search
main
0

Кардинальные изменения должны быть еще и позитивными

Среди многих актуальных вопросов, поднятых на встрече с Сергеем Собяниным, была и ситуация в бюджетной сфере. Позицию Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования изложила первый заместитель председателя МГО профсоюза Марина Иванова. Как и всех работников образования, Марину Алексеевну беспокоит то, что есть планы ввести в Москве новую систему платы труда.

В​ся бюджетная сфера столицы находится на пороге кардинальных изменений, связанных с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) и реализацией нового механизма финансирования учреждений, установленного в Федеральном законе №83 в форме субсидий на основе госзаказа на образовательную услугу.Введение новой системы оплаты труда имеет некоторые положительные моменты:- приравнивание минимального базового оклада (ставки) к минимальной заработной плате в Москве. Именно этого требовали профсоюзы бюджетных отраслей в период действия Единой тарифной сетки, однако тогда такого приравнивания не произошло, ставки первых разрядов ЕТС всегда были ниже, только за счет доплат работники этих разрядов выравнивали свою зарплату;- ориентация новой системы оплаты труда на повышение качества и результативности труда каждого работника и обеспечение дифференциации в оплате в зависимости от слаженности, количества и качества приложенных усилий;- расширение самостоятельности учреждений в определении уровня оплаты труда за счет использования прежде всего фонда стимулирующих выплат.Но как на Солнце есть пятна, так и в новой системе оплаты труда, а главное – в подготовке к ее введению есть много недостатков и проблем. Например, опыт регионов и федеральных учреждений, в частности вузов, показывает: процедура введения НСОТ требует довольно большого времени. При этом в вузах по основному персоналу, то есть профессорско-преподавательскому составу, сколько-нибудь значимого повышения зарплат и соответственно их ощутимой дифференциации не произошло. В регионах при введении НСОТ вовсю бушевали «оптимизация» (сети, штатов) и «рационализация» в смысле урезания бюджетов конкретных учреждений, кроме фонда оплаты труда.Аналогичные проблемы просматриваются и в ходе подготовки к введению новой системы оплаты труда в Москве.Во-первых, срок введения новой системы – 1 января 2011 года – уже совсем скоро, а очень многого до сих пор не сделано. Базовые ставки (оклады) по профессиональным группам и уровням представлены, но пока не утверждены; нет информации о повышающих коэффициентах, а значит, экспериментально рассчитать будущие зарплаты не представляется возможным. В результате работников, переходящих с 1 января на НСОТ, невозможно уведомить о существенных изменениях условий их труда, а ведь это в соответствии с трудовым законодательством необходимо было сделать до 1 ноября. В этом плане образование имеет преимущества: начало учебного года 1 сентября и тарификацию, так что имеет смысл отложить введение НСОТ до этого срока. Но ведь в наиболее передовых учреждениях все равно новая система будет испытываться до этого!Во-вторых, одной из целей введения НСОТ, во всяком случае так считают в профсоюзах, должно быть повышение уровня оплаты труда работников, что при выполнении требования о повышении качества стало бы мощным стимулом в работе. Однако в тех документах, которые есть сейчас, такая цель не просматривается, а говорится лишь о «недопущении снижения уровня оплаты труда значительного количества работников». Нам представляется крайне важным решить проблему повышения уровня зарплат, что потребует значительных дополнительных ассигнований, хотя бы на фонд стимулирующих выплат.В-третьих, сама система и размеры повышающих коэффициентов и стимулирующих выплат до сих пор непонятны. Неясно, как будет осуществляться дифференциация в оплате в зависимости от качества и сложности труда, отсутствовавшая в рамках ЕТС. Необходимо трансформировать действующие доплаты и стимулирующие выплаты (а их сейчас только в образовании более 50 видов). Все это требует большой работы, а нам неизвестно даже, начата ли она.В-четвертых, анализ предложенных базовых ставок по педагогическим должностям и сравнение их с действующими разрядами ЕТС показывают, что они аналогичны по размеру. Средняя же зарплата у нас в отрасли складывается с учетом доплат и надбавок, которые и в фонде оплаты труда, и в зарплате конкретного учителя достигают ста и более процентов от ставки. Для наглядности: средняя зарплата учителя на сегодня равна примерно 40 тысячам рублей, средняя ставка (12-й разряд ЕТС) – 18289 рублей. Отсюда видно, что разница, составляющая примерно 20 тысяч рублей, покрывается:- повышением разряда (с 12-го до 14-го);- увеличением нагрузки сверх нормы в 18 часов;- доплатами, на которые приходится большая часть указанной суммы.Минимальная базовая ставка по НСОТ предполагается в размере 11800 рублей. Применительно к среднему заработку все те же 20 тысяч рублей должны быть обеспечены повышающими коэффициентами, стимулирующими и компенсационными выплатами. Но критерии, размеры и механизмы назначения большей части зарплат пока не определены, что вызывает обеспокоенность профсоюзов. Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие механизма индексации ставок, ведь уже в следующем году их планируется индексировать дважды. Минимальный размер зарплаты, который лежит в основе установленных базовых ставок, – 10400 и 10800 руб. Очень немногие из руководителей бюджетных учреждений реально вовлечены в подготовку к введению НСОТ. Большинство же руководителей, как и почти все рядовые работники, ничего конкретного об этой работе не знают. В результате НСОТ становится не стимулом, а пугалом. Ее все боятся, полагая, что она ухудшит положение бюджетников. Только самая широкая информация, открытое обсуждение, реальный учет мнения профсоюзов и общественности могут стать залогом успеха введения НСОТ и снижения социальной напряженности в коллективах.В УИЦ МФП состоялась встреча профсоюзного актива Москвы с Сергеем Собяниным (тогда еще в статусе кандидата в мэры Москвы), который поблагодарил всех присутствующих за возможность встретиться с активом МФП – основным представителем трудящихся Москвы, который представляет их жизненные интересы.«Эта встреча для меня значима, очень важная встреча, – подчеркнул Сергей Собянин, – равно как и общение с вами, а ваши предложения в адрес Правительства Москвы для меня крайне интересны. Роль профсоюзов, как известно, – это обеспечение занятости, повышение жизненного уровня, оплаты труда работающих, решение вопросов охраны труда, социальная и правовая защита. Однако эти же проблемы – направления деятельности любого правительства, любого органа государственной власти. У нас с вами разные возможности и разные способы их решения, но задачи, цели у нас общие, и мы должны об этом помнить. Мы должны с вами работать как социальные партнеры во имя решения тех задач, которые для вас являются главными. Они и для меня также главные и чрезвычайно важные. Именно поэтому я считаю, что систему социального партнерства, которая сложилась в городе, необходимо не только сохранить, но и усилить. Считаю, что работа Московской трехсторонней комиссии, работа по досудебному рассмотрению трудовых споров, работа по заключению коллективных договоров и другие формы работы, конечно, должны развиваться. По моему мнению, рабочие места в городе в первую очередь должны предоставляться москвичам. Вместе с тем эти рабочие места не должны быть лишь бы какими, они должны быть высокотехнологичными, современными и хорошо оплачиваемыми. И все развитие города, политика в области строительства и развития промышленности, науки и инноваций должны быть направлены в первую очередь на создание высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Для того чтобы москвичи могли претендовать на эти рабочие места, следует постоянно работать над повышением их образования, совершенствованием их профессиональных навыков. Москва тот город, в котором есть для этого все возможности. Необходимо постоянно совершенствовать систему непрерывного образования, чтобы она отвечала самым современным требованиям. В конечном итоге мы должны добиваться, чтобы каждый год москвичи получали больший доход, чем ранее».Председатель МФП Михаил Нагайцев отметил, что «Москва вышла на минимальный уровень заработной платы – 10400 рублей, а с сентября поставила перед собой задачу выйти на уровень 10900 рублей. Есть программы, которые мы реализуем совместно с правительством города, например детские программы, кросс, новогодняя елка, спортивные программы, в частности Московская лыжня, ставшая крупнейшим зимним состязанием в России, так как в нем принимают участие до 20 тысяч человек. Мы проводим конкурс «Московские мастера». В УИЦ проходят курсы обучения, на которых получают знания около 24000 человек – как профсоюзные активисты различного уровня, так и представители муниципальных образований и соответственно работодатели. У нас в городе сложилась достаточно серьезная законодательная база. Но есть несуразность с налогообложением за пользование землей объектов культуры и спорта, несправедливо, когда профсоюзные объекты, например велотрек «Крылатское» и бассейн «Труд», платят гораздо больше, чем аналогичные муниципальные объекты».Сергей Собянин отметил насущную важность поднятых проблем, отметив, что они нуждаются в тщательном изучении и рассмотрении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте