search
main
0

Капризы и дерзость

Как трудно взрослеть

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда и остаются актуальными сегодня. Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Адаптация в школе происходит на протяжении всего образовательного процесса. Но выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Один из таких периодов – переход из начальной школы в основную: новые предметы, изменение требований к изучению учебного материала, большое количество учителей, психологические особенности (половое созревание и вхождение во взрослую жизнь), смена ведущей деятельности (от познавательной к коммуникативной). Все это ведет к повышению уровня тревожности. Дети чаще отвлекаются, порой ведут себя вызывающе, болезненно реагируют на замечания, чаще бывают раздражены, а зачастую капризны. Пятиклас­сники перешли от одного учителя, который выстраивал с каждым ребенком и его семьей на протяжении четырех лет тесное разностороннее взаимодействие, ко многим преподавателям. Теперь отношения с новым учителем выстраиваются скорее ситуативно и чаще всего касаются успеваемости и поведения на уроках.

Психологически возраст 10‑12 лет (возраст перехода из начальной в основную общую школу) связан с постепенным обретением чувства взрослости. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность отчуждения всех, кто до этого оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь семьи. Теперь дети требуют большей автономии. Отсюда конфликты со взрослыми. А вот общение со сверстниками становится ведущим в межличностном общении. Именно в силу психологической ценности этих отношений происходит замена ведущей познавательной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую коммуникативную деятельность.

Постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежны внутренний дискомфорт и конфликт. Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

Многие отличники и хорошисты начальной школы при переходе на следующий уровень меняют свой статус на более низкий. Учителя-предметники не имеют возможности сразу после формирования класса учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов имели возможность ознакомиться с особенностями своих учеников в первый год безотметочной учебы. Учитель же среднего уровня при оценивании ориентируется прежде всего на результат деятельности детей без учета индивидуальных особенностей.

Плавный переход из начальной школы в основную осуществляется в школе №2116. Уже в 4‑м классе ребята проводят учебный день в 5‑м классе. Для учащихся выстраивается день в соответствии с расписанием, но в основной школе и уроки проводит не их учитель, классная мама, а учителя-предметники. Переходя из класса в класс, от учителя к учителю, ученики могут заранее подготовиться к следующему учебному году вне своего, ставшего уже родным класса, в непривычной обстановке.

Надо ли проводить работу по преемственности с родителями будущих пятиклассников? С какими проблемами сталкиваются из года в год родители, дети, сами учителя? Перед встречей администрации с родителями будущих пятиклассников в школе №2116 проводится опрос всех участников образовательного процесса с целью выявления сложностей, с которыми столкнулись ученики, дети и их родители. Был создан буклет «Советы бывалых» с рекомендациями, как преодолеть сложности адаптации в пятом классе, который раздали родителям, дети которых пойдут в 5‑й класс.

Сотрудничество всех участников образовательного процесса при переходе на другой уровень образования помогает учащимся успешно адаптироваться в новой учебной жизни. И только благодаря совместным усилиям процесс успешной преемственности может быть реализован.

Ольга ЕПИФАНОВА, учитель начальных классов школы №2116 «Зябликово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте