Дети любят вспоминать лето. В каком бы классе они ни учились, задание «Как я провел лето» одно из самых приятных, даже если выполнять его приходится не на родном языке. Или здесь уместнее сказать «тем более»? На уроке «англичанки» Ольги ЦЫГАНОВОЙ рассказ о лете сопровождается составлением «карты памяти», а дело это и увлекательное, и познавательное, и полезное.
«Карта памяти» – прием обучения иностранным языкам, который активно и эффективно применяет участник Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» преподаватель английского языка гимназии №23 города Троицка Челябинской области Ольга Николаевна Цыганова. Она с удовольствием рассказывает о методе, не ею придуманном, но ею освоенном:- Одна из проблем изучения чужого языка связана с большим количеством новых слов, которые необходимо выучить. Чтобы запоминание происходило легче и крепче, информацию нужно систематизировать. Этому помогает метод, предложенный американским ученым Тони Бьюзеном еще в 60-70-е годы, – «mind map», буквальный перевод – «умственная, или интеллектуальная карта»: графическое изображение мыслительных процессов, процессов восприятия, обработки и использования информации. В центре находится ключевое слово, которое соединяется с несколькими другими, возникающими ассоциативным путем; от слов второго уровня отходят цепочки к словам третьего уровня, и так далее. Например, ребенок говорит: «Я отдыхал в деревне». Ассоциативный ряд: катался на велосипеде, ходил на реку, помогал бабушке. Берем словосочетание «помогал бабушке». Как? Полол сорняки, поливал огурцы, собирал ягоды. На основе каждого понятия придумывается предложение. В результате получается качественно составленный рассказ или глубокое прочтение готового текста. У каждого ученика в специальной папке хранится банк «карт памяти», которые удобно посмотреть при подготовке к уроку, экзамену. Метод служит не только для пополнения словарного запаса, но и для развития мозга, аналитического мышления и творческих способностей.«Карта памяти» у каждого своя, в ней присутствует личностная составляющая, так как она содержит собственные ассоциации, именно ваши ключевые слова и взаимосвязи. В чем заключается «карта памяти» самой Ольги Цыгановой? Ключевыми словами, исходящими из понятия «учитель», здесь являются «призвание», «современные методы обучения», «демократизм общения», «любовь к гимназии», «самообразование». «Она была доброй и интересно вела уроки»…Когда пришло время выбирать профессию, для Ольги альтернативы не существовало, не было ни раздумий, ни сомнений: другая деятельность, помимо учительской, и не рассматривалась. С детства играла в школу: первыми учениками стали куклы и соседские ребятишки. Непроизвольно копировала свою первую учительницу: «Она была доброй и интересно вела уроки». Эти два качества с годами осознались, усложнились, в чем-то трансформировались, но суть сохранилась. Сегодня про Ольгу Николаевну Цыганову можно сказать так же: «Она добрая и интересно ведет уроки».А вот предмет, который она хотела бы преподавать, менялся вместе с изменением ученического статуса. В начальной школе мечтала воспитывать самых маленьких. Когда классным руководителем стала учитель русского языка и литературы, Ольга загорелась предметом через личность педагога и думала идти в этом направлении. Окончательно определилась в старших классах, и уже самостоятельно. Иностранные языки ей всегда нравились и легко давались, привлекало то, что их знание расширяло восприятие мира, делало возможным общение с людьми иных культур.Сегодня Цыганова ведет уроки и в младшем звене (третьеклассники), и в старшем начиная с восьмого класса. Педагогический стаж 19 лет, 17 из них проработала в гимназии. На два года уходила в колледж. Подумалось, что там будет интереснее, ребята старше, обучаются конкретной профессии, мотивированы на язык. Но убедилась, что в школе атмосфера более творческая, и вернулась. – Ольга Николаевна, в обыденной жизни у нас иностранные языки используются редко, что затрудняет их изучение. Как это преодолеть?- Я понимаю, что ни дома, ни на улице нашим детям не удается поговорить по-английски. Значит, нужно создать атмосферу общения на уроке. Без игры в начальной школе вообще не обойтись, вот и моделируем различные ситуации. Старшеклассники любят ролевые игры, я этот прием нередко использую. Определяем роли, обговариваем канву беседы. А дальше – конкретные реплики, ответы на них непредсказуемы, могут идти не по сюжету, участникам требуется правильно понять, что говорит собеседник, и четко отреагировать. Все основные темы заканчиваются у нас проведением ролевых игр или составлением «карты памяти». – Урок превращается в игру?- Целый урок – нечасто, лишь несколько раз в год. Но короткую живую беседу на свободную тему можно проводить на каждом занятии, обычно я с этого урок и начинаю, с фразы «Что у вас нового?». Кто-то расскажет о последнем школьном мероприятии, кто-то порадуется победе отечественных спортсменов, иногда и споры возникают, например по политическим вопросам. Тратим буквально несколько минут, а эффект, можно сказать, долговременный: поддерживается навык общения на иностранном языке. – Ольга Николаевна, what is news?- Моя главная новость: совместно с коллегой мы открыли языковую студию. Летом готовили офис, оформляли документы, за три дня набрали восемь групп, среди записавшихся 60 процентов – дети. Занятия в студии будут отличаться от обычных уроков. Возможно, этот опыт даст мне новые методы работы и в школе. – Какими учебниками вы пользуетесь для прохождения школьной программы?- У нас лингво-гуманитарная гимназия, мы учимся по пособиям для специализированных учебных заведений. А так как имеем право работать по особому списку учебников, то дополнительно обращаемся к пособиям английских издательств, таких как «Пирсон». – Двойки вы ставите?- Очень редко, зачем? Главное – знания, общение, а не оценка. Я приветствую, если во время занятий кто-нибудь попросит: «Остановитесь, не понял, еще раз объясните». Вопросы от учеников – хороший признак. Вопросов нет лишь у тех, кто не думает. Лично мне никакого труда не составляет что-то повторить еще и еще раз, значит, я недоходчиво рассказала, нужно найти иные слова, иные примеры и приемы.- Некоторые учителя не любят, когда нарушают их стройную схему ведения урока. – Это не про наш коллектив. Стиль взаимоотношений в гимназии заключается в том, чтобы стоять близко к ученику, не на пьедестале, а рядом. Это вовсе не подразумевает панибратских отношений. Я вижу уважение, с которым ко мне относятся ученики, и сама отношусь к ним с уважением, может быть, еще большим. Ведь дети позволяют нам чувствовать себя молодыми. Находясь рядом с ними, мы всегда в тонусе. Глядя на них, видя их потребности, ищем, думаем, что в себе изменить, чтобы лучше донести знания не до некоего абстрактного учащегося, а до этих, конкретных, сегодняшних ребят. – Что вам помогает не уставать, разрешать конфликты, если они назревают? Ведь не всегда же урок течет идеально гладко. – Юмор очень важен. Сидеть-сидеть над учебниками, корпеть-корпеть над заданиями тяжело. Чувствую, нужно что-то сделать, расшевелить, рассмешить. Вовсе не превращать урок в балаган, нет! Тут все происходит спонтанно: то изобразишь растерявшегося у доски школьника – он расхохочется, возьмет себя в руки и прекрасно ответит, то на минуту переключишь внимание группы, а они у нас небольшие, по 6-8 человек, на что-то постороннее, чтобы затем быстро сконцентрироваться на работе. – Вы являетесь классным руководителем у десятого класса, для вас это серьезная дополнительная нагрузка?- Не знаю, как нагрузку не воспринимаю. Не скажу, что это трудно: они просто мои дети, они меня не раздражают, не напрягают. Времени уходит, да, немало: на подготовку мероприятий, а еще больше на отчеты и заполнение журналов. Но наше общение такое естественное, знаю, что на перемене кто-нибудь из моих обязательно заглянет в кабинет, даже если и повода нет. …У разных педагогов свои психологические особенности. Кто-то, входя в школу, застегивается на все пуговицы, ведь дети такие «вампиры», если пользоваться модной сегодня эзотерической терминологией. Кто-то наденет улыбку в качестве защиты, некоторые вооружатся «хлыстом». Но настоящему педагогу никакие защитные приспособления не требуются. Негатив – мало ли что в жизни случается – он оставит за дверью (зачем его юным душам нести?) и войдет в класс такой, какой он есть, ничего не изображая, не тратя силы на некое «представление». «Если я не могу быть строгой, почему я должна притворяться ею?» – удивляется Ольга Николаевна. Ученики улыбаются и добреют, когда она пытается, только пытается, повысить голос: «Ну что вы, Ольга Николаевна, вы не умеете кричать, и не надо, мы и так поймем друг друга!»На педагогическом семинаре как-то прозвучали слова: «Я вас поздравляю с тем, что вы работаете в школе. Значит, вы можете себе это позволить!» Это полусаркастическое высказывание намекало на низкую заработную плату учителей. Реалии изменились, материальная подоплека шутки утратила былую актуальность. А вот психологическая осталась. Позволить себе работать в школе может человек, который ей абсолютно органичен. Который внутренне спокоен, а энергетически силен настолько, что не боится себя растратить. Тот, кто способен получать искреннее удовольствие от общения с детьми. В ином случае, считает Цыганова, не стоит мучить себя. И других. «Коллектив сыграть нельзя»…Троицк – городок небольшой, в нем живут 80 тысяч человек. Возник он 270 лет назад по приказу жены Петра I Екатерины. С далеких времен сохранилось много старинных купеческих домов: здесь когда-то шумела Троицкая ярмарка, сродни Сорочинской, через город проходил Шелковый путь, и торговцы, перебиравшиеся с караванами с востока на запад и с запада на восток, останавливались в постоялых дворах на ночлег. Сейчас в Троицке несколько предприятий, сюда нередко приезжают иностранные специалисты и торговые представители, а один из заводов принадлежит иностранной фирме. Хоть Троицк удален от границ, здесь есть с кем и о чем говорить по-английски. Гимназия №23 выделяется на образовательном поле города тем, что чувствует и отражает веяния времени. В старших классах учеба идет по двум профилям: социально-гуманитарному и лингвистическому. Дети мотивированы на изучение языка, как русского, так и иностранного. Три четверти выпускной группы Цыгановой в прошлом году сдавали ЕГЭ по английскому языку. Гимназия неоднократно становилась победителем конкурсов различного уровня: отмечена президентским грантом, дважды – губернаторским. Средства последнего из полученных грантов в 3 миллиона рублей позволили оборудовать суперсовременный мультимедийный актовый зал. Популярность 23-й растет: если прежде в параллели было по два класса, то теперь начальная школа набирает по три. Но успех заключается не только в результатах сдачи экзаменов и поступления в вузы (хотя и в них тоже). Привлекает атмосфера гимназии.Свои успехи Ольга Николаевна делит с коллективом. Сейчас уже она наставляет коллег, убеждая принимать участие в профессиональных соревнованиях, «Самооценка повышается. Ты чувствуешь, что не стоишь на месте. Ведь дети – они растут. Учитель должен расти вместе с ними», – уверена Цыганова. Челябинская область
Комментарии