search
main
0

Карабас-Барабас – кандидат в мэры. Серия уроков, подготовленная в молодежном Центре прав человека и правовой культуры

Тема «Принципы избирательного права. Ограничения избирательного права». Задачи: учащиеся должны понять сущность принципов избирательного права; узнать об ограничениях избирательного права; познакомиться с понятием «мажоритарная избирательная система»; познакомиться с различными видами цензовых избирательных систем.

План урока

Что такое мажоритарная избирательная система?

Цензовые избирательные системы: «за» и «против».

Принципы избирательного права.

Ограничения избирательного права.

Ребятам предлагается познакомиться с мажоритарной избирательной системой. Именно возможность выбирать отдельных людей – своих представителей – обычно ассоциируется с выборами. Поэтому на примере мажоритарной системы рассматриваются основные принципы пассивного избирательного права: всеобщность, равенство и принципы прямого голосования.

Работа с понятием «мажоритарная избирательная система».

Учитель может сам объяснить ребятам, что это такое.

Дискуссия «Цензовые избирательные системы»: «за» и «против».

Она поможет подвести учеников к идеям всеобщности и равенства избирательного права. Они получат возможность сформировать собственную точку зрения на то, кому должна предоставляться возможность участия в выборах. Или продолжить обдумывать ее, так как проблема уже поднималась на предыдущем занятии.

Одна из форм организации дискуссии – «Пресс-конференция». Чтобы провести ее, учителю необходимы несколько помощников, которые заранее подготовят выступления в поддержку разных избирательных систем. Можно подготовить сообщения об имущественном, образовательном, возрастном цензах, цензе оседлости. Кроме того, необходимо выступление в поддержку всеобщего, равного и прямого избирательного права (современной системы с невысоким возрастным цензом).

Завязкой дискуссии может послужить отрывок из книги Б.Акунина «Турецкий гамбит», в котором один из героев говорит о неравенстве способностей людей и неразумности демократии.

Каждый выступающий в течение нескольких минут рассказывает о своей избирательной системе. Аудитория задает докладчикам вопросы и обменивается мнениями. Задача – решить, какая из систем наиболее привлекает участников дискуссии и почему, какая – наиболее разумна, какая – справедлива.

Беседа «Принципы избирательного права».

Решат ли участники дискуссии, что самая лучшая система – современная, или склонятся к одной из цензовых систем, ребята должны познакомиться с принципами всеобщего, равного и прямого избирательного права. Правильнее всего будет опираться на мнения, высказанные в дискуссии, и представления ребят о справедливости. Вместе с ребятами учитель формулирует принцип всеобщности, принцип равенства и принцип прямого избирательного права.

Учитель просит ребят вспомнить игру «Выборы». Соблюдались ли эти принципы в избирательной системе игры? Как можно изменить правила игры, чтобы эти принципы нарушились?

Завершить разговор о принципах избирательного права можно вопросом о его необходимых ограничениях. Можно кратко пересказать ребятам отрывок из повести Ф.Карсака «Робинзоны Космоса» о космических колонистах, которые наказали участников мятежа лишением права избирать и быть избранными. Ребята думают о том, было ли это справедливо, и о том, чем руководствовались те, кто назначил наказание. Учитель рассказывает о лишении избирательных прав граждан, признанных судом недееспособными.

Почему с течением времени круг людей, которым предоставляются избирательные права, постоянно расширяется?

Тема «Избирательная кампания»

Задачи: учащиеся должны познакомиться с понятием «пропорциональная избирательная система»; узнать, что такое избирательная кампания; познакомиться с основными мероприятиями избирательной кампании в Российской Федерации и научиться определять их связь с реализацией разных прав и свобод; получить представление о принципах проведения предвыборной агитации через СМИ.

Пропорциональная избирательная система.

Избирательная кампания. Основные мероприятия избирательной кампании в Российской Федерации.

Принципы проведения предвыборной агитации через СМИ.

Материалы для урока

Карточки с ситуациями для задания «Принципы проведения предвыборной агитации через СМИ».

Ход урока

Работа с понятием «пропорциональная избирательная система». Учитель может сам объяснить ребятам, что это такое, и привести примеры пропорциональных избирательных систем.

Работа в группах «Избирательная кампания».

Словосочетание «избирательная кампания» скорее всего слышали все ребята. Однако чаще всего оно ассоциируется исключительно с ведением предвыборной агитации. Именно так определяет его «Словарь терминов». В то же время работа государственных органов по подготовке к выборам не принимается во внимание. Однако именно эти мероприятия позволяют реализовать принципы и стандарты избирательного права.

Работу в группах можно организовать по методу «складывания головоломки (ажурной пилы)». Можно напомнить ребятам, что результат работы отдельного члена группы будет зависеть от участия всех остальных ее членов и всей группы в целом.

Учащиеся делятся на группы по пять человек. Каждый из членов выбирает себе тему, в которой он будет экспертом: подготовка выборов; избирательный блок; избрание кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями по одномандатному округу; предвыборная агитация (предоставление эфирного времени, финансовая сторона избирательной кампании); избирательный бюллетень.

Каждая из тем – один из разделов текста. Задача экспертов – познакомиться со своим разделом, с помощью специальной карты терминов понять смысл каждого из пунктов (в этом эксперты помогают друг другу), ответить на вопросы в конце раздела. Карту терминов учитель может подготовить самостоятельно, примерно представляя, какие из определений могут вызвать затруднения у его учеников.

После «встречи экспертов» они возвращаются в свою рабочую группу и рассказывают, опираясь на текст, о мероприятиях из своего раздела. Если у остальных членов группы возникают вопросы, эксперты стараются на них ответить. Задача каждого учащегося – познакомиться со всеми мероприятиями предвыборной кампании и увидеть, как они связаны с реализацией принципов избирательной кампании, а также различных прав и свобод.

Учитель может оценить работу в группах, вызвав несколько человек и задав им вопросы по разным разделам.

Работа в группах и беседа «Принципы проведения предвыборной агитации через СМИ».

В том случае, когда речь заходит о выборах, тема предвыборной агитации обычно оказывается наиболее волнующей. Вопросы о «черных технологиях», «зомбировании избирателей» часто заслоняют собой проблемы равного доступа к средствам массовой информации, многообразия форм донесения информации до избирателей, помещения ложной информации о кандидатах.

Это задание позволит закрепить знания о некоторых международных стандартах проведения избирательной кампании (возможность свободно выражать свое мнение, свободно получать и распространять информацию, вести свободную агитационную кампанию) и знания об отдельных мероприятиях избирательной кампании применительно к агитации в СМИ.

Подросткам предлагается набор ситуаций, соответствующих различным принципам проведения предвыборной агитации через СМИ. Учащиеся могут попытаться самостоятельно сформулировать эти принципы или попробовать соотнести каждую ситуацию с каким-то из известных им принципов. При обсуждении каждой ситуации ребята отвечают на три вопроса:

Справедлива ли описанная ситуация? Почему?

Чем могли руководствоваться герои ситуации?

Сформулируйте принцип справедливого решения подобной ситуации.

Примерные ситуации

1. Кандидат в мэры города папа Карло решил напечатать в самой популярной городской газете «Поле чудес» статью с изложением своей программы. Однако по распоряжению генерал-губернатора в «Поле чудес» печатались статьи только о друге генерал-губернатора Карабасе-Барабасе, втором кандидате.

(Принцип: равные условия доступа кандидатов к государственным и местным СМИ).

2. Кикимора Зеленая, журналистка газеты «Молочные реки, кисельные берега», решила стать депутатом городского законодательного собрания. По ее просьбе главный редактор газеты приказал помещать в каждом номере ее агитационные материалы. Агитационные материалы кандидата Водяного, противника Кикиморы, газета «Молочные реки, кисельные берега» печатать отказалась.

3. Пьеро, доверенному лицу кандидата папы Карло и ведущему популярной телевизионной программы «Черное и белое», руководство телеканала запретило рассказывать о ходе предвыборной борьбы.

(Принцип: запрет журналистам, являющимся кандидатами и их доверенными лицами или членами избирательных комиссий, выполнять в своих редакциях работу по освещению выборов или вести информационные передачи).

4. Кот Баюн, корреспондент газеты «Молочные реки, кисельные берега», бывший в то же время доверенным лицом кандидата Кощея Бессмертного, рассказывал в своих статьях о ходе предвыборной кампании. В них он постоянно хвалил Кощея за ум, честность, доброту, почтенный возраст и ругал его противника Ивана за трусость, жестокость и вороватость.

5. Кандидат Карабас-Барабас и его доверенное лицо Дуремар поместили в газете «Поле чудес» рассказ о том, как кандидат папа Карло украл полено, из которого впоследствии был вырезан Буратино.

(Принцип: недопустимость злоупотребления свободой массовой информации и распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов).

6. Кандидат Иван заплатил редакции газеты «Молочные реки, кисельные берега» за право поместить в ней рассказ о том, как в случае своего избрания он устроит на острове Буяне курорт.

(Принцип: право на приобретение дополнительных возможностей для агитации в СМИ за плату).

7. Кандидатка Баба Яга отказалась участвовать в публичных дебатах и «круглом столе» с кандидаткой Василисой Прекрасной, заявив, что будет давать интервью газетам и снимать в свою поддержку рекламные ролики.

(Принцип: множественность форм агитации на радио, телевидение – публичные дебаты, «круглые столы», пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама и т.д. – и самостоятельность кандидатов, избирательных объединений, блоков и инициативных групп в их выборе).

Часть ситуаций может быть отложена для рассмотрения дома.

Когда принципы сформулированы, учитель просит ребят вернуться к игре «Выборы». Соблюдались ли эти принципы в агитационной кампании (если считать, что любое публичное выступление проходило с помощью СМИ)?

Домашнее задание

Подумать над ответами на вопросы. На один из вопросов ответить письменно (ответ может быть совсем маленьким, главное – выразить свою мысль):

Вспомните о принципах проведения агитационной кампании в СМИ.

Для обеспечения каких прав служит каждый из принципов?

Достаточно ли этих принципов, с вашей точки зрения? Можете ли вы предложить какой-нибудь дополнительный принцип? Объясните необходимость его введения.

Попробуйте разработать свод принципов отношения государственных органов, отдельных чиновников, судебной власти к кандидатам.

Дополнительный урок

Пропаганда в избирательной кампании

(проводится за счет резервного времени по желанию учителя)

Задачи: учащиеся должны узнать, что такое пропаганда; научиться определять различные методы пропаганды в агитационных материалах.

Что такое пропаганда?

Как узнать методы предвыборной пропаганды?

Образцы агитационных материалов – печатные или видеофрагменты.

Для того чтобы провести это занятие, учителю понадобятся образцы рекламных и агитационных материалов – печатные или видеофрагменты, иллюстрирующие различные способы убеждения людей. Ребятам будет интереснее, если большинство рабочих образцов будут «у всех на слуху». Мысль, что не все, о чем говорят по телевидению или пишут в газетах, правда, что у сообщений бывает «второе дно», достаточно распространена в нашем обществе, а значит, известна детям. В то же время они более подвержены влиянию рекламы. Обучение критическому анализу рекламных и агитационных материалов, умению оценивать качество информации, быть избирательным при «потреблении» информации масс-медиа, видеть за медиа-произведением его автора, стараться понимать его точку зрения очень важно. Так или иначе эта задача реализовывается во всем курсе. На этом уроке можно четко показать некоторые из методов пропаганды.

Беседа «Разные стратегии агитации за кандидатов»

Началом для разговора может послужить игра «Выборы». Как велась агитация за кандидатов? Скорее всего в игре появились несколько стратегий: обращение к разуму и интересам, популистские обещания, обман, принуждение. Все это учителю следовало отследить на игре и записать, чтобы потом напомнить ребятам.

Опыт показывает, что игрок, пришедший к власти с помощью силы или обмана, чаще всего создает непопулярную конституцию. Эта ситуация показывает, как важно интересоваться не красивыми словами, привлекательной внешностью или приятными обещаниями, а сутью программы.

Работа в группах «Приемы пропаганды в агитационных материалах».

Какими же приемами пользуются кандидаты для того, чтобы отвлечь избирателей от сути своей программы или привлечь к себе тех, кто программу читать не хочет?

Работая по группам, ребята могут искать стратегии в предложенных материалах или попробовать создать свой рекламный материал с использованием одного или двух приемов. Задача других групп – отгадать, что было использовано.

Проект «Пропаганда в рекламе»

Ребята, объединившись в рабочие группы, могут провести исследование рекламных роликов (коммерческих или политических), рекламных объявлений в газетах и выявить в них различные способы убеждения аудитории. Результаты работы могут быть оформлены в виде текста, стенгазеты или электронной мультимедийной книги и предназначены для одноклассников, младших школьников или родителей.

Тема «Пропаганда в избирательной кампании. Процедура голосования. Нарушения в ходе избирательной кампании»

Первая часть урока должна быть посвящена проблеме пропаганды.

Задачи урока: учащиеся должны получить представление о процедуре проведения голосования и о том, как она гарантирует права и свободы граждан; усвоить, зачем нужна периодичность выборов; узнать о возможностях нарушений в ходе избирательной кампании и об институте независимых наблюдателей на выборах как одной из гарантий против нарушений.

Периодичность выборов.

Нарушения в ходе избирательной кампании. Наблюдатели на выборах.

Избирательные бюллетени для игры «Голосуем».

Игра-драматизация «Голосуем». Цель этого задания – показать ребятам, почему бывает необходимо тайное голосование. Учитель предлагает желающим разыграть несколько сценок, изображающих голосование. Он представляется как член избирательной комиссии и выдает нескольким ребятам избирательные бюллетени (в них можно вписать несколько имен реальных или выдуманных политиков, по желанию добавив несколько слов о программах).

В первом варианте сценки «член избирательной комиссии» старается повлиять на выбор «избирателей» (рассказывает о том, за кого необходимо всем проголосовать). Когда играющие отметят понравившегося им кандидата, он просит подписать свои бюллетени и подходить к нему по очереди. Он берет бюллетень, громко читает имя отмеченного кандидата, что-то записывает в своих бумагах, хвалит тех, кто сделал «правильный выбор», и ругает сделавших «неправильный». Завершить сценку можно «предсказанием будущего». Учитель рассказывает о неприятностях, которые ожидают тех, кто его не послушался (например, кого-то уволили с работы, кому-то понизили зарплату).

Ребята анализируют проигранную сценку. Что чувствовали «избиратели»? Понравилось ли им, когда им указывали, какой выбор сделать? Что они чувствовали, когда «член избирательной комиссии» и остальные «избиратели» сразу же узнавали, кого они выбрали? Как относились к этому зрители?

Учитель может заранее попросить зрителей (а может и участников) записывать слова, действия, которые особенно затронули их, вызвали положительные или отрицательные чувства.

Опираясь на эмоциональное неприятие давления на избирателей, учитель предлагает ребятам изменить процедуру голосования так, чтобы все было честно и справедливо.

Возможен вариант, когда ребята сосредоточатся на изменении действий «члена избирательной комиссии» – будут запрещать ему агитировать перед началом голосования, читать вслух имена выбранных кандидатов, «влиять» на будущее избирателей. В то же время останется необходимость подписывать бюллетени и открытая передача их в «избирательную комиссию». В этом случае сценка проигрывается во второй раз («избирателями» могут стать другие ребята, задание для зрителей остается прежним). Неприятные последствия для проголосовавших «неправильно» остаются.

Третье обсуждение, и ребята могут вспомнить о специальных урнах и кабинах для тайного голосования. Сценка проигрывается в третий раз для того, чтобы «избиратели» и зрители почувствовали удовлетворение от разумно организованного голосования.

Беседа «Периодичность выборов»

Проблема периодической смены власти уже поднималась в темах «Право на участие в управлении государством» и «Типы государственного устройства и политические режимы». Если учитель уверен, что ребята понимают смысл этой процедуры (отражение изменяющихся потребностей общества; барьер для усиления слишком властных лидеров, предрасположенных к деспотизму), можно остановиться на вопросе очень кратко.

Работа в группах «Нарушения в ходе избирательной кампании. Наблюдатели на выборах» (обобщение темы «Выборы как способ формирования демократической власти»).

Завязкой для разговора может служить краткий пересказ отрывка из книги Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества», посвященного фальсификации результатов выборов. Это только одно из нарушений, возможных в ходе избирательной кампании. Учитель делит ребят на группы, предлагает вспомнить прошедшие уроки и попробовать составить свой список всех возможных нарушений.

После знакомства с отрывком из «Ста лет одиночества» у многих ребят, очевидно, возник вопрос: можно ли как-то организовать процедуру голосования и подсчета голосов так, чтобы не допустить давления на избирателей и фальсификацию результатов? Группы предлагают свои варианты, которые могут быть опробованы в игре «Голосуем». Задача учителя – найти «слабые места» предложений и сфальсифицировать результаты. Даже если идея наблюдателей сразу не придет ребятам в голову, они будут стараться «наблюдать» за действиями «члена избирательной комиссии» в игре и догадаются ввести официальных наблюдателей сами (или их натолкнет на это учитель, предложив проанализировать происходящее).

Как только идея оформится в слова, учитель может кратко рассказать о статусе наблюдателя на выборах, его обязанностях и полномочиях, а также возможности оспорить результаты выборов в суд.

Обобщение пройденного

Учитель предлагает ребятам вспомнить вопрос, заданный на первом уроке: какими должны быть выборы, чтобы в них выразилась воля народа? Пусть ребята сами вспомнят и об условиях, необходимых для проведения выборов, и о принципах организации голосования, и о контроле за подсчетом голосов, и о возможности оспорить результаты выборов в суде. Завершением работы может быть чтение ст.21 Всеобщей декларации прав человека и ст.3 и 32 (п.2) Конституции РФ.

Самостоятельная работа «Позиция неучастия в выборах: аргументы «за» и «против». Мое мнение»

Познакомиться с текстами подраздела 3.5 «Позиция неучастия в выборах» в «Книге для чтения», подумать над вопросами к текстам, написать работу на предложенную тему.

Приложение 1

Дополнительные задания

Возможно, учителю захочется что-то изменить в предложенных уроках. Предлагаем вам два дополнительных задания, которые вы можете использовать по своему усмотрению.

Игра «Предвыборная кампания» (обработка Н.Папуш)

Канадские авторы, выпустившие две книги: «Выборы в начальной школе» и «Выборы в средней школе», объясняют школьникам, что выборы похожи на рок-концерт, а партии, выдвигающие кандидатов на выборы, на рок-группы. Рок-группы бывают известными и не очень. Но всем хочется прославиться и повлиять на общественное мнение.

В выборах самый трудный и ответственный этап – предвыборная кампания. Кандидату нужно приложить все свои умения и фантазию, чтобы быть избранным. Цель данной игры, идея которой частично взята из названных учебников, – показать, как выдвигать кандидатов.

Материалы для игры

ручки;

листочки для одной команды; маленькие листочки для голосования для всех играющих.

Ход игры

Играющие делятся на четыре команды. Три команды за 10 минут выбирают певца или певицу и выдумывают шуточное предвыборное выступление. Учитывается все: любимые песни, заслуги перед страной, истории, которые рассказывают про этого артиста. Форма целиком зависит от участников. Оставшаяся команда – это жюри. Пока готовятся кандидаты, жюри придумывает критерии, по которым оно будет оценивать выступающих и способ оценки (допустим, шесть критериев с оценкой по десятибалльной системе).

Хорошо, если жюри сумеет само понять, что при этом надо использовать материалы предыдущих занятий, разумеется, сформулировав их применительно к данной ситуации; если же будут определены только критерии типа «остроумие», «качество исполнения», то учитель в конце игры, после выборов, сам должен обратить внимание класса на то, насколько эта предвыборная кампания соответствовала требованиям к демократическим выборам.

Когда выступления готовы, участники представляют своих кандидатов, оставляя жюри время между выступлениями для оценки. После представлений всех команд жюри рассказывает о своих впечатлениях и объявляет результаты.

Последний этап – выборы. Все рассаживаются на свои места независимо от команд и на полученных листочках пишут имя одного из трех певцов. Для того чтобы команды не голосовали только за своих кандидатов, и нужна была нейтральная команда.

Ведущий с помощью двух человек из жюри подсчитывает и объявляет результаты.

Игра «Избирательная система» (составитель Н.Алексанина)

Цели игры

1. Дать учащимся представление о системе выборов в политике.

2. Научить объединяться и идти на компромиссы ради одной общей цели.

3. Увидеть реальные возможности влияния на политическую жизнь страны.

1. Избирательные бюллетени.

2. Подготовленные заранее краткие «тезисы-лозунги» разных программ, например: «Сделаю Румию сверхдержавой, сильной и мощной»; «Главное – равенство для всех и политическое, и экономическое; у нас не будет ни бедных, ни богатых»; «Свободу предпринимателям и людям творческим, как Остап Бендер!»; «Сила государства в прочности семьи, уважении к женщине, помощи старикам»; «Будущее государства – это дети. Все лучшее – детям» и т.д.

3. Оборудование для голосования.

Вводная беседа.

«Все вы – избиратели, и каждый хотел бы реально участвовать в управлении государством или хотя бы влиять на политический курс государства. В нашем государстве Румии: всеобщее избирательное равное право; каждый может быть избран в Парламент (семь человек); у каждого избирателя только один голос (карточка), который он может отдать только одному лидеру блока (партии); Конституцией разрешается свобода союзов, собраний, общественных организаций, партий, предвыборная агитация ведется по партийным спискам».

Начало игры.

Заранее подготовленные «лидеры» провозглашают одной-двумя фразами главную цель своей программы. Таким образом, даем возможность разбиться на группы-блоки, группы-партии для выработки своей программы и создания партийного списка кандидатов в Парламент. Возможно появление новых «лидеров» и соответственно новых партий. Допустимы агитация внутри групп, перемещения из одного блока в другой и организация своей партии. На этот этап – 15 минут.

Регистрация кандидатов (регистрирует ведущий). Выступление по «телевидению» лидеров блоков и партий со своей программой (по 3-5 минут на каждое выступление).

Голосование – все лидеры выстраиваются как на конкурсе красоты и одной фразой-лозунгом напоминают свою позицию. Затем избиратели опускают свои карточки-голоса в урны для голосования.

Счетная комиссия по одному человеку от блока или партии подсчитывает голоса и объявляет состав Парламента.

Парламент вырабатывает единые законы для государства Румии (если не может прийти к единому мнению, объявляет народу, что именно вызывает затруднения).

Во время заседания Парламента ведущий задает вопросы участникам:

Вы почувствовали свое реальное влияние на исход выборов? Что для этого необходимо?

Что повлияло на ваше окончательное решение, выбор?

На какие компромиссы вам пришлось пойти ради политической цели?

Вас устраивает состав Парламента?

Смогут ли депутаты прийти к единому мнению?

Как вы думаете, каким образом вы можете влиять на своих избранников, чтобы они выполнили свои предвыборные обещания?

Тема «. Нарушения в ходе избирательной кампании»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте