Семнадцатый конкурс «Учитель года России» прошел в Челябинске, городе, на гербе которого красуется верблюд. Это память о далеких временах, когда через эти земли пролегали торговые пути, шли усталые караваны. Конкурсный марафон похож на путешествие через страны и города торгового каравана. Так же много разнообразных впечатлений, так же нелегко добраться до финиша. Какой была эта дорога в 2006 году, судите сами.
Открытие
Принимать конкурс «Учитель года России-2006» – особая честь и ответственность для региона. Ведь шанса увидеть у себя снова всероссийскую команду «пеликанов» может больше не представиться никогда… Значит, надо полностью выложиться, показать сливки регионального образования и дать возможность местным педагогам увидеть лучшие уроки замечательных учителей – конкурсантов. На открытии гостей Челябинской области ждал первый приятный шок – выступление детей, которые учатся в системе дополнительного образования региона: танцоров, певцов, прекрасных гимнастов, которые уже заработали мировую славу. Концерт был выше всех похвал. А в перерывах между номерами звучала информация о регионе. Чем сильна промышленность Челябинской области, мы поняли, когда по сцене проехал маленький мальчик в игрушечном тракторе, – в 1930-е годы здесь возник самый крупный тракторостроительный завод в мире!
Официальные лица – первый зам. губернатора Челябинской области Андрей Косилов, председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш, исполняющий обязанности главы Челябинска Олег Рыжов, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин, главный федеральный инспектор Челябинской области Валерий Третьяков – по очереди выходили на сцену театра оперы и балета им. М.И.Глинки и славили учителей, что, согласитесь, бывает не так часто в нашем обществе.
Евгений Бутко произнес настоящую оду школе: «Венец образования человека – профессиональное образование, но одет он должен быть на добротную голову общего образования. Это так? Так. А следовательно, экономика не может развиваться, если не будет высокопрофессиональных кадров. А получить профессию в вузе, техникуме, колледже, профессиональном училище, лицее невозможно без доброй основы общего образования. Значит, от кого зависит, какими будут кадры? От учителя».
С особым вниманием конкурсанты слушали выступление ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Эдуарда Никитина, ведь он на «Учителе года России-2006» возглавляет предметное жюри, то есть руководит теми, кто решает судьбу «пеликанов» в первом туре конкурса. Эдуард Михайлович начал с цитаты, которая сразу настроила учителей на хорошую работу: «Анатолий Васильевич Луначарский, первый советский министр образования, в одном из выступлений, обращаясь к учителям, сказал: «Дорогие сотворцы!» Мне кажется, сегодня тот самый случай, когда можно употребить это слово. Мы всей стране показываем, что наша работа – это работа людей творческих, людей одаренных». Кстати, на первом же конкурсном задании, «Визитной карточке», один из участников именно так обратился уже к жюри и коллегам… Еще Эдуард Никитин сказал: «Участники конкурса волнуются и правильно делают. Но если бы вы знали, как волнуется жюри! Задача заключается в том, чтобы не переволноваться ни вам, ни нам. Обещаю, дорогие участники конкурса, что мы будем судить честно, мы будем судить справедливо!»
Вспомнили челябинских учителей года – победителей федерального состязания. В 1990 году, на первом советском конкурсе, лауреатом стал учитель труда из Златоуста Вячеслав Рябинин. В 1999 году «Хрустального пеликана» получил учитель музыки Виктор Шилов. Наконец, в 2005 году самым успешным на конкурсе «Учитель года России» в Калининграде был признан физик Иван Иоголевич.
Хозяева
На открытии прозвучали такие цифры: «В 2006 году педагоги только одного лицея №31 подготовили 16 победителей международных и российских олимпиад, это больше, чем другие субъекты Российской Федерации. По числу награжденных победителей предметных олимпиад Челябинская область уступила только Москве и Санкт-Петербургу». 31-й лицей принимал финалистов конкурса «Учитель года России-2006» в первый день, и не случайно. Здесь работает учитель года-2005 Иван Иоголевич. Прием «пеликанам» был оказан царский. Мастер-классы, фуршет и даже… вечерний костер с цыганами и подзабытой детской игрой «Ручеек». Каждый гость получил подарок, в который вошла книга директора 31-го лицея Александра Попова «Дневник директора школы». Право, стоит в нее заглянуть, чтобы получить представление о стиле мышления этого необычного человека:
«Дезертирство в образовании процветает. На фронтах их расстреливали. Войну выиграли. Нынче считают умниками: вовремя поля боя покинули. А они не просто дезертиры – они детей предали».
Еще один замечательный директор, с которым познакомились учителя года, – хозяин 11-го лицея Анатолий Гостев. Именно этот лицей стал основной площадкой, на которой проходил первый тур конкурса. Эта школа тоже гордится своими учениками, особенно полуторатысячами призеров, лауреатов и дипломантов научно-практических конференций международного, федерального, регионального уровней. В активе воспитанников 11-го лицея – семь патентов на изобретения в области инженерных наук! Здесь конкурсанты давали уроки и представляли свой педагогический опыт. Здесь была одна из баз объединенного ученического пресс-центра, в который вошли редакции газет «Переменка» (лицей №11), «Ботанический сад» (лицей №31), «Вектор успеха» (Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской). Пресс-центр выпускал ежедневную конкурсную газету «Пеликан-2006», веселую, красочную, острую, а также поддерживал сайт www.Pelikan2006.ru. Так вот, о своем директоре один из взрослых редакторов сайта, Елена Баталова, написала так: «Наверное, надо было сказать, что он доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный учитель. Надо бы сказать, что именно он делал совершенно немыслимые виражи перед конкурсом и сотворил чудо. Но речь не об этом. Анатолий Германович Гостев без границ. Он просто абсолютная величина».
«Это я»
«Визитная карточка» – задание не такое простое, как может показаться. Она оценивается «недорого» – конкурсант может получить максимум 10 баллов. А задача чрезвычайно сложная – рассказать о себе так, чтобы поняли, приняли, поверили – дальше будет еще интереснее, на защите педагогического опыта, на открытом уроке.
Конечно, на этом этапе невозможно избежать повторов. Ну как замолчать тот факт, что ты, стоящий на сцене перед жюри, – представитель славной педагогической династии? У кого-то, как у Николая Ларина из Саратовской области, она длится уже 90 лет, у кого-то, как у Веры Жерготовой, – целых 500! Почти все рассказывали о своем родном городе, крае, и это был настоящий урок географии, только не шаблонный, книжный, а живой, сложенный из трогательных подробностей и благодарностей малой родине. Светлана Иващенко, например, показала виды Архангельского края с помощью мультимедийной презентации – и какие виды, дух захватывает! Все поверили, что «огромные просторы Архангельского края сами по себе располагают к стихам, творчеству, романтике». Анекдот от Светланы Валерьевны: «Местного жителя спрашивают: «А было у вас лето?», «Конечно, – отвечает он, – только я в этот день работал…»
Другие конкурсанты появились на сцене в национальных костюмах, как биолог из Республики Бурятия Игорь Моролдоев или учитель мировой художественной культуры из Карелии Ирина Суворова. Это впечатляло! А историк из Новосибирска Юлия Рабе вышла пред очи жюри и коллег в совершенно фантастической одежде, основу которой составила деревянная кольчужка. Фотографы сразу защелкали аппаратами.
Практически все участники конкурса вполне профессионально использовали современное мультимедийное оборудование – «умную» и проекционную доски. Презентация помогла донести до жюри голоса учеников и виды школы, города, края, фотографии из семейного альбома, просто дать фон выступлению – лиричный, пейзажный или яркий, веселый – с шариками и музыкой. В этом плане самое удачное по форме и содержанию выступление получилось у преподавателя русского языка и литературы из Воронежа Светланы Богдановой. Она просто нарисовала с помощью компьютерной презентации макет своей «визитки», вроде тех, которыми обмениваются деловые люди, создала свой портрет и объяснила, что в нем главное: в голове – ученики, на лице – улыбка, а в сердце – любовь, «мне люб мир, который меня окружает».
Урок
От чего зависит успешный конкурсный урок? От многих, больших и совсем мелких факторов. Во-первых, от самочувствия конкурсанта – и значит, учителю, который хочет с блеском выступить на «Учителе года», необходимо подготовить себя к огромным психическим и физическим нагрузкам. Половина финалистов 2006 года чихала, кашляла, пребывала в гриппозном состоянии. А нервы! Они могут испортить выступление самого талантливого педагога. Просто делаешь ошибку – и теряешь не только баллы, но и внимание жюри. Во-вторых, в выигрыше оказывается тот, кто вдохновляет жюри, гостей, детей своей личностью, своим опытом работы, своими находками, каждая из которых – как бы ни была проста на первый взгляд – уникальна и удивительна! Совершенно потрясающий урок показала историк из Углича Ярославской области Елена Резчикова. Он был посвящен событиям июня – августа 1812 года и вызвал восхищение у всех поголовно – ребят, жюри, учителей, которые присутствовали на этом открытом занятии. Кроме традиционных целей и вопросов, Елена Александровна вынесла на рассмотрение класса философскую проблему «Где «Полтава» для Наполеона?» Имелась в виду фраза, сказанная Балмашовым в ответ на вопрос Наполеона, как ему лучше идти на Москву: «Через Полтаву, сир!». То есть путем Карла XII. Елена Резчикова цитировала императоров Александра и Наполеона, приводила факты о положении русской и французской армий, снабдила учеников словарем терминов… Но главное – она заставила восьмиклассников рассуждать, искать основы русского характера. Девиз русского воинства, народа появился на доске «За веру, царя и Отечество!». И неудивительно, что на проблемный вопрос школьники ответили верно: «Полтава» для Наполеона была в душе русского человека». Кстати, Елена Резчикова стала обладателем специального приза от «Учительской газеты» и Фонда первого президента РФ Бориса Ельцина – компьютера.
В-третьих, а возможно, это самое главное на уроке, любом, не только конкурсном, – найти контакт с детьми, заинтересовать их темой и дать возможность жюри увидеть, как работают ребята. В полной мере это удалось филологу из Тамбова Юрию Хабарову. Юрий Алексеевич давал урок для семиклассников на непростую тему «Особое значение Нагорной проповеди». Наверное, можно поспорить, почему в школьной программе по литературе появляется текст Священного писания, который и верующими и неверующими людьми воспринимается совсем иначе, чем любое художественное произведение. Но это отдельная тема. Хочется сказать, как осторожно, бережно, деликатно подал эту тему Юрий Хабаров. Он вывел ребят на разговор о чрезвычайно сложных вещах: что такое притча? Кто такие книжники и фарисеи? Чем отличается путь Марфы и путь Марии? Почему в «Нагорной проповеди» говорится «не клянись»? А от этих богословских вопросов, оказалось, рукой подать до жизненно важного: «Если не можете что-то сделать, не обещайте», «Мы подобно Марфе заботимся о земном. Путь Марии – путь святых отцов. Но значит ли это, что путь Марфы менее значим? Нет…».
В этом году почти половина финалистов – учителя русского языка и литературы. Мы увидели россыпь талантов, блеск ума, а самое главное – живое Слово, произнесенное по-ораторски ярко и красиво. Вот небольшой фрагмент из выступления московского филолога Марата Алимова: «Можно сетовать на то, что не хватает денег, дети не читают книг, но времена не выбирают, в них живут». И прежним остается требование к филологам, которое на этом конкурсе выполнили практически все конкурсанты: литератор должен работать с текстом, анализировать его. Результат: в «пятнашке» участников второго тура оказалось восемь учителей русского языка и литературы!
День объявления результатов первого тура всегда переломный на конкурсе. Как же ждали этих имен все конкурсанты:
Сергей Захаров, учитель биологии средней школы №33 Смоленска,
Елена Резчикова, учитель истории и обществознания средней школы №3 г. Углича Ярославской области,
Игорь Апольский, учитель русского языка и литературы Развиленской средней школы №9 Ростовской области,
Светлана Иванова, учитель информатики и ИТ средней школы №2 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл,
Марат Алимов, учитель русского языка и литературы центра образования №1874 г. Москвы,
Светлана Капралова, учитель английского языка гимназии №44 г. Иванова,
Игорь Звягинцев, учитель английского языка средней школы №27 с углубленным изучением английского языка г. Орла,
Светлана Богданова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 г. Воронежа,
Екатерина Уба, учитель русского языка и литературы гимназии №33 г. Ульяновска,
Любовь Бутенко, учитель русского языка и литературы лицея №14 Ставрополя,
Татьяна Максимова, учитель биологии химического лицея г. Тулы,
Сергей Букинич, учитель истории гимназии №116 Санкт-Петербурга,
Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы средней школы №37 г. Череповца Вологодской области,
Ирина Лубнина, учитель русского языка и литературы, МХК средней школы №16 г. Кирова,
Ольга Ковалева, учитель русского языка и литературы №70 г. Тюмени.
Зал Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской был переполнен. Учителя из Челябинска и области, организаторы региональных конкурсов и, наконец, Большое жюри, состоящее из начальников управлений образования российских регионов, победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России», детей. Казалось, зрители ждут начала спектакля именитой труппы. А впрочем, так оно и есть, мастер-классы действительно похожи на спектакли. Только кроме внешнего эффекта, педагогам совершенно необходимо выполнить главное правило этого конкурсного этапа – чему-то научить своих взрослых учеников.
Описывать мастер-классы – занятие практически бесполезное. Надо быть в зале, видеть, как горят глаза «учеников», как вдохновенно говорит учитель, как неожиданно высказанная яркая мысль или вовремя произнесенное острое слово вызывают аплодисменты или смех. Этот конкурсный драйв надо почувствовать! На нескольких уроках мне повезло сделать это в качестве ученицы… Совершенно разные впечатления – наблюдать за мастер-классом со стороны и видеть его изнутри.
Вот только несколько сюжетов.
Сергей Захаров, учитель биологии из Смоленска, говорил о законах, природных и человеческих, спрашивал своих взрослых учеников, в чем их различие, какие последствия может иметь вмешательство в них? В финале урока педагог предложил «школьникам» составить письмо потомкам. Получились такие наставления детям и внукам: «Мы тоже пробовали», «Прежде думай», «Будьте снисходительны».
Ученики «англичанки» из Иванова Светланы Капраловой учились методу ассоциаций. Оказывается, английское слово лучше запоминается, если учить его, предварительно изобразив руками, ногами, всем телом. И здоровье сохраняется, ведь движение – это жизнь!
Участники мастер-класса филолога Светланы Богдановой из Воронежа выполняли необычное задание: искали формы проведения уроков по роману Льва Толстого «Война и мир». Решили, что в мозаике великого произведения разобраться нелегко, но возможно, если сначала его самостоятельно прочитать.
Лекция
Публичная лекция – совсем нелегкое задание, несмотря на то, что тема свободная и говорить надо максимум десять минут. Весь вечер накануне конкурсанты готовились. Причем, презрев конкурентную борьбу, все вместе, советуясь и пробуя друг на друге, как пойдет та или иная тема. Конечно, кто-то был более интересен слушателям, кто-то меньше, но зал не скучал ни на одной лекции.
Не сдержусь, приведу фрагменты из двух любопытных выступлений.
Филолог Екатерина Уба из Ульяновска назвала свою лекцию «Обломов готов проснуться»: «Я не знаю, как живут в Москве и Санкт-Петербурге. Но мы в российской глубинке по-прежнему ждем, что кто-то придет и решит все наши проблемы. И подобно Обломову, который всю первую часть романа сетует на то, что Штольц до сих пор не приехал, надеемся на доброго волшебника. Итак, он появляется. Судя по газетам, я понимаю, что такая ситуация во многих регионах. Он приезжает к директору на наше большое, крупное предприятие. И, возможно, все на этом предприятии начинает идти совершенно по-другому. Начинаются сокращения, закрываются детские сады. Они отказываются от давно привычной нам шефской помощи школе. А потом закрываются детские оздоровительные лагеря и продаются как базы отдыха заезжим варягам. Я не сильна в экономике. И как многие из вас, жду и надеюсь, что это к лучшему, что скоро будет совсем по-другому».
Сергей Букинич, петербургский историк, говорил о миссии учителя: «В интернете поисковая система Google предлагает 15 миллионов вариантов «миссий»: миссия России, США, различных компаний, концертного зала, икс-миссия. А из них 1 миллион 450 тысяч всевозможных миссий учителя. Мне кажется, что это и дань моде, и некоторое препарирование миссии, каждый кусочек которой живет изолированно. Как собрать их воедино? Я не хотел бы создавать очередной продукт под названием «Миссия учителя», который зафиксируют на бумаге, опубликуют на сайте, в результате появится очередная серия «Миссия невыполнима». И вот что мне подумалось: может быть, не идти на поводу у некрасовской строчки, которая звучит на доброй половине всех наших праздников? Они вам знакомы: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Я понимаю, что это образ, но не надо преклонять передо мной колени, тем более смиренно. И только за то, что я учитель. Может быть, пора отказаться от возложения на учителя стержневой основы всех реформ в обществе и перестать создавать ритуальный образ учителя как носителя некой высшей добродетели?»
Закрытие
Наконец закончились все испытания. Об этом объявил не кто-нибудь, а сам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, который приехал в Челябинск поприветствовать финалистов «Учителя года России-2006» и принять участие в церемонии награждения победителей. В назначенный час в актовом зале уже родного для «пеликанов-2006» 11-го лицея собрались конкурсанты, члены жюри, пресса и высокие гости. Встреча преследовала две цели. Первая – открыть в лицее уникальный, пожалуй, единственный в России поливалентный зал. Эта акция стала возможна благодаря Министерству образования и науки РФ, а также компании «Polimedia». Вторая цель – соблюсти конкурсную традицию и задать все самые важные вопросы министру образования и науки РФ. Министр отвечал на вопросы подробно и четко. И покинул «пеликанов» буквально на три часа, которые учителя провели в приятных хлопотах – они наряжались к «балу» в честь окончания конкурса.
Перед входом в Челябинский академический театр драмы спрашивали лишний билетик. Всем хотелось прикоснуться к таинству конкурса, к торжественному моменту объявления пятерки победителей.
На церемонии закрытия властвовали компьютерные технологии. Началось действо красочным лазерным шоу, а имена победителей вскрывали не люди, а мультяшный Пеликан Пеликаныч. Он назвал по очереди имена Игоря Апольского, Екатерины Уба, Ольги Ковалевой, Сергея Букинича, Андрея Успенского. Каждое из них было встречено взрывом аплодисментов. Победители не только говорили всему залу взволнованные слова, но и оставляли свои автографы на «умной доске». Потом начался концерт, пятерка досталась на растерзание журналистам, а коробка с заветным именем абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006» отправилась в Москву вместе с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Тайна этой запечатанной коробки сохранится до 22 ноября. В этот день тайна будет открыта в Кремлевском дворце.
Караван был в пути долго. Пора и отдохнуть. Финалисты конкурса возвращались в гостиницу и на следующий день разъезжались по домам в дождь. Солнечный весь конкурс Челябинск грустил вместе с нами. До встречи в Москве!
Дарья ЖУРАВЛЕНКО (фото)
Хрустальную пятерку с победой поздравляет Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ, и Виктор САДОВНИЧИЙ, председатель большого жюри конкурса, ректор МГУ
Объявление «пятнашки». Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», вручает Елене РЕЗЧИКОВОЙ из Ульяновской области специальный приз от газеты и Фонда первого президента РФ Бориса ЕЛЬЦИНА – компьютер
Комментарии