Основная волна ЕГЭ позади. И хотя палитра единого госэкзамена-2009 еще дополнится июльскими красками – предстоит сдача в дополнительные сроки, – общая картина уже вполне очевидна. Что же получилось на холсте? Главные черты июньского марафона были представлены 23 июня на пресс-конференции в РИА «Новости». И хотя у журналистов была возможность выяснить подробности сразу у нескольких спикеров – Галины КОВАЛЕВОЙ, заместителя директора Федерального института педагогических измерений, Сергея ПОНОМАРЕНКО, директора Федерального центра тестирования, – почти все вопросы были адресованы Любови ГЛЕБОВОЙ, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Комментарий «УГ»Технарь или гуманитарий?О том, какие специальности попали в список приоритетов выпускников-2009, можно было судить по выбору дополнительного набора предметов ЕГЭ. Рейтинг распределился таким образом: практически половина всех выпускников – 445 тысяч – сдавали обществознание.Следующей по степени привлекательности оказалась физика – почти195 тысяч выпускников. Далее следовали биология, иностранные языки, информатика, литература и география, которую сдавали чуть больше 33 тысяч выпускников. Выбор обществознания в таком количестве свидетельствует о том, что половина выпускников этого года выбрали специальности гуманитарного цикла. Число сдававших физику по сравнению с прошлыми годами увеличилось и на этот раз достигло четверти всех выпускников. Именно столько ребят предполагают связать свою жизнь с выбором технических специальностей.Это важно!В соответствии с решением Рособрнадзора в этом году выпускникам предоставлена возможность после окончания первой волны заявиться на досдачу во второй волне уже по другим дополнительным предметам. Однако надо помнить: права пересдать, чтобы улучшить свою оценку по добровольно выбранным предметам, у выпускников нет!Садись, два!Статистика показывает, что информатика – слабое место для многих выпускников этого года: 11,4 процента не преодолели границу минимального балла. Чуть больше 10 процентов не перешагнули нижнюю планку по географии. Из иностранных языков самым сложным оказался немецкий, здесь граница оказалась не по зубам для более 10 процентов выпускников. Границу по химии не смогли преодолеть9 процентов, по истории – 8,7 процента. Столь плачевные результаты по «добровольным предметам» подтверждают: эти ребята не готовы к освоению выбранной ими профессии.Как это будет по-русски?Шесть процентов от общего числа получивших условную двойку по русскому языку воспользовались правом пересдать предмет. В итоге 83 процента изменили свою оценку и перешли минимальный порог, необходимый для получения аттестата.
от Рособрнадзора
Итак, государственная итоговая аттестация выпускников средних школ 2009 года закончилась. В этот раз она впервые проходила в форме единого госэкзамена уже не в порядке эксперимента, а в штатном режиме во всех 83 субъектах РФ, а также в 52 странах, где есть школы с выпускными классами. Выступая на пресс-конференции, Любовь Глебова озвучила итоговую статистику основной волны ЕГЭ. Испытания прошли по 14 общеобразовательным предметам или 11, если считать четыре иностранных языка за один. Общее число участников ЕГЭ в 2009 году составило 994669 человек. Из них выпускников этого года – 930 тысяч. Всего в период первой волны для этого числа участников было проведено 3234467 экзаменов. Два обязательных предмета – по русскому языку и математике – сдавали все без исключения. По результатам этих экзаменов выпускники должны были получить аттестат зрелости. Однако этого права лишались те, кто провалил оба предмета. От общего числа выпускников таких ребят оказалось
20 тысяч, или 2,2 процента.
Нарушил? Отвечай!
Меньше всего нареканий вызвала процедура технического и технологического обеспечения проведения ЕГЭ. В основную волну в комиссию было подано только 24 апелляции из 8 субъектов РФ. «По ним, – подчеркнула Любовь Глебова, – была проведена работа, и все изменения носили характер текущего решения». Так что оснований подвергать сомнению результаты ЕГЭ в связи с технологией его проведения, по мнению главы Рособрнадзора, нет.
Всего же по состоянию на
23 июня в апелляционные комиссии субъектов РФ поступило 42052 апелляции, что составляет 1,3 процента от общего числа сданных экзаменов. Из них удовлетворено 8048.
Ответственность за контроль и организацию процедуры ЕГЭ Федеральный центр делегировал регионам. Рособрнадзор же проводит мониторинг ситуации, рассматривает типичные нарушения, обращая особое внимание на вопиющие случаи. Самым массовым нарушением на
ЕГЭ-2009 стало использование выпускниками мобильных телефонов во время его сдачи. По итогам анализа работы субъектов РФ Рособрнадзор запросит отчеты регионов по фактам зафиксированных во время проведения ЕГЭ выходов с мобильных телефонов в сеть «Интернет». Объясняться придется и организаторам, находившимся в аудиториях, из которых посылались сигналы. Среди других нарушений Любовь Глебова отметила факты использования положения должностных лиц с целью обеспечения высоких результатов ЕГЭ. В связи с этим глава Рособрнадзора напомнила, что в Кодекс об административной ответственности были внесены пункты, предусматривающие штрафы и дисквалификацию для должностных и юридических лиц. И хотя кодекс вступает в силу с 1 декабря 2009 года, Рособрнадзор планирует уже до этого срока сделать публичной информацию о том, какие меры приняли субъекты РФ к тем, кто позволял нарушать процедуру ЕГЭ. Подробный же доклад Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по ЕГЭ-2009 должен быть готов накануне августовских педконференций. Любовь Глебова пообещала, что там будет не только статистика, но и серьезное размышление над результатами, анализ готовности региональных систем образования к обучению школьников на уровне сегодняшних требований, выводы о том, насколько готовы преподаватели обеспечивать высокий уровень знаний, соответствует ли этим задачам содержание образования и насколько эффективна система управления образованием в регионах. Из имеющихся на сегодняшний день результатов Любовь Глебова сделала такой вывод: «Тезис о том, что система образования дает некачественное образование, не подтвердился. У нас нет снижения качества образования. У нас есть повышение требований к этому качеству».
Открытый микрофон
Почти час после краткого сообщения об итогах ЕГЭ основной волны Любовь Глебова отвечала на вопросы журналистов. Оказалось, Рособрнадзор, взявший курс на публичность информации о принятых мерах по отношению к нарушителям процедуры ЕГЭ в регионах, не готов озвучивать список субъектов РФ – лидеров по масштабам и статистике нарушений. По словам Любови Глебовой, ее ведомство такую задачу перед собой не ставит. «Этот анализ будет проводиться непосредственно на уровне субъектов РФ, это их ответственность, – сказала она и добавила: – До тех пор, пока будут считать, что бояться нужно только наказания из Москвы, в регионах никогда не осознают степени своей ответственности. И если учителя пытаются сдавать ЕГЭ за выпускников, то это проблема региона, а не Москвы, откуда должны приехать и разобраться».
Действительно, замечательно, если регион со всей серьезностью осознает ответственность и выполняет свои обязательства, но если что-то дает сбой, жаловаться абитуриентам и родителям придется их региону, виновнику сбоев. В некоторых субъектах РФ начались проблемы со сроками выдачи свидетельств о ЕГЭ. Но определять сроки – право регионов. Правда, как сказала Любовь Глебова, «общей меркой окончания этого срока является завершение всех апелляционных процедур».
Уточняли журналисты и позицию Любови Глебовой по качеству образования: «Вы сказали, что ЕГЭ не показывает снижения качества образования, а показывает повышение требований. Что делать выпускникам, к которым предъявили повышенные требования этого года, а образование осталось прежним? Вся система школьного образования выстроена таким образом, что она не готовит к тестовому ЕГЭ…» «Дискуссия по поводу того, насколько тестовая система оценки знаний учащихся является эффективной или нет, в нашей стране велась восемь лет, – ответила глава Рособрнадзора. – В результате этой дискуссии был принят Закон Российской Федерации о проведении государственной итоговой аттестации в виде единого госэкзамена. Поэтому, если в данном случае есть желание продолжить эту дискуссию, делать это нужно со специалистами, поскольку точек зрения на развитие тестовой культуры и ее эффективность использования в других национальных системах достаточно много». Что же касается не подтвердившегося, по мнению Любови Глебовой, результатами ЕГЭ тезиса о снижении качества образования, то она еще раз уточнила свою позицию: «Усиление требований к качеству образования – это требование жизни, развитие технологий влечет за собой другое качество образования. Появились измерители, адекватные образованию, которое на сегодняшний день дается. И качество этого образования не подверглось сомнению по результатам ЕГЭ».
Журналисты просили разъяснений и по поводу ситуации с двумя процентами выпускников, не получивших аттестата об общем полном образовании. Что им делать? «Они могут использовать результаты базового образования – девяти классов – и продолжить свое обучение в учреждениях НПО и СПО. Более того, ребятам, у которых на руках находится документ о том, что они прослушали курс по общеобразовательным предметам, предоставляется возможность ускоренного индивидуального обучения в учреждениях НПО и СПО. При желании они смогут еще раз продемонстрировать свои знания и получить вместе с дипломом о профессиональном образовании подтверждение уровня знаний по общему полному образованию. Если ребенок решил продолжить учебу в вузе по своему профилю обучения в техникуме, он может сдавать вступительные испытания в традиционной форме. Но если он решил выбрать другое направление, ему придется сдать ЕГЭ. Сегодняшние результаты ЕГЭ заставят объективно оценить свои способности тех, кто в этом году окончил 9-й класс. Поблажек ждать бесполезно. Больше никто не будет тянуть с двоечки на троечку, чтобы выпустить с аттестатом на волю. Я обращаюсь к родителям и школьникам: постарайтесь соотнести свои возможности с получением хорошей профессии, востребованной на рынке труда. Результаты ЕГЭ показали: у ребят есть один путь – учиться, а их родителям не стоит отдавать деньги мошенникам. Повлиять на результат в системе было невозможно, и если родители платили за это деньги, то они делали это зря».
Непростая ситуация сложилась в брендовых вузах, пообещавших проводить зачисление не только по результатам ЕГЭ, но и по итогам олимпиад. В этом году состоялось 120 так называемых вузовских олимпиад, более 21 тысячи ребят стали их победителями и призерами. Олимпиадники заняли все свободные места, оставив егэшников за бортом. «Решать эту коллизию и объясняться со своими абитуриентами вузам придется самостоятельно, – сказала Любовь Глебова. – Предоставлять или нет льготы олимпиадникам – право вузов, мы тут не вмешиваемся». Зато Рособрнадзор ввел вполне актуальный запрет: все аккредитованные вузы – государственные и частные – не имеют права принимать документы от абитуриентов, не преодолевших минимальную границу по баллам. Правило не распространяется на неаккредитованные вузы, но тех, кто хочет там учиться, с каждым годом становится все меньше.
«Конечно, результаты ЕГЭ значительно богаче, чем количественная статистика, которую можно предоставить, – подытожила свои комментарии глава Рособрнадзора. – В этих результатах можно найти ответы на многие вопросы – об уровне подготовки педагогов, условиях образовательной деятельности, в которых происходит обучение, о том, что формирует учебный процесс и влияет на результаты обучения ребенка. Результатами сдачи ЕГЭ можно и нужно воспользоваться. И такая задача уже поставлена субъектам РФ Минобрнауки России. Но не хотелось бы, чтобы произошло огульное присоединение результатов сдачи ЕГЭ к оценке деятельности учителя, школы или региона. Используя результаты, можно корректировать систему подготовки и переподготовки кадров, управление системой образования, менять что-то в программах. Все это предмет анализа для учебно-методических объединений, авторов учебников и экспертов, анализирующих содержание образования».
Комментарии