Почему дети лгут? Безобидны ли их фантазии или в результате из такого маленького лгунишки вырастет необязательный и ненадежный человек? Об этом разговор с кандидатом психологических наук Ефимом ТЕЛЬНОВЫМ, работающим в Московском психологическом центре.
– Ефим Александрович, к сожалению, не все родители понимают, что детская ложь – далеко не безобидное явление. Они уверены, что, когда ребенок вырастет, он сам поймет, что лгать нехорошо.
– У детей нередко ложь – это своего рода фантазии, игра. Они придумывают разные небылицы. Например, внук моего приятеля убеждал взрослых, что, когда он бывает в доме один, к нему прилетает тот самый Карлсон, что он теперь живет в Москве, потому что Малыш вырос. В другой раз мальчик с воодушевлением рассказывал, как он однажды ездил в Африку, где катался на крокодилах, играл в прятки с обезьянами, бегал наперегонки со страусами.
Это не вранье, а детские фантазии, которые говорят о том, что, ребенок, скорее всего, вырастет творческим человеком, и беспокоиться здесь не о чем. Дети постарше тоже могут фантазировать. Но у подростка в этом случае задачи другие.
Подросток придумывает то, чего нет на самом деле, чтобы самоутвердиться, показать себя более значительным, привлечь внимание окружающих к своей персоне, приукрасить свою жизнь. Подросток в кругу своих сверстников, и прежде всего малознакомых, может хвалиться своими «богатыми» родителями, рассказывать, какие «крутые» у них иномарки, какие роскошные виллы в Испании или Италии. А на самом деле это совсем обычная семья со средним достатком.
А еще в возрасте 14 лет и старше у ребенка появляются свои секреты от родителей. Это и курение, и употребление спиртного, и дружба с теми, с кем дружить запрещено. Все это он старается скрыть и поэтому прибегает ко лжи. Провоцировать ее могут и сами родители, которые лгут и своим знакомым, и своим домашним, и сыну или дочери, и дети знают это.
– Вот вы говорили, что дети порой лгут, вернее, фантазируют, сочиняя нереальные истории. Но ведь и взрослые тоже, бывает, сочиняют, причем, как и дети, почти верят, что так оно и было. Вот, к примеру, Хлестаков у Гоголя врет самозабвенно и даже верит тому, что говорит…
– Хлестаков – истероидный тип личности по своему характеру. Такие люди нередко верят в собственные выдумки. Для них тоже важно привлечь всеобщее внимание. Истероиды делают это искренне. Опять же из стремления возвысить себя, превознести себя и в собственных глазах, и в глазах окружающих. Им свойствено желание возвеличить себя (помните, Хлестаков говорит, что однажды его упросили управлять департаментом?). Истероидам присущи артистизм, богатое воображение, образное мышление, они легко вживаются в придуманную роль. Но если такого фантазера уличить тут же в неправде, он сейчас же забудет о ней. Надо знать, что истероиды очень необязательны, очень ненадежны, не держат слова, а дав его, мгновенно забывают об обещании. А в итоге подводят своего знакомого или коллегу.
Конечно, если с таким ребенком вовремя поработать психологу, то можно ожидать, что он вернется с небес на землю, будет более реально воспринимать действительность.
– В отличие от истероидов подростки, видимо, лгут в основном, чтобы избежать наказания?
– У подростков может быть много причин для вранья. Например, страх перед наказанием. Они таким образом скрывают от родителей свои проступки, свою дружбу с теми сверстниками, которых взрослые не одобряют или даже настроены категорически против. Но отдаляясь таким образом от родителей, девочка или мальчик подросткового возраста могут найти сочувствие у лидера сомнительной группы и тем самым попасть под его влияние. Этот несовершеннолетний постепенно перестает различать, где добро, а где зло.
Вранье небезопасно, если его вовремя не остановить, ребенок, став взрослым, будет продолжать обманывать, когда ему это выгодно. Окружающие перестанут различать, когда он говорит правду, а когда лжет, и постараются с таким человеком не иметь никаких дел.
Если подросток лжет, значит, в семье не все благополучно. Нет добрых взаимоотношений между ним и родителями. И эти связи обязательно нужно восстанавливать. Интересоваться успехами или неуспехами подростка, вместе обсуждать, как можно решить проблему, которая кажется неразрешимой, хвалить его, когда он старается чего-то достичь, восхищаться даже небольшими победами.
Комментарии