Необходимость использования картографического материала в процессе обучения дисциплине «География». Формирование картографической грамотности в рамках изучения начального курса географии в 5-м классе.
Время Великих географических открытий не прошлоКак правило, знакомство с географией начинается со знакомства с картой. Вопрос для учителя географии заключается в том, как сделать это знакомство интересным и пробудить в ребенке желание и потребность осваивать новое, решать практические задачи на основе использования карт на всю жизнь.Необходимо также учесть, что современные дети в полной мере легким движением руки получают доступ к любой информации. Но ведь электронные источники не предлагают нам готовых решений, не ставят перед нами вопросы. Они оснащают нас информационно. Именно по этой причине от учителя зависит, освоит ли его ученик другие инструменты, такие, например, как географический атлас, да, обычный бумажный атлас, или и в дальнейшем будет использовать контент, качество и разнообразие которого зависит от других пользователей.Однако прежде, чем приступать к рассмотрению способов формирования и развития картографической грамотности у обучающихся, обратимся к самому понятию «картографическая грамотность». В опоре на слово «грамотность», подразумевающее умение субъекта читать и писать, и к понятию «картографическая грамотность» на первый взгляд можно подойти только с позиции умения «читать» карту. Однако такой подход будет очень узким и даже ограничивающим возможности ребенка в познании мира посредством карты.Раскрыть понятие «картографическая грамотность» предлагаю двумя способами. Первый – с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС ООО, как овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:- ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;- использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;- создавать простейшие географические карты различного содержания.Раскрыть понятие картографической грамотности можно также с позиции науки картографии как освоение картографического метода и применение его для решения научных и практических задач. Впервые идея применения карт как особого картографического метода исследований была высказана К.А.Салищевым в 1948 г., затем последовательно им развита [В.П.Раклов «Картография и ГИС»]. Суть картографического метода заключалась в применении карты как особой модели объекта исследования для его познания и прогноза. Применение картографического метода формирует у учащегося особый стиль мышления, отличный от математического, – это наглядность и целостность объекта исследования. Таким образом, картографический метод и картографическое моделирование как составляющие картографической грамотности представляют собой единственный метод исследования объекта, создающий наглядную (то есть образную) и целостную модель, отражающую выбранный срез исследования.В картографическом методе выделяются четыре основные группы приемов:- визуализация и описание, то есть собственно картирование.- способы качественного анализа человеком объекта исследования, отображаемого на карте, дающие целостное и общее представление с последующей детализацией;- графические приемы анализа карт, включающие построение по ним двухмерных и трехмерных профилей, разрезов, диаграмм, блок-диаграмм;- графоаналитические приемы (картометрия и морфометрия), дающие количественную информацию;- математико-картографическое моделирование – построение и исследование математических моделей по данным, снимаемым с карт.Таким образом, в рамках данной статьи, разбирая подходы к формированию картографической грамотности, я постараюсь осветить этот вопрос на примере конкретных заданий как с позиции развития предметных географических и метапредметных умений согласно требованиям ФГОС ООО, так и с позиции освоения картографического метода.Карта выступает в этих заданиях и как объект для изучения, и как средство изучения объектов, процессов и явлений. На начальном этапе формирования картографической грамотности карта сама выступает как объект изучения для учащегося. На этом этапе происходят освоение ребенком языка картографических символов и знаков, понимание содержания картографической информации, извлечение смысла из картографических источников. Значение этого этапа преуменьшать нельзя, так как от того, насколько он будет интересным и познавательным, зависит дальнейшее взаимодействие человека с картой. И уже затем карта выступает как средство изучения, исследования других объектов, разнообразие и глубина погружения в изучение которых напрямую зависят от начального этапа.Поэтому и задания в данной статье выстроены по принципу от изучения карты к изучению объектов и процессов с помощью карты.Возможно, задания, приведенные в данной статье, покажутся читателям простыми. Но только потому, что нам, учителям, взрослым, все это уже давным-давно известно. Для ребят эти простые истины – открытия, сравнимые с Великими географическими открытиями, «новые земли». Давайте попробуем вместе сделать первое знакомство пятиклассников с географией таким же захватывающим дух, как и реальные географические открытия и путешествия.Как во времена Великих географических открытий от качества и разнообразия карт зависел успех экспедиций всемирно известных путешественников Х.Колумба, Ф.Магеллана и т. д., так сегодня от школьного географического атласа зависят интерес, мотивация учащегося открывать «новые земли» и уровень овладения им картографическими приемами. Географический атлас сопровождает ученика в освоении школьного курса географии на протяжении многих лет. Однако не каждый атлас в равной степени помогает учителю сделать «путешествие в географию» запоминающимся, а задания для учащихся действительно развивающими. Для этого требуются как соответствующая разнообразная тематика карт в атласе и качественная детализация, так и дополнительная информация.Благодаря введению ФГОС качество школьной картографической продукции в целом стало выше. Для решения обычных географических задач в рамках изучения начального курса географии в пятом классе сегодня подойдет практически любой школьный атлас. Почти в каждом атласе начального курса географии сегодня есть стандартный набор карт, позволяющий развить начальные умения читать карту, воспринимать отображенную на ней информацию общегеографического характера, знакомящий с наиболее часто используемыми в географии условными знаками. Всем учителям географии он хорошо известен и, безусловно, необходим. Однако освоение учащимися разнообразных картографических приемов, формирование глубокого понимания географических понятий, актуализация фактов географической науки, приобретение метапредметных умений в значительной степени определяются наличием в атласе альтернативного картографического материала, отличающегося от привычного набора карт. Такой атлас существенно экономит время учителя на подбор дополнительного дидактического материала при подготовке к уроку, расширяет спектр возможностей учителя по конструированию разнообразных учебных задач с учетом дифференцированного подхода в обучении и позволяет сделать задания максимально интересными для обучающихся. По моему мнению, широким набором возможностей по формированию картографической грамотности обладает атлас «Начальный курс географии. 5 класс» издательского дома «АСТ-ПРЕСС». Каким образом и на основе какого картографического материала можно формировать и развивать все вышеописанные компетенции, рассмотрим ниже.Чтение картографических источниковОбучение грамоте происходит по принципу «от простого к сложному», поэтому и я в данной статье начинаю разговор о картографической грамотности с «чтения», картографической «азбуки» и картографического языка.«Знаковость картографического изображения – свойство, отличающее карту от многих других графический моделей. Знаки на карте – это зрительно воспринимаемые элементы изображения, условно представляющие достаточно сложные предметы, процессы и явления окружающего мира, их местоположение, качественные и количественные характеристики, структуру, динамику и т. п. Совокупность знаков образует картографический образ, а множество образов составляет целостное картографическое изображение» [А.М.Берлянт. «Географические информационные системы в науках о Земле»].С помощью знаков решаются задачи: 1) общения, передачи информации; 2) фиксации, формализации и систематизации знаний; 3) познавательные. «С картографическими знаками можно проводить действия, преобразовывать их из одной формы в другую, проводить по карте всевозможные измерения и исчисления. Оперирование знаками, выполняемое по определенным правилам, позволяет выявлять закономерности, которые трудно (или даже невозможно) выявить эмпирически. Они служат способами формирования научных понятий, средством конкретизации теоретических построений, то есть способами научного исследования» [Берлянт].С чего же начать изучение языка карты? Как сделать язык картографии «родным языком» для ребенка на всю оставшуюся жизнь?С рождения карты. Да, именно с рождения карты. Язык картографии развивался и совершенствовался по мере развития науки картографии. Действуя по вальдорфскому принципу, учитель здесь лишь сопровождает ребенка в процессе постижения им языка картографии. Причем процесс усложнения языка картографии идет параллельно с усложнением языка изучаемых картографических изображений: от рисунка северо-американских индейцев к карте К.Птолемея, к картам жителей Гренландии и Океании, к чертежу С.У.Ремезова и, наконец, к современной топографической карте. Усвоение картографического языка учащимся происходит в той же последовательности, в какой развивался на протяжении многих столетий и сам язык картографии. Таким образом, изучение картографического языка учащимися происходит естественным эволюционным путем – от простого к сложного, при этом на картографическом содержании формируется понимание того, как усложнялся мир, менялось значение символов и знаков, как в жизни общества возникали все новые и новые информационные слои, находящие отражение в усложнявшихся географических картах.В атласе издательства «АСТ-ПРЕСС», во вкладке «Рождение карты. Из истории создания карт», для реализации данного подхода есть хорошая подборка картографических изображений.Задание 1. Рассмотрите фрагмент карты мира Птолемея (стр. 10, атлас АСТ-ПРЕСС) на рисунке 1. Используя физическую карту мира, выпишите современные названия географических объектов, узнаваемых на древних картах.Задание построено на первичном чтении карты – умении узнать и сопоставить географические объекты по форме, размеру, цвету, имеющимся подписям.Задание 2. По вкладке «Рождение карты. Из истории создания карт» атласа АСТ-ПРЕСС рассмотрите картографический рисунок индейцев Северной Америки и фрагмент чертежа г. Тобольска, составленного С.У.Ремезовым в 1698 г. (рис. 2, 3). Изучите условные обозначения топографических карт на страницах 12‑13 атласа АСТ-ПРЕСС. Сопоставьте рисунок, чертеж, проанализируйте, какие объекты на них изображены, и запишите, какие условные топографические знаки были бы использованы сегодня на современных топографических картах и планах для обозначения этих географических объектов.Данные задания позволяют учащимся не только ознакомиться с современными условными топографическими знаками, но и узнать историю создания карт и развития картографии, а также с метапредметными понятиями «символ», «знак», понять принципы и подходы, которые делают знак и символ понятными и узнаваемыми, а карту превращают в «текст» для тех, кто владеет «азбукой».В ходе выполнения заданий 1 и 2 учащийся параллельно осваивает и порядок работы с картой: 1) изучение картизображения без его преобразования; 2) преобразование картизображения в вид, удобный для конкретных исследований; 3) разложение картизображения на составляющие, интересующие исследователя, и их анализ.С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию, ориентироваться в картографических источниках географической информации.Не менее важным в работе с картой является умение учащегося самостоятельно подбирать и находить карты для решения учебных и практических задач. На практике, к сожалению, чаще вся необходимая для решения географических задач информация уже заложена в условиях, включая названия карт и т. д. Либо учитель на уроке «помогает» ученику, называя карту атласа и даже страницу. В такой ситуации сложно сформировать умение учащегося самостоятельно выбирать и находить для решения конкретной задачи карты, выделять на них информационные слои, соответствующие срезу исследования.И как показывают официальные данные исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), для многих школьников это достаточно трудное дело.Как же сконструировать задачи, развивающие картографическую самостоятельность и смысловое картографическое чтение? Для достижения этих целей учителю, как правило, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы обеспечить выполнение данной задачи картографическими материалами надлежащего качества и детализации. Однако, например, благодаря наличию в атласе АСТ-ПРЕСС для 5‑го класса карт фенологических наблюдений (рис. 4), карты погоды на территории Европы (рис. 5), карты, отражающей районы прохождения сильных гроз 1 декабря 2011 года (рис. 6) и т. д., картографический материал прекрасно подходит для постановки и решения подобных метапредметных задач. Все вышеперечисленные карты имеют к тому же разный масштаб, что создает дополнительные трудности в положительном смысле. Так, например, можно предложить учащимся следующее задание.Задание 3.1) Определите, сколько сантиметров составляет расстояние в 100 км на различных картах атласа.2) Приведите примеры пар городов, между которыми расстояние на картах составляет 100 км.3) Результат оформите в таблицу.В ходе выполнения данного задания учащимся потребуется не только знание картографического языка, но также умение самостоятельно ориентироваться в атласе и работать с информационными слоями карт различного тематического содержания – выделять эти слои, классифицировать их на существенные и несущественные с точки зрения решаемой задачи; самостоятельно принимать решение о том, на каких картах возможно найти города, расстояние между которыми 100 км, а какие карты для этого не подходят (например, общие географические карты с мелким масштабом и недостаточной для решения данной задачи детализацией). Такой поиск необходимых сведений в большом объеме информации тренирует навык удерживать внимание на главном. Разнообразная тематика карт важна здесь не только с позиции разнообразия информационных слоев, но и играет роль отвлекающего фактора, развивая метапредметный навык смыслового чтения, умения выделять главное, соотносить, преобразовывать полученные сведения в другую форму и т. д. Кроме того, по ходу решения этой задачи учащийся попутно запоминает местоположение и названия найденных городов, что расширяет его географический кругозор.В ходе выполнения задания на практике решается также и задача знакомства учащегося с понятием «картографическая генерализация». Анализируя карты различного тематического содержания, учащийся знакомится с принципом отбора информации для той или иной карты, выделяет главное, существенное в отражаемых фактах с целенаправленным упрощением и обобщением в соответствии с масштабом и назначением карты.С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.
Окончание следует
Ирина БАСКЕВИЧ, учитель географии пермской школы №7 с углубленным изучением английского языка, лауреат конкурса «Учитель года России»-2012
Комментарии