Типология уроков и оценка
По сей день многие учителя так и не пришли к общему подходу в вопросе оценки знаний учащихся. Если просмотреть журналы, то часто встречается такая картина: то сплошные тройки, то целый ряд двоек, троек и единичные четверки и пятерки, то тематические оценки выставляются просто на основе среднеарифметического подсчета.
Как же быть? Вроде известная истина – отметку учитель может поставить только тогда, когда он научил ученика. Если учитель ставит двойку, то понятно, что он ставит ее себе.
Конечно, оценка знаний необходима. Она носит и воспитательный характер, и является одним из показателей того, как усвоен материал. Но каждый учитель должен знать, что существует четкое разграничение оценки деятельности ученика и отметки, выставленной учителем ученику. Оценка деятельности ученика – это важнейший момент в работе учителя. Слова “молодец”, “хорошо”, “плохо” и т.д. – наибольший стимул для ученика. Оценка повышает интерес к получению знаний. Она всегда идет впереди отметки, сближает учителя и ученика.
Отметка – это конечный результат какого-то периода обучения. Рассмотрим с этих позиций типологию уроков.
Урок ввода в новый материал. Может быть, за активность, за содействие учителю в преподнесении материала и можно похвалить ученика или пожурить за то, что мешал этой работе. Можно и поставить отметку, но на данном уроке вряд ли стоит это делать.
Урок изложения новых знаний. Учитель может и должен отметить активность, любознательность, заинтересованность учеников. Конечно, можно выставить и несколько отметок за какие-то ответы учащихся. В основном же здесь превалирует оценочная деятельность.
Урок закрепления полученных знаний. Учитель в основном работает со всем классом, и оценка деятельности ученика превалирует, хотя некоторым можно выставить отметки.
Урок отработки полученных знаний. В поле зрения на уроке должен быть каждый ученик. Оценка его деятельности по ходу урока крайне необходима. Однако на таком типе урока уже большую роль получает отметка, стимулирующая работу школьника. Те, кто уже усвоил материал, отработал его, должны сразу же получить отметку.
Уроки изложения, закрепления, отработки полученных знаний должны подготовить почву для проведения урока контроля знаний. Конечно, нужно понимать, что могут быть еще один урок изложения знаний, урок закрепления, два-три – отработки знаний, а потом уже следует урок контроля знаний. Естественно, на таком уроке превалирует отметка, которую получает каждый ребенок.
Урок по ликвидации пробелов в знаниях учеников. Здесь очень важным моментом является именно оценочная деятельность учащихся. Многое зависит от того, как учитель проанализирует контроль знаний. Если он сможет не только сообщить отметки, но и кого-то похвалить, кого-то укорить, кого-то поддержать и подбодрить, то это поможет дальнейшему продвижению ребят к знаниям. Кара в виде отметки должна из нашей школы исчезнуть.
Обобщающий урок. Это урок, на котором проходит систематизация полученных знаний. Учитель дает возможность ученикам, пользуясь репродуктивными знаниями, умениями их применить, выйти на уровень их творческого воплощения, и здесь могут в равной степени присутствовать как отметки школьников, так и оценка их деятельности на протяжении данной темы.
Безусловно, опытный учитель, подходя к обобщающему уроку, уже выставил ребятам некоторые отметки. Очень важно, чтобы учителя владели методикой поэлементной оценки знаний. Это означает, что учитель, перед тем как приступить к изложению материала всей темы, должен выбрать основные вопросы темы, типы задач, которыми должен овладеть каждый ученик, заранее спланировать, как и на каком уроке он эти элементы знаний может проконтролировать у каждого. Тогда к обобщающему уроку у учителя будет полная картина успеваемости каждого ребенка и, кроме того, – возможность наиболее объективно оценивать всех по одним и тем же элементам знаний.
Николай ПАЛТЫШЕВ, народный учитель СССР
Одесса,
Украина
Комментарии