Картины могут жить без людей. И люди могут жить без картин. Но иногда картины и люди встречаются, и тогда они могут меняться местами. Но ненадолго, потому что картины живут вечно.
Центральный Дом художника. В зале, где недавно проходила выставка кукол, теперь совсем другая публика. Свободные художники, бизнесмены, студенты, представители богемы и просто любопытные смотрят на эти огромные полотна с удивлением, пониманием, возмущением, недоумением и даже с отвращением, но только не безразлично. Работы Леонида Полищука и Светланы Щербининой понятны не всем. Кому-то они кажутся жуткими, отпугивают своей безысходностью. Кому-то, наоборот, близки.
Оптимизма в них действительно немного. Палитра художников – средоточие человеческой боли и любви. Сорок лет совместной жизни – это не только сорок лет счастья. Творчество двух мастеров похоже на кардиограмму их общей нелегкой судьбы.
Эта живопись не для слабонервных. После просмотра выставки на душе остается какой-то тяжелый осадок. Подобным эффектом обладают психологические триллеры – излюбленный жанр конца двадцатого века.
И тем не менее мы смотрим эти фильмы и смотрим эти картины. А чтобы не впасть в окончательное уныние, стараемся особо не задумываться над тем, что видим. Будь то портрет расчлененного человека или процесс его расчленения, душевного или физического.
На фоне остальных “чудовищ” бросается в глаза портрет златовласого мальчика в доспехах. Кто же этот малолетний инфант и как он очутился в столь агрессивной компании? Ответ на этот вопрос нашелся неожиданно. Среди посетителей “затерялся” офицер разведки в отставке Валерий Литвинов. Пришел он на выставку не случайно. Его внук, сам того не желая, вдохновил художников на портрет младенца в рыцарских латах.
Эта одна из немногих картин художников, в которой присутствует свет. Расположенная в конце экспозиции, она символизирует собой чистоту и таящуюся в ней силу для бесконечной борьбы между добром и злом, где всегда за тьмой следует свет.
Пройдут годы. Мальчик вырастет. Его запечатленный образ останется навсегда. А какими красками будущие художники будут писать будущий мир?
Мария КОЗЛОВА
Комментарии