search
main
0

Кара карлыгач микэн. или Волшебный мир народного костюма

Цели: образовательная – знакомство с особенностями русского, удмуртского, татарского национального костюма; развивающая – развитие процессов аналитического и логического мышления (умение найти общее и разное в костюмах людей разных национальностей). Развитие художественных навыков в передаче мужского и женского образов; воспитательная – воспитание уважения к культуре разных национальностей.

Оборудование:

Зрительный ряд: фотографии с изображением народных ансамблей, репродукции художника И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», пособие по народному костюму русского, татарского, удмуртского народов.

Литературный ряд: отрывки из русских, татарских, удмуртских песен, стихов, сказок.

Примерный план урока:

1. Беседа о красоте человека в праздничном русском, удмуртском, татарском костюме.

2. Знакомство учащихся с главными элементами женского и мужского народного костюма, их названием и назначением, последовательностью надевания каждой части ансамбля одежды по таблице.

3. Изображение женских и мужских народных образов.

4. Итоги: общее и разное в костюмах людей разных национальностей.

Ход урока

Звучит песня «Ярмарки краски» в исполнении В.Леонтьева.

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами на ярмарку на центральную площадь нашего города. Здесь собралось много людей, и они все очень нарядно одеты. Выступают народные ансамбли в национальных костюмах (На доске изображения фольклорных ансамблей, людей в татарских, русских, удмуртских национальных костюмах). Люди каких национальностей собираются у нас на ярмарке?

Почему приходят на ярмарку?

Традиция устраивать ярмарки пришла к нам с древних времен. В старину люди одевали на праздник самую красивую, нарядную, праздничную одежду. И у каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Вспомните народные сказки, какие женские и мужские нравственные качества ценились у русского, удмуртского, татарского народов?

У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты.

Образ мужчины неотделим от его труда. В русской, удмуртской, татарской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и доброте, умении ухаживать за своей землей и защищать ее.

А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. В статности ее движений, величии осанки сохранился древний образ праматери, которой поклонялись далекие предки. Ее понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили ее достоинства и душевную отзывчивость, теплоту.

Всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в его душу.

Вглядитесь в портрет крестьянки (худ.И.Аргунов): она как бы излучает ровное и мягкое сияние, у нее свет в душе. В этом портрете художник стремился выразить народное понимание красоты.

Испокон веков татарские, русские, удмуртские женщины стремились изготовлять национальные костюмы сами, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус, создавая национальные костюмы. Головные уборы являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и – в своей орнаментации – охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. У татарского народа женщины носили калфак, к удмуртского – айшон.

В названиях головных уборов в русских костюмах слышится родство с птицей: кокошник («кокошь» – петух), кика или кичка (утка), сорока… (Обратите внимание на форму этих головных уборов. Каких птиц они вам напоминают?) И это не случайно. Вспомните народные сказки, песни. «Лебедушка, лебедь белая, точно пава», говорили о красавице. А в татарской песне поется:

«Кара карлыгач микэн, (ласточка)

Сары сандугач микэн (соловей)

Аны цстергэн энкэсе?»

В татарских сказках и песнях также женщину часто сравнивают с образом птицы.

Образ птицы – это древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с землей, но ей доступна и свобода неба! Она, как мечта, способна преодолеть пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью! В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда, и в его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, которые словно могут унести в тридевятое царство, выражая образ прекрасной мечты – птицы счастья.

Хотя работала крестьянка, не разгибая спины, ее праздничный костюм – диво дивное, настоящее произведение искусства. Одежду она украшала, вкладывая настоящий талант художника.

Ребята, скажите пожалуйста, какие части русского, удмуртского и татарского костюма вам уже знакомы? (На доске таблицы с изображением народных костюмов и отдельными табличками – названиями элементов костюмов) – приложения.

Рассмотрите рисунки национальных костюмов и постарайтесь увидеть общие элементы одежды, обуви, головных уборов, украшений и их различия.

А сейчас обратите внимание, какие цвета использованы в русском, удмуртском и татарском костюмах. (Русский – красный, желтый, белый, голубой; удмуртский – красный, оранжевый, зеленый, коричневый, белый; татарский – малиновый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый). Какие орнаменты украшают национальные костюмы этих народов? (Русский костюм – геометрический, растительный; удмуртский – геометрический; татарский – растительный).

А сейчас представьте, что на эту ярмарку пришла ваша мама или сестра, папа или брат, а может быть, вы сами в национальном костюме одного из этих народов.

Изобразите их или себя, используя характерные цвета и орнаменты национального костюма, который вы выбрали. Желательно изобразить их в движении: танцующими, поющими, играющими и т.д. (Дети выполняют практическое задание и вывешивают свои работы на доску).

Ваши рисунки показывают, что вы хорошо разобрались с национальными особенностями костюмов, а это важно, так как в образе красоты человека в национальном костюме выражались представления о празднике и счастье, о самом дорогом и светлом в жизни.

Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому столько внимания уделялось украшению праздничного национального костюмы.

Раушания ЗАРИПОВА, учитель изо II категории, гимназии №6, Ижевск, Удмуртия

Это интересно

Татарский национальный костюм очень красочен и ярок. Белый, красный, синий, зеленый цвета преобладают в нем. На голову татарские девушки надевали небольшой бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом, а иногда по особому повязывали платок. Платье всегда широкое, по краю подола оборки. На платье надевали или вышитый фартук, или бархатную безрукавку (камзол). На ноги надевали кожаные легкие сапожки, расшитые узорами из цветной кожи. Любимыми украшениями татарских девушек были серьги, бусы и браслеты.

Мужской татарский костюм состоит из светлой рубашки-косоворотки, темного камзола, брюк, маленькой бархатной шапочки (калэпуша) и кожаных сапог. Татарский национальный костюм расшивается национальным орнаментом – узором, состоящим из цветков и листочков. Сейчас такие костюмы мы можем увидеть лишь на артистах Татарского государственного ансамбля песни и танца, на концертах и спектаклях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте