Происходящие в стране изменения дали исторический шанс для создания системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей развития каждой личности и ее способности выбора своего жизненного пути.
Вследствие этого начальная школа, на мой взгляд, сегодня нуждается не в спешном обновлении методологии, а в реформе универсальных характеристик личности. Ведь, как показывает практика, мы все чаще обращаемся к дидактическим школам прошлого.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся начальных классов проводятся всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Основной целью этих работ являются проведение мониторинга системы образования, систематизация и обобщение изученного материала в начальной школе и выстраивание индивидуальных маршрутов коррекции.
Часто на практике мы встречаемся с позицией, когда учитель начальных классов натаскивает обучающихся на решение всероссийских проверочных работ, чтобы показать результат своего труда, забывая, что в процессе такого слепого натаскивания ребенок теряет наработку навыка общеучебных универсальных действий. Сегодня учителю важно дать дифференцированные инструменты подготовки обучающихся, которые не просто позволят получить хорошую отметку, а повлияют на достижение образовательного результата.
Всероссийское методическое объединение учителей начальных классов, куда входят победители, лауреаты и участники Всероссийского конкурса «Учитель года», рекомендует учителям начальной школы обратиться к сборникам Елены Васильевны Волковой, председателя Ассоциации учителей начальных классов Москвы. В каждом сборнике (по русскому языку, математике и окружающему миру) предлагаются 10 вариантов тренировочных работ, критерии оценивания, ответы и решения, а сами издания получили положительную экспертную оценку ФГБУ «ФИОКО».
Представленные задания направлены на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основные принципы создания пособия по подготовке к Всероссийской проверочной работе: системность, разнообразие, доступность, практико-ориентированная направленность и поддержка творческой инициативы. В пособии есть четкие методические инструкции для учителя, что позволит получить объективный результат.
Автором подобраны задания, где ребенок погружается в решение практико-ориентированных задач, актуальных для данного возраста, что мотивирует детей находить вариативные и нестандартные решения. Например, в сборнике по русскому языку предлагается составить вопрос для одноклассников на понимание прочитанного текста. В ходе выполнения задания ученик моделирует не только речевую ситуацию, но и проигрывает коммуникативный сценарий, что позволяет учителю во время подготовки к ВПР решать учебно-практические задачи, направленные на сотрудничество и коммуникацию. Подобные задания ребенок может проигрывать несколько раз в разных коммуникативных ситуациях.
Учителя, как, впрочем, и родители, утверждают, что современные дети совсем перестали читать! Но мы сами мотивируем детей к нечтению. Чаще всего в учебных пособиях можно встретить «быстрые» упражнения, где ребенку необходимо вставить букву, подчеркнуть или выписать конкретное слово… Любое односложное задание настраивает ребенка списать его или сделать быстро, ведь и так все понятно! В процессе урока мы усложняем грамматические задания таким образом, чтобы ребенок обосновал выбор, проанализировал его, все сопоставил. В пособии Е.В.Волковой задания подобраны таким образом, что для их выполнения от ребенка требуется продумать алгоритм своих действий и принять решение. Во многих заданиях автор использует слова, лексическое значение которых ребенок затрудняется объяснить, именно это мотивирует его взять книгу, прочитать и понять смысл прочитанного.
Необходимо отметить, что в период подготовки к ВПР учитель может использовать формы индивидуальной и групповой работы. В сборнике по математике предложены задания на составление семейного древа, а значит, подготовка к ВПР может быть и домашней работой, когда учебно-практическую задачу ребенок переносит на формирование ценностно-смысловых установок.
В учебном плане не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности, поэтому учебно-познавательные задачи по математике, где ребенку предлагается купить товар в магазине, вызывают противоречивый интерес: у современных детей есть представление, что такое деньги, но в реальной жизни нет возможности зайти в магазин и купить товар самостоятельно. Данные задания направлены на развитие регулятивных учебных действий и вовлечение в образовательный процесс через решение практико-ориентированных задач.
Вопрос, умеет ли ребенок планировать свое время, сегодня вызывает улыбку у взрослых. Сейчас родители решают, в какое время нужно приехать в школу, сколько минут заложить на обратную дорогу, в какое время будет прогулка, да и будет ли она вообще! Мы искусственно погружаем ребенка в решение проблемы тайминга, если предлагаем решение проектных задач, направленных на планирование и составление программы дня. В пособии автор дает ряд мотивационных заданий по работе с понятием «время». Для рефлексии можно рекомендовать обучающимся составить свой график занятости в течение дня. Работа со схемами, графиками, таблицами вызывает большие сложности, поэтому возможность переноса информации в разные формы будет отличным способом неформального решения подобных задач.
Задания по окружающему миру всегда сложны и абстрактны для детского понимания: полушария планеты, организм человека, Солнечная система, карта звездного неба… Работа с понятийной базой на уроках окружающего мира занимает большую часть времени. Тема «Природные зоны» вызывает сложности. Во-первых, дети мало читают научно-познавательной литературы по данной теме, во-вторых, резко снизился объем издаваемых детских журналов и газет. На изучение данных тем отводится один-два урока, что не позволяет учителю раскрыть глубину изучаемого вопроса. Задания в пособии Елены Васильевны Волковой подобраны таким образом, что при их выполнении ребенок может пользоваться справочной литературой, что позволит расшить круг чтения.
При подготовке к ВПР учителю необходимо сбалансировать задания на фактическое знание и те, где ребенок будет предлагать эвристические пути решения той или иной поставленной задачи. Пособие для подготовки к написанию проверочных работ по окружающему миру включает в себя задания экспериментально-опытного характера, где ребенок применяет простые и сложные логические операции (сделать обобщение, сравнить, сформулировать выводы, провести отбор…).
Сегодня активно обсуждается вопрос возвращения в перечень обязательных школьных предметов курса ОБЖ в начальной школе. Задания, связанные с безопасностью и охраной здоровья, родителями часто воспринимаются как необязательные. В пособии подобраны упражнения, направленные на формирование безопасного поведения, что позволит учителю обозначить актуальность изучаемого вопроса.
Включение заданий с актуальным календарем на 2024 год позволяет учителю подвести учеников к созданию собственных текстовых и проектных задач. Можно составить календарь знаменательных событий для страны, региона, города. Возможно, при изучении темы «Календарь» дети составят календарь событий в классе или в школе. Практико-ориентированные задания мотивируют обучающихся к исследовательской деятельности.
В начальной школе на уроках окружающего мира вводятся такие понятия, как «карта», «план», «масштаб», но практическая работа по этим темам вызывает затруднения. В пособие включены карты новых территорий, которые вошли в состав России в 2022 году, что дает возможность выводить ребенка не только на формирование географических понятий, но и расширять границы исторического сознания.
Подготовка к всероссийским проверочным работам требует индивидуального подхода к каждому ученику. Учитель начальных классов ориентирует детей на решение стандартных заданий, четкое выполнение инструкций и решение заданий повышенного уровня сложности.
Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов школы №69, председатель Всероссийского методического объединения учителей начальных классов, победитель конкурса «Учитель года России»-2008, Екатеринбург
Комментарии