем никто всерьез почему-то не спорит – это об идеологии образования. В этом вопросе все как прежде: став родителями, бывшие школьники забывают тяготы своей школьной жизни и от детей требуют, требуют, требуют – как “старики” в армии. Нас, мол, учителя терроризировали, и вы не сахарные, не растаете. Этакая преемственность поколений.
Главное, о чем забывают не только чиновники, но и учителя-новаторы, – ради кого все, собственно, и затевается. То есть о детях, которых мы, взрослые, должны к периоду их полного и окончательного взросления научить чему-то путному. На вопрос “ради чего”, думаю, отвечать не нужно: и так понятно, что не пожилая женщина должна кричать своему пожилому супругу “что ж ты не пожарил картошки для Алешки” (которому уже под тридцать и выше), а сам Алешка должен не только ее пожарить, но и купить на свои кровные.
Так вот я знаю такого Алешку, который, между прочим, выучился на “отлично” и в школе, и в МГУ и многое умеет делать сам (скажем, отремонтировать телевизор, компьютер и т.д.). Но лет 10 после вуза продолжает фактически сидеть на маминой шее. Потому что он, во-первых, насквозь больной (колиты, панкреатиты, нервное истощение и прочее) и, во-вторых, безнадежно инфантилен. Он ждет, когда его кто-то разыщет и пригласит на оклад в пять тысяч “зеленых”. Даже отлично понимая, что его никто не пригласит (и кому нужен больной и малопродуктивный специалист высшего класса?), он все равно продолжает жить так, как удобно ему, а не как планировали чиновники от образования и учителя, вложившие массу народных денег и сил в его, Алешкино, образование.
Вопрос “почему число ничего не желающих делать, хотя и потенциально неплохих работников растет в геометрической прогрессии”, по моему мнению, гораздо более актуален, чем образовательный стандарт.
Начнем с того, что является стимулом развития инфантилизма в человеке. Это ясно и без долгих рассуждений. Хотите воспитать законченного потребителя – лишите ребенка чисто человеческой инициативы. Пусть он как можно больше сидит перед источником разного рода информации – учителем, компьютером, телевизором, учебником. И пусть ничего не делает по хозяйству! Пусть в школе он больше водит ручкой по бумаге, записывая под диктовку учителя слова и вместе с ним решая задачи, и пялится глазами в разные наглядные пособия и учебные фильмы. И пусть как можно меньше что-нибудь творит. Пришкольный участок? Да это же “совковый атавизм”! Хватит того, что один раз в мае всех выгоняют окапывать деревья и убирать территорию. Трудовой лагерь? Осенняя картошка? Так сейчас невыгодно привлекать школьников к сельхозтруду! Пусть лучше английские слова учат – за знание языка нынче много платят.
И никому в голову не придет, что от такого напряжения ребенок не может развиваться так, как обусловлено физиологией человека. Он либо вырастет полностью больным и попросту не сможет нормально работать и кормить себя и свою семью (если ему удастся ее создать), либо физически более или менее здоровым, зато отстающим в умственном и нравственном развитии. Почему?
Да потому, что биологически люди все-таки животные. И мы создаем для детей социальную среду, в которой рациональные животные инстинкты начисто глушатся и мутируют. Еще в мои школьные годы детвора гоняла во дворах и на школьных стадионах мяч, каталась с горки на санках и лыжах, играла в “казаков-разбойников” и организованную взрослыми “Зарницу”, собирала металлолом и макулатуру, устраивала дворовые турниры по борьбе, в которой появлялись свои чемпионы. А что сейчас? Вместо дворовых футболистов выросло многочисленное племя футбольных фанатов. Количество спортивных секций упало ниже критической отметки. Делать по утрам зарядку никого из детей не заставишь. Исчезают самодеятельные оркестры, клубы чтецов, кружки прикладного творчества. Даже в глухой провинции, не говоря о Москве, нормальные, в общем-то, дети крадут у родителей последние 40-50 рублей на компьютерные игры, которые ничего, кроме “боязливой” виртуальной агрессивности, в ребенке не формируют. Происходит это потому, что вырастает поколение с развитым желанием потреблять, но подавленными инстинктами добытчика и неразвитыми навыками трудиться и жить самостоятельно, без опеки старших. Поколение, не умеющее даже правильно – согласно строению и физиологии человека – двигаться и, что хуже всего, привыкшее к гиподинамии, физическому малосилию, низкой выносливости, безответственности за свое здоровье и почти лишенное чувства опасности.
И что нам даст в таком случае образовательный стандарт, когда психика наших детей разворачивается совсем в другую сторону – сторону потребления, а не созидания?
Что же, выходит, стандарт не нужен? Я сказал бы “нет”, если бы мы жили в стране, в которой разумные доводы превалировали бы над инструкциями. У нас простое понимание “как лучше” не действует. А потому стандарт и необходим. Но не тот, который пытаются сейчас протолкнуть чиновники.
Прежде чем утвердить стандарт, необходимо внести в Закон “Об образовании” очень важную статью – о соответствии школьных образовательных программ физиологически обусловленным возможностям детей максимально усваивать их. Причем законом должна быть определена ответственность работников образования за здоровье ребенка. И оцениваться на выходе оно должно по строгим параметрам. Пусть это будет своего рода экзаменом для учителей и родителей. Есть нормы антропометрии, нормы физического развития. Их все знают, и во время осмотра в военкомате они вносятся в личное дело призывника. И не только его – данные о девочках тоже записываются в их медицинскую карточку. Но пусть это будет не просто бумаготворчество, а важные контрольные документы, на основании которых можно будет сделать вывод о профессиональной пригодности (или непригодности) того или иного директора, учителя и разработчика учебной программы. При таких правилах родители вправе требовать независимого медицинского расследования причин ухудшения здоровья их детей в школе. Вот тут-то и понадобится стандарт, который будет гарантировать нормальное физическое и психическое развитие каждого выпускника школы.
Программа по физкультуре должна быть переориентирована со сдачи норм ГТО на развитие навыков грамотных с точки зрения анатомии и физиологии человека движений – ходьбы, бега, поднятия тяжестей и даже падения. Чтобы, скажем, не травмироваться в гололед, не заработать радикулит, взваливая на спину мешок с картошкой… Разумеется, физкультура должна полностью удовлетворять физиологическим потребностям школьника в физических нагрузках разных видов и обеспечивать правильное развитие опорно-двигательного аппарата. А потому к ней нужно относиться так же серьезно, как и к математике. Школьное питание необходимо взять под особый контроль. Запретить суррогаты типа чипсов, сделать обязательными в школьном буфете натуральные соки и овощные салаты в течение всего учебного года. И никаких: “Ешьте быстрее, а то перемена заканчивается!”.
С 5-го класса хорошо бы ввести ежедневную хоровую спевку – вместо первого урока. Хоровое пение очень важно для психического и физического развития подростка. Я бы ввел в стандарт еще и танцы, поскольку они формируют не только красивую осанку и навыки рационально двигаться, но и помогают приобрести уверенность в себе (последнего у наших выпускников катастрофически не хватает).
Необходимо вернуть в школу общественно полезный труд. Речь идет не о пресловутой профориентации, когда мальчикам сплошь присваивали квалификацию слесаря или токаря (причем большинство из этих “специалистов” не умели и гайку привернуть). Речь идет о серьезной дисциплине под названием “Домашнее и приусадебное хозяйство”. Нельзя перегружать школьника информацией, которую он не в состоянии усвоить с первых же слов.
Итак, стандарт должен быть физиологически обоснован. Ненаучно и непродуктивно только записать в скрижалях чиновничьих манускриптов, какую информацию должен усвоить юный гражданин страны за годы его учебы в школе. Нужно еще и разработать реальные (а не мнимые, как сейчас) способы эффективной передачи каждому ребенку знаний цивилизации и выработки у него твердого минимума жизненно важных навыков.
Андрей РЕМИЗОВ
Комментарии