Проживание дошкольного детства – праздник, радость. А счастливое детство – это большой ресурс в жизни.
Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми, словом, удовлетворенными жизнью. Хочешь быть счастливым – будь им. Но как научить этому совсем маленького ребенка-дошкольника?Мы задали своим воспитанникам всего два вопроса:- Что ты хочешь?- О чем ты мечтаешь?Чаще всего дети отвечали, что хотят чего-нибудь вкусненького (мороженое, пирожное им подавай, картошку фри, пиццу, всяческие киндеры…). На втором месте было желание иметь кошку или собаку, потом говорили о желании иметь кучу денег. Тогда мы начали выяснять:- Для чего тебе эта куча денег, чего хочешь-то, о чем мечтаешь?- Зачем тебе золотая рыбка?- Лампа Алладина?- Мечта есть?Увы, дальше взрослых клише «дом – дача – машина» мы не продвинулись. Это, как ни странно, и вдохновило нас придумать детский проект под названием «Карта мечты», развивающий личность дошкольника. Чтобы, путешествуя на Алых парусах к своей Мечте, дети стали более сознательными в выборе своих желаний, научились мечтать, познавать мир, не боялись показать свою индивидуальность, непохожесть на других, стали более любознательными, инициативными и творческими.Начали мы с погружения в тему. Читали много сказок, стихов по теме, слушали песенки и смотрели мультфильмы, устраивали мозговой штурм, думали, рассуждали над вопросами:- Зачем человеку мечта?- Почему говорят, что мечтать не вредно?- Отличается ли настоящая мечта от простого «хочу»?- Что делает человека счастливым?В работе с детьми мы использовали авторское игровое пособие из 25 развивающих карточек с акварельными рисунками милых персонажей, которые помогают ребенку выбрать и осознать свои желания и мечты. В основу подбора карточек легла пирамида базовых и духовных потребностей человека А.Маслоу. Пособие помогает ребенку выбрать то, что для него наиболее актуально. Для педагога же выбор ребенка – это своего рода ориентир, по какому маршруту двигаться дальше, поддерживая детскую инициативу, развивать личность и стимулировать к творчеству.После выявления потребностей ребенка мы перешли к визуализации итогов мозгового штурма в коллаже и моделированию самого коллажа «Моя карта мечты».Дошкольники создавали коллаж «Моя карта мечты», выбирая коллективную форму работы в виде плаката, коллективной композиции, поделок из пластилина, аппликации или самостоятельную форму в виде индивидуального коллажа. Для своих композиций дети использовали рисунки, вырезки из детских журналов; картинки, подобранные ребенком совместно с родителями в Интернете; собственные фотографии.Творческий процесс и результаты такой совместной продуктивной деятельности педагога с детьми – создание разнообразных моделей коллажей «Моя карта мечты», которые сопровождались высказываниями детей, песенками, подбором мультфильмов, книг по теме проекта.В результате можно сказать, что составление коллажа способствует эмоционально-личностному развитию каждого ребенка, развивает фантазию, учит познавать мир. Наши воспитанники приобрели личностные умения: повысили самооценку, самоуважение, смогли объяснить свои желания и мечты, совместно с педагогом осваивали планирование и решение проблемы творческого и поискового характера.Самое главное – мы научились мечтать. Дети мечтали о путешествиях, мечтали покататься на воздушном шаре и поплавать с дельфинами, нарисовать самую лучшую картину и вырастить самые вкусные яблоки, размышляли о том, кем быть.Творческая работа по созданию своей карты мечты доступна и детям, и родителям, и педагогам. Личный пример взрослого (педагога, родителя) важен для ребенка. Не менее важно и самому взрослому уметь вдохновлять и мечтать!А у вас и вашего ребенка есть карта мечты?Самое время ее создать! Мечты сбываются.Наталья РАЗИНА, школа №1371
Комментарии