Образы успешного человека советского и современного общества
Образы успешного человека советского общества и современного общества очень сильно отличаются друг от друга. И поскольку период моего детства относится как раз к эпохе советского государства, то, рассуждая на заданную тему, в своем эссе я буду говорить прежде всего о себе.
В далеком детстве у меня имелось достаточно четкое представление, что мерилом успеха является наличие ряда материальных благ. Главным было вырасти и иметь во взрослой жизни квартиру, машину и дачу. На данный момент мои желания остались прежними, добавились лишь более конкретные детали. Могу заметить, что большинство моих сверстников в тот период думали так же.
А что же является успехом для остальных наших соотечественников: возможность самореализации, высокая личная самооценка, честно прожитая жизнь, уважение окружающих, благополучие в семье? Перечень возможных вариантов может быть бесконечен.
Обращаясь в своих исследованиях для ответа на заданный здесь вопрос к ряду популярных соцсетей и форумов, могу отметить, что мнения разделились. Для большинства россиян главным жизненным успехом является наличие семьи и детей, и наше государство поддерживает эту точку зрения, продлевая действие программы материнского капитала.
Для другой части наших сограждан успех заключается в карьере и наличии хорошей материальной базы. Причем в последнее время стремление иметь семью, детей получает несколько негативную окраску в обществе (в Интернете все большую популярность приобретают истории с хештегом #яжемать).
Я считаю, что средний россиянин не столько дорожит семьей, сколько считает, что ею нужно дорожить. Это прилично и социально одобряемо. Но как только речь заходит о собственном ребенке, то человек сегодня чаще и прежде всего желает ему материального благополучия.
А каким же должен быть успешный человек?
Выделяют следующую модель успешного человека:
1. Особый стиль мышления:
– умение правильно расставлять приоритеты;
– гибкий подход к решению проблем, способность к творческому мышлению;
– умение мыслить стратегически;
– развитое образное мышление.
2. Проактивность:
– поиск ответа на вопрос «Что делать?», а не «Кто виноват?»;
– способность извлекать уроки из неудач – самообучающаяся личность;
– ориентация на действия, достижения;
– установка «я сам отвечаю за то, что со мной происходит»;
3. Коммуникативный блок:
– умение убеждать других, доносить до них свое видение, умение просто объяснять сложные вещи, например, с помощью метафор;
– готовность искать согласие, действовать согласно установке «выигрыш – выигрыш»;
– эмоциональный интеллект (EQ), в который входят самосознание; самоконтроль, умение мотивировать, эмпатия, навыки общения;
– точность социальной оценки (оценки других).
4. Адекватная и точная самооценка:
– знание своих сильных и слабых сторон, принятие себя;
– умеренная самокритичность, готовность воспринимать критику извне.
5. Умение управлять собой:
– эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль;
– умение справляться со стрессом;
– умение восстанавливать работоспособность.
6. Постановка целей:
– умение ставить конкретную цель;
– умение задавать реальное время на достижение цели;
– целеустремленность – не отступаться, не лениться, а действовать.
Теперь обратимся к образу успешного человека в советском обществе.
Вообще понятие «успех» существует в том обществе, где человек может чего-то добиться путем состязания. А советское общество таким не было. Поэтому понятие «успешный человек» заменялось понятием «герой». А между собой люди говорили о тех, кто смог «продвинуться», «устроиться», «пролезть». Успех мог принадлежать только стране, коллективному целому. Ведь в то время состязались системы, а не люди.
Если попытаться нарисовать портрет успешного человека, то это будет мужчина. Да, именно мужчина, женщину с успехом пока мало ассоциируют. Мужчина достаточно молодой, но не «зеленый». Человек, который занялся бизнесом в девяностые годы, заработал деньги не совсем праведным путем. То есть его успех, по мнению среднего россиянина, не совсем доброкачественный.
Россияне не верят, что успеха можно добиться собственным трудом.
Длительное господство крепостного права, советские времена обязательного и плохо оплачиваемого труда привели к отчуждению от работы, которая стала рассматриваться как повинность. Даже у современной российской молодежи труд не стоит на первых позициях причин успеха. Похоже на то, что в значительной мере и молодежь у нас сохраняет откровенно завистливое отношение к чужому успеху. Люди более старшего возраста вообще прежде всего связывают успех с жуликоватостью: украл, награбил, нахапал… Ведь в СССР успешным считался человек, который занимал место в номенклатуре.
Меня удивляет: почему не стало идеалом западное представление об успехе, совмещающем в себе успешную карьеру и семейные ценности? И лично я склоняюсь именно к такому образу успешного человека современности.
Аслан РУБАЕВ, учитель истории, Москва
Комментарии