search
main
0

Капля камень точит

В полном варианте эта пословица имеет продолжение – «…не силой, а частотой падения» («Gutta cavat lapidem, non bis, sed saepe cadendo», Овидий). Иными словами, если нельзя пробить стену одним ударом, надо долго и методично стучать в нее молотком, отбивая небольшие кусочки, пока не образуется пролом.

За всю свою жизнь (начиная с времен махрового застоя и по сей день) я слышал от учителей одно и то же: зарплата маленькая, нагрузка огромная, учителей не хватает, классы переполненные.

О чем это говорит? О том, что проблемы если и решаются, то отнюдь не такими темпами, как хотелось бы. Но давайте спросим себя: а каким образом можно решить системную проблему разом, чтобы огромные массы педагогов наконец вздохнули с облегчением и сказали: «Ну теперь можно работать с полной отдачей!»?

Начнем с того, что избавиться от переполненных классов и школ, работающих в 2-3 смены, можно только одним способом – строительством новых школ. А чтобы каждая из них работала только в одну смену и в классах сидели менее 20 учеников, надо построить многие тысячи зданий. Сейчас в России, по официальной статистике, менее 41 тысячи школ, из которых примерно половина – сельские. Строительство одной школы обходится в среднем в 1 миллиард рублей. То есть речь идет о многих триллионах рублей.

Но это еще не все. Если раньше у вас был класс 38 учеников, а теперь 18, значит, для остальных 18 нужно найти еще одного педагога (предварительно обучив его). А если вы, чтобы заработать больше, раньше набирали по 40 часов, а теперь ведете 18, как и просили, причем за ту же зарплату, значит, надо увеличить финансирование системы образования минимум в два раза. А лучше – больше. В сфере образования у нас трудятся порядка 2,5 миллиона россиян. Неплохая сумма выходит.

Подозреваю, что вы уже возмущены, мол, к чему автор ведет, уж не к тому ли, что «денег нет, но вы держитесь», мы ведь и так на пределе?! Нет. Деньги есть, и немалые. Просто если в одном месте их стало больше, значит, в другом уменьшилось. У кого надо отнять, чтобы обеспечить учителям все те блага, о которых я говорил выше?

Самое простое решение – «отнять и поделить». То есть раскулачить олигархов и раздать их миллиарды тем, кому они нужнее. Хорошая мысль, лично мне нравится. Еще нужно пресечь отток средств за границу, прижать к ногтю коррупционеров, жуликов и воров, увеличить бюджетное финансирование образования с 5% (1,1 триллиона рублей) хотя бы до 11%, как это было во времена позднего СССР. И это все мне тоже по душе.

Вот только не нужно быть стратегом, чтобы понять: подобные проблемы одномоментно можно решить исключительно силовым путем с массовыми посадками и публичными казнями. Если же этот вариант нас не устраивает, то… остается терпеливо ждать, капать обществу и властям на мозги, постоянно напоминая о проблемах, которые они должны решать. Авось когда-нибудь в стене непонимания образуется наконец проход в дивный новый мир, где все лучше, чем сейчас.

Андрей НЕСТЕРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте