Социолог по профессии, Ник Селлер долгое время работал в школе. Сегодня он завершает работу над книгой, в которой речь идет о предмете, чрезвычайно важном для каждого вступающего в жизнь: о выборе профессии.
Эта книга обещает стать исключительно полезной для молодежи, ибо, по сути, она является методическим пособием, объясняющим, как правильно ориентироваться в опасных «джунглях современной карьеры», к прохождению через которые, по мнению автора, школьный выпускник практически не готов. О том, как должен в идеале выглядеть процесс профессиональной ориентации, с Ником СЕЛЛЕРОМ беседует наш корреспондент.
– Почему вы называете это джунглями? Неужели нахождение своего места в жизни такой опасный процесс?
– Это чрезвычайно сложный процесс. И сегодня сложный, как никогда ранее. Еще пару десятков лет назад круг профессий, среди которых мы делали свой выбор, был относительно устоявшимся и достаточно традиционным: учитель, врач, инженер, химик, биолог, архитектор, историк, журналист… А потому было довольно легко представить, чем именно ты будешь заниматься, если выберешь ту или иную профессию. Сегодня за счет бума компьютерных технологий, в силу все более сужающейся специализации во всех сферах бизнеса этот круг резко расширился, вобрав в себя сотни новых направлений деятельности, сами названия которых зачастую не дают четкого представления, что именно за всем этим стоит. К примеру, что такое аналитик по развитию бизнеса? Или ассистент по маркетинговым консультациям? Эти позиции значатся в объявлениях по найму на работу. Но где на все это учат? В чем конкретно будет состоять моя профессия, если я решу стать этим самым аналитиком? Кто ответит школьнику на этот вопрос?
– В английских школах есть специальная штатная единица советника по профессиональной ориентации…
– Школьный советник по профессиональной ориентации – это замечательный помощник по целому аспекту вопросов. Он научит тому, как правильно оформить заявление о приеме в университет, поможет разобраться во всех процедурах приема в вузы, даст совет в индивидуальном порядке, какие предметы для изучения лучше выбрать в классах уровня «А», если ты решил подавать заявление, к примеру, на отделение психологии или на юридический факультет. Он снабдит всей необходимой справочной литературой, наконец, в самых общих чертах может что-то рассказать и о профессии, на которую ты нацеливаешься, но, повторяю, лишь в общих чертах!
– Вы утверждаете, что к выбору профессии надо основательно готовить и что профессиональная ориентация должна бы стать одним из школьных предметов. Зачем? Человек всегда сам определял, кем быть, исходя из своих наклонностей, или из соображений престижа, или практического интереса, наконец, по наитию, может быть…
– Именно поэтому в жизни огромного количества людей случилась колоссальная ошибка – неправильно выбранная профессия. Ошибка, способная основательно подпортить жизнь. Я много лет проработал в школе, и меня всегда очень интересовало, а как дальше складывается судьба моих бывших учеников.
Задавал им вопрос, но не «где ты учишься?» или «что ты закончил?», а «там ли ты, где тебе надлежит быть, доволен ли ты избранной профессией?». Итог моих опросов весьма удручающий: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе. Примерно каждый второй удовлетворен «не совсем», признаваясь, что если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
На основании чего же был сделан ошибочный выбор? На основании незнания двух составляющих уравнения «правильного выбора»: сути выбираемой профессии (примечательно, что почти нет разочаровавшихся среди тех, кто пошел в профессию по родительским стопам, то есть со знанием дела!) и – самого себя. Но если второе – понимание себя – приходит с годами, с опытом, то первому можно попросту научить.
– Как именно должно строиться это обучение?
– Я бы предложил ввести предмет профориентации на уровне факультатива, за рамками обязательной программы. Но так, чтобы отдать ему достаточное количество часов, которых бы хватило для довольно подробного экскурса в основные, наиболее часто выбираемые сегодня молодежью профессии. Эти уроки я представляю так: например, сегодня мы говорим о профессии компьютерного программиста. В качестве учебного материала школьникам должна быть предоставлена подробная информация – реальная потребность в этой профессии сегодня на рынке труда, сетка заработной платы, перспективы карьерного роста и т.д.
У каждой профессии есть свои плюсы и минусы, но, выбирая ее, мы, как правило, ориентируемся только на плюсы, не ведая об обратной стороне Луны. Вот об этих минусах профессии тоже должна быть дана по возможности полная и объективная информация. Кто может ее предоставить? Наверное, тот, кто в ней трудится. Поэтому я вижу на уроке профориентации представителя той специальности, о которой идет речь. Ему можно будет задать любые интересующие вопросы, с тем чтобы получить информацию из первых рук. Я уверен, что полку желающих стать, к примеру, топ-моделями сильно поубавилось бы, если бы пришла рядовая представительница этой профессии и рассказала бы о том, с чем ей приходится сталкиваться, какие нравы и законы в этом бизнесе определяют тот успех, на который по наивности рассчитывают все, но который получают лишь единицы.
Был бы чрезвычайно полезен видеоматериал. Серия специально снятых учебных фильмов, которые показали бы, скажем, один день из жизни врача-хирурга, или рутинную работу газетного редактора, или обычный рабочий фрагмент деятельности биржевого маклера.
Наконец, я считаю, что для школ должны быть специально разработаны своего рода «ориентировки» касательно сегодняшнего состояния и перспектив рынка труда. Выбор профессии, как правило, идет по запаздывающей синусоиде: бумирует компьютерный бизнес – все идут в компьютерщики, в результате очень скоро наступает перенасыщение рынка и профессия девальвируется. После этого она теряет былую привлекательность – и наступает резкий отток желающих выбирать эту специальность, а в силу этого на горизонте начинает со временем маячить новый пик ее востребованности. Специальные институты изучают все эти проблемы, и они должны были бы давать сегодняшним выпускникам школ – завтрашним абитуриентам – прогнозы потребности профессии на перспективу.
– Для решения уравнения «правильного выбора», как вы отметили, необходимо знание и второй составляющей: самого себя. Этому тоже можно научить в школе?
– Лишь в определенной мере. Полноценное знание придет лишь с опытом жизни. Поэтому 18 лет – тот возраст, когда большинство выпускников школ подают заявление в университет, это, по моему глубокому убеждению, еще не время выбирать профессию. Это слишком ранний и, вероятно, недостаточно зрелый выбор.
– Каким образом можно оттянуть во времени выбор профессии?
– Я бы советовал не спешить в университеты. Мне кажется, было бы намного благоразумнее со всех точек зрения хотя бы пару лет после школы заняться какой-то деятельностью – трудовой, общественной, благотворительной. Если есть возможность – мир посмотреть и себя показать. Эти годы могут внести существенные коррективы в прежние, школьные представления о жизни.
Желательно воспользоваться хотя бы тем «промежуточным» годом, который практикуется в системе английского образования и в ряде других стран, когда уже зачисленный в университет студент может, еще не приступая к учебе, взять год отсрочки и заняться делами или увлечениями по своему усмотрению и лишь потом приходить в студенческую аудиторию. Человек, который видит жизнь не только из-за учебной парты, быстрее взрослеет. И если что-то передумалось, лучше вовремя сменить взятое направление – выбрать другую специальность, поступить в другое учебное заведение. Не надо бояться потерянного года или двух лет – это еще отнюдь не трагедия. Это не так страшно, как потерять себя на всю оставшуюся жизнь, если пошел в этой жизни совсем не по той дороге…
Комментарии