«Мы хоть и свиньи, а картошку с гербицидами есть не будем», – заявляет важная хрюшка от имени всего свинарника колхознице, которая сыплет картофель в корыто. Иду дальше. На стенде журнала «Крокодил» огромный негр выметает из Африки метлой маленьких и противных буржуев-букашек, летящих вверх тормашками. Обложки журнала советского времени: 1936-й, 1946-й и последующие годы. Один с автографом Бориса Ефимова, которого с полным правом можно назвать легендой отечественной карикатуры. Художнику исполнилось 106 лет.
Время не стоит на месте. И зрителю, желающему прийти на первоапрельскую выставку карикатур в выставочный зал «Тушино», что на бульваре Яна Райниса в Северо-Западном округе Москвы, тоже советуем обойти всю экспозицию, весь зал. Вас ждет много смешных сюрпризов – около 250 работ 68 художников, среди которых и постоянный автор «Учительской газеты» Игорь Смирнов. Выставка эта, открывшаяся 23 марта, так и называется – «Карикат-Ура!»
Карикатура предполагает самую разную художественную технику, имеет собственные жанры. На выставке – и графика, и шаржи, карикатура на деревянной доске, покрытой лаком. Вот полуабстракционистский портрет д’Артаньяна в полосатой тельняшке (по крайней мере, мне кажется, что я узнаю именно прославленного мушкетера). Ну а эту картину с птицей и карикатурой не назовешь, она навевает что-то брейгелевское. А вот – анекдот в красках. Пьяная развеселая Анка в аду. Василий Иванович готовится отведать пивка. А Петька тащит огромную бутыль самогона… Идем дальше. Да, политическая карикатура будет всегда, покуда будет существовать сама политика. Современный Лаокоон Геннадия Животова. Античные титаны запутались в нефтяных трубах и пытаются освободиться от этих стальных змей, которые, кажется, вот-вот их задушат. Один из них с огромным украинским чубом. У другого стенда я удивляюсь, какая требуется наблюдательность, художественное мастерство, умение видеть, чтобы вырезать из бумаги человеческий силуэт, тень и передать всю индивидуальность, всю неповторимость того человека, которого стремишься изобразить. Ведь лица нет, мимики нет, только поза, только жест, только застывшее движение и черная бумага, от которой нужно отрезать все лишнее. Клара Новикова, Кобзон, Боярский, Пугачева. Пожалуй, Виктор Сафронов может изобразить кого угодно.
Из современности – в прошлое. Производственная карикатура – пьяница, заснувший под станком. Колхоз, который хоть и не миллионер сам, но уже три других колхоза-миллионера по миру пустил. И снова из прошлого – в день настоящий. Шарж на Путина. Тренер, который в перерыве между матчами сечет ремнем своих футболистов, надеясь добиться результативной атаки. Да, невольно вспомнишь недавний чемпионат мира… К сожалению, не можем назвать всех авторов выставки. Можно добавить лишь, что на экспозиции представлены работы художников, как живущих ныне и продолжающих творческую деятельность, так и ушедших, оставивших нам свою улыбку, свой юмор, которому неподвластно время.
– Первая выставка была организована в 1978 году, – рассказывает Игорь Смирнов. – Она прошла на Малой Грузинской. Тогда была знаменитая двадцатка авангардистов, а мы – десятка карикатуристов. С тех пор они проводятся каждый год, в разных местах. Например, в Музее современного искусства, Музее современной истории России. Моя (и не только моя) мечта – создать в Москве музей карикатуры. Мы с Борисом Ефимовым пишем письма, но пока ничего не могут в Москве найти для музея. Не могу понять, в чем дело. Карикатуры боятся? В этом году мы обратились к префекту Северо-Западного округа Москвы, и при его содействии была открыта эта очередная выставка, на которую мы и приглашаем всех москвичей и гостей столицы.
Нам остается добавить, что выставка в зале «Тушино» будет работать до 8 апреля. Так что спешите.
Виктор БОЧЕНКОВ
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии