Плюсы и минусы дистанционного образования
Весь мир на карантине. Педагогам приходится осваивать новые знания и методики, а детям – привыкать к новым формам работы. Как это скажется на их успеваемости? О чем важно знать родителям, чтобы правильно среагировать в случае возникновения сложностей с учебой у ребенка? Разобраться с преимуществами и недостатками новой образовательной методики помогает педагог начальных классов Wunderpark International School Елена Александровна Горлова.
Плюсы дистанционного обучения
Увеличение рабочего времени за счет отсутствия дороги до школы.
У школьников появится дополнительное время, и они смогут заняться делами, которые раньше не вписывались в их распорядок дня. Это может касаться как учебы, так и хобби. Родители, которые раньше отвозили детей в школу, освободятся от этой обязанности, а значит, смогут планировать утро с учетом своих личных желаний и потребностей.
Меньше рисков для здоровья из-за отсутствия поездок в метро и на другом транспорте.
Дистанционное обучение позволяет обеспечить максимальную защиту от пандемии, сведя к минимуму все посторонние контакты.
Разнообразие отдыха во время обучения.
Находясь дома, ребенок получает возможность при необходимости прилечь на диван, принять душ, выполнить физические упражнения, чтобы переключиться и разгрузить мозг. Все это повышает эффективность учебной деятельности, поскольку помогает поддерживать концентрацию внимания на занятиях.
Комфортное состояние.
Некоторые дети показывают лучшую успеваемость, когда изучают материал самостоятельно. Если присутствие одноклассников для кого-то являлось раздражающим фактором, то дистанционная форма позволяет создать максимально подходящие условия для учебы.
Улучшение навыков коммуникации в Интернете.
В современном мире умение общаться с помощью Интернета очень важно. Дистанционное обучение помогает научиться грамотно выстраивать коммуникацию с одним и несколькими собеседниками одновременно, улучшает навыки набора текста на клавиатуре, повышает уровень письменной речи. У учеников развиваются способности строить монолог перед камерой (при отчете по домашнему заданию).
Осваивание новых компьютерных программ и интернет-ресурсов.
Новые формы домашних занятий способствуют освоению разнообразных ресурсов в Сети: интернет-библиотек, образовательных платформ, текстовых программ и т. п.
Развитие самостоятельности и ответственности.
В условиях дистанционной учебы успеваемость полностью зависит от старательности школьников, их способности самостоятельно мотивировать и дисциплинировать себя. Это помогает выработать силу воли, умение ставить цели и добиваться их, планировать свое время. Подобные навыки очень пригодятся во взрослой жизни.
Создание индивидуальных условий комфорта.
При работе дома можно создать для себя наиболее подходящие температурные условия, отрегулировать уровень влажности, по желанию проветрить помещение.
Возможность обучения даже при легком недомогании.
При новой форме обучения нет риска заразить окружающих, поэтому небольшое недомогание не станет препятствием на пути к учебе. Дома всегда можно сделать горячий чай, выпить витамины или принять лекарство. И потом не придется «догонять» пропущенный материал.
Сохранение образовательного контента.
Лекции, видео и конспекты занятий могут храниться в электронном виде, и учащиеся имеют возможность использовать их неограниченное количество раз.
Вариативность способов обучения.
Школьники могут участвовать в занятии, находясь практически в любой точке мира, и подключаться по желанию как к индивидуальной форме обучения, так и к групповой. Также у них есть возможность выбирать лекторов и педагогов.
Минусы дистанционного обучения
1. Школьники больше времени проводят за компьютером, потому что весь процесс обучения привязан к интернет-ресурсам. Непривычно долгое нахождение у экрана негативно сказывается на общем состоянии здоровья учащихся, и особенно на зрении.
2. Кардинально сокращается общение со сверстниками в реальности. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а иногда отсутствует совсем. Коммуникация между детьми переходит в чаты, мессенджеры и соцсети, поэтому может замедлиться развитие навыков живого взаимодействия.
3. Ученики ведут менее подвижный образ жизни. Уроки физической культуры в спортивном зале или на стадионе отсутствуют. Если для младших классов еще проводятся физкультминутки, то старшеклассники зачастую сидят перед монитором большую часть дня, игнорируя возможность размяться хотя бы во время перемен.
4. Нет возможности лично участвовать в проведении лабораторных работ и опытов. Демонстрация различных процессов и реакций со стороны учителя тоже возможна лишь по видео. То есть реальная практика как таковая отсутствует, ведь в домашних условиях нет лабораторий, необходимого оборудования, реагентов и т. д.
5. При отсутствии Интернета или электричества невозможно проводить обучение. Для получения образования дистанционно у учеников должны быть доступ к Сети и хорошее качество сигнала. В случае их отсутствия они выпадают из учебного процесса.
6. При проведении проверочных и контрольных работ увеличивается шанс использования подсказок и посторонней помощи. У учителя нет возможности проконтролировать самостоятельность выполнения заданий, поэтому точность оценки работ учеников может вызывать вопросы. А реальная успеваемость может отличаться от той, которую показывают отметки в журнале.
7. Школьникам требуется обязательное наличие дома техники для дистанционного обучения и рабочего пространства – компьютера или ноутбука, микрофона, веб-камеры, стола, удобного стула, места для канцелярии. Не все семьи могут организовать и позволить себе это.
8. Происходит «вторжение» педагогов и учащихся в личное пространство семьи и дома. Поскольку занятия проводятся с использованием видеосвязи, обе стороны обучающего процесса могут видеть домашнюю обстановку и родственников друг друга, быть свидетелями личных разговоров и т. д. Более того, все остальные члены семьи должны подстраиваться под график занятий ребенка, чтобы не отвлекать его от учебы и не мешать учителю проводить урок.
Все последствия резкого изменения в образовательном процессе школьников предугадать нельзя, но над некоторыми поразмышлять нужно.
При дистанционных занятиях детям необходима большая мотивация. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны взрослых удается далеко не всем. Школьники с низкой заинтересованностью в получении знаний могут ухудшить свою успеваемость. Также в отсутствие родителей дома у учеников повышается соблазн вовсе не включать школьную трансляцию и пропустить занятия.
Родители нередко вынуждены выступать в роли учителя, на них возлагаются многие обязанности, которые обычно берет на себя школа: объяснять материал, следить за дисциплиной и т. п. Это приводит к усталости, раздражительности и, как следствие, к увеличению стрессовых ситуаций дома.
В сфере школьного образования в настоящий момент происходит становление инновационной формы обучения – дистанционной. Чтобы онлайн-уроки были максимально результативными, важно правильно настроить школьников на учебный процесс, помочь освоиться с новыми для них техническими аспектами, выработать необходимые привычки и способность к самомотивации.
Преимуществ проведения удаленных занятий множество. А минусов удастся избежать при грамотном подходе и готовности со стороны педагогов, родителей и учеников проявлять гибкость и поддерживать нацеленность на получение качественных знаний.
Комментарии