search
main
0

Карельское ноу-хау. Для того чтобы делиться ресурсами, надо… их иметь

Пряжинский район – один из передовых в Карелии. Все, что сегодня считается новым, современным, можно найти здесь. Например, взаимодействие крупных школ, которые называют «магнитными», с маленькими. Крупные не подавляют их, чтобы, скажем, за их счет увеличить контингент учеников и тем самым добиться повышения финансирования, а помогают маленьким, опекают их и, что самое важное, взаимодействуют с ними как с партнерами, у которых есть чему поучиться. Эта тесная взаимосвязь двух учебных заведений – сильного со слабым – приносит свои плоды. Маленькая школа получает возможность давать знания своим ученикам в том же объеме, что и большая. Педагоги из дальних сел ездят в «магнитную» за опытом, участвуют в мероприятиях, совещаниях. А если в маленькой нет учителя, скажем, иностранного языка, физики или химии, то преподаватели по этим дисциплинам приезжают из «магнитной» и дают уроки. Такое сотрудничество позволяет не закрывать маленькие школы. Правда, не всегда… О проблемах, связанных с реструктуризацией, рассказывает начальник отдела образования Пряжинского района Карелии Татьяна СЕППЯНЕН.

Комментарий «УГ»Зинаида ЕФЛОВА, заведующая научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы Карельской государственной педагогической академии:- Система образования нашей республики имеет репутацию гибкой, чувствительной к инновациям, готовой к переменам. Недаром Карелия – пилотный регион многих проектов, связанных с модернизацией всей отечественной системы образования. Нашими ноу-хау реструктуризации системы образования в условиях сельской местности стали модели центральной и «магнитных» школ. По замыслу «магнитная» сельская школа притягивает к себе другие образовательные учреждения – отдаленные, малочисленные, то есть делится с ними своими ресурсами, чтобы помочь в решении проблем, с которыми маленьким школам сложно или даже невозможно справиться в одиночку. Основа «магнетизма» – сетевые партнерские отношения, благодаря которым, например, компенсируется отсутствие в школе нужных специалистов для преподавания учебных предметов, для социально-педагогической работы, для психолого-педагогического сопровождения ребенка с проблемами в развитии. Организация совместных учебно-воспитательных дел в сети позволяет преодолеть эффекты дефицита общения, социальной депривации и у педагогов, и у детей. Обогащается профессиональное общение педагогов, повышается их квалификация, расширяется обмен опытом. «Магнитная» школа помогает в материально-техническом и учебно-методическом оснащении образовательного процесса маленькой, тем самым в ней создаются необходимые условия для достижения нужного качества образования. Идея, как видите, неплоха в эпоху жесткой экономии в образовании.В нашей республике, чтобы стать «магнитной», нужно быть средней полной или основной школой и располагаться таким образом, чтобы рядом находились основные или начальные школы. Главный критерий для определения «магнитности» пока географический. Учебно-методическая, кадровая, материально-техническая база «магнитки» – это тоже важно. Согласитесь, для того чтобы делиться ресурсами, нужно их иметь.Функции «магнитной» прописаны в соответствующем республиканском положении. Однако муниципальные управления образования, обозначив центральные и «магнитные» школы в районах, еще не обеспечили эти функции соответствующими нормативными документами и адресными материальными вложениями. Пока получается, что «магнитка» заботится о соседях за счет собственных, не таких уж и больших, возможностей. Но сельские центральные и «магнитные» школы берут на себя эти хлопотные функции и трепетно относятся к своему статусу. И дело здесь не только в имидже или престиже школы. На мой взгляд, несмотря на сложности, идея создания центральных и «магнитных» школ в республике прижилась потому, что сельским школам свойственны естественная кооперация и взаимопомощь. В отличие от города в сельской местности быстрее приходят к очевидным выводам и простым решениям: сила – если вместе, слабость – если врозь.

Конечно, нам приходится закрывать школы, но только в крайнем случае, когда учеников почти не осталось. И делаем это осторожно, все взвесив, чтобы прежде всего не пострадали дети. Бережем школу до последнего, когда уже сами родители просят, потому что в селе осталось всего 2-3 ученика. И часто это дети самих учителей. Так или иначе статус школ в нашем районе постоянно меняется. Бывают случаи реструктуризации по просьбе самих родителей. Но таких примеров, когда они были недовольны решением о реструктуризации, привести не могу.

В одном селе была небольшая школа – детский сад, а недалеко другая – крупная, с хорошей материальной базой. Конечно, родители понимают, что детям в большой будет лучше, к тому же транспорт ходит регулярно. И тогда они переводят в нее детей. Был такой случай. Однажды 1 сентября мы приехали в малокомплектную школу. Стоят нарядные учителя, а учеников нет. Они все перешли в соседнюю…

В конце этого учебного года мы объединили одну школу с двумя детсадами, потому что неэффективно было содержать два здания: одно заполнено наполовину, другое – на треть, а коммунальные услуги дорожают. Теперь это одно учебное заведение, которое одновременно со школьным дает дошкольное образование.

Мы постоянно занимаемся этим процессом. Оставлять маленькие полупустующие школы неоправданно экономически и политически. В первую очередь мы учитываем интересы детей. В более крупной школе выше качество образования. Родители, как правило, это хорошо понимают. Но иногда все же приходится доказывать необходимость реструктуризации жителям села, заинтересованным в том, чтобы школа осталась. И вот почему: если есть школа – будут и почта, и магазин, будут ходить автобусы. Но, к сожалению, держать школу только для того, чтобы она выполняла какие-то социальные функции в селе, невыгодно.

Один мальчик из такой школы поступил в училище и там стал неуспевающим по всем предметам. Мама возмутилась: почему в своей школе он получал четверки, а здесь одни двойки?..

Вторая причина, по которой приходится закрывать школу, – это несоответствие школьного здания лицензионным требованиям. А для того чтобы школа, где всего 2-3 ученика, была безопасной, сколько средств надо вложить? Лучше купить хороший автобус и возить ребят в другую. Есть ли здесь реальная экономия? Мы это почувствуем лет через 10-15, когда дети вырастут и станут успешными, конкурентоспособными и смогут достойно жить. Либо они никогда такими не станут, потому что, окончив школу, в которой невозможно получить хорошие знания, проявить себя, участвовать в современных программах, вырастут людьми маргинального типа. Они уже не будут ни хорошими налогоплательщиками, ни активными гражданами, которым не безразлично, что происходит вокруг. Они не смогут иметь успешного дела. Поэтому нужно всегда думать, где мы сэкономим, а где потеряем.

Приходится учитывать все аргументы «за» и «против», просчитывать все варианты. Рассматриваются все доводы, но первые из них – качество образования и эффективное использование бюджетных средств. Школу мы закрываем, зато дети будут учиться в новых, более благоприятных условиях. А родителям подробно объясняем, какие это условия: в каком интернате дети будут жить, на каком автобусе ездить. Стараемся сделать условия проживания безопасными и комфортными.

Есть в нашем районе так называемые магнитные школы, их две: Эссольская средняя и Велозерская средняя. И одна центральная школа – Пряжинская средняя. В сферу влияния «магнитной» попадают малочисленные образовательные учреждения в данном поселении, а в сферу влияния центральной – все, которые есть в районе. Статус школ закреплен постановлением главы администрации района. Формы сотрудничества самые разные: совместные педсоветы, заседания методических объединений, общее планирование, например, по приобретению учебников, по проведению диагностических контрольных работ. Учителя из малых школ приезжают на консультации к своим коллегам в «магнитную» школу (особенно математики и филологи).

Центральная школа проводит на своей базе все районные мероприятия с педагогами и детьми: конференции, олимпиады, конкурсы. Дети и учителя центральной стали инициаторами и организаторами различных социальных проектов муниципального уровня. Например, проект «Памятники Пряжинского района» предполагает изучение памятников архитектуры, природы, истории всех семи поселений района. Итогом проекта могут стать разработанные туристические маршруты, тексты для учебников по краеведению, которые готовят к изданию ученые Карельской государственной педагогической академии. Алгоритм проекта разработан центральной школой, она же берет на себя и всю организаторскую работу, но участвуют в проекте все школы района.

Или проект «Школа резерва», в котором старшеклассники могут на один день стать дублерами главы администрации района или поселения, специалистов различных служб администрации, руководителя больницы или школы. Сначала в таком проекте участвовали дети из Пряжи, потом присоединились и другие школы.

На базе центральной школы размещена и методическая служба, что позволяет реализовывать программы повышения квалификации педагогов района. Учителя маленьких школ благодаря «магнитным» многому научились. Используется прежде всего информационный ресурс крупных школ. Ведь важно не только иметь компьютерную технику, но и грамотно ее использовать, участвовать в учебных программах, заимствовать опыт из Интернета.

Равна Пряжинской по количеству программ Эссольская средняя школа. К ней относится Улялегская основная. Эссольская постоянно взаимодействует с основной, помогает ей, тем более что выпускники основной после 9-го класса придут в среднюю. Эссольские учителя принимают зачеты у улялегских детей. Директор «магнитной» приезжал на родительское собрание в основную, когда до родителей дошел слух, что их школу якобы закрывают. Им объяснили, что они сами могут выбирать, где будут учиться их дети.

Чем полезны «магнитные» школы? Взаимодействуя с ними, педагоги маленьких школ повышают свою квалификацию. Ведь до появления такого тесного сотрудничества они не были знакомы со многими методическими новациями, им не с кем было соревноваться, они не видели перед собой более сильных и знающих коллег. Им не с кем было конкурировать.

Маленькая школа обычно не участвовала ни в каких программах, конкурсах, олимпиадах. И дети росли неконкурентоспособными и в учебе, и в жизни. А теперь эти маленькие школы участвуют во всех мероприятиях наравне с большими. И конкурируют, можно сказать, на равных.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте