Название села Работки, расположенного в Нижегородской области на правом берегу Волги, связано с легендой о том, как Иван Грозный, шедший со своим войском в поход на Казань, переправлялся здесь на левый берег. Дело это было нелегким и потребовало немалых усилий всех местных жителей – в память об этом коллективном подвиге село и было названо.
Прошли столетия, но традиция совместного и, что самое главное, напряженного бескорыстного труда сохранилась здесь до сих пор. Об этом я думала, уезжая из Работкинской средней школы, в которой побывала за неделю до первого сентября. Сразу скажу, что снаружи она произвела на меня самое хорошее впечатление, хотя в день моего приезда муниципальные службы только начинали благоустройство пришкольной территории – бригада озеленителей, прибывшая почти одновременно со мной из райцентра, высаживала цветы у фасада. Сзади его и сбоку благоустройство еще не начиналось, хотя и куч строительного мусора тоже уже не было: лишь кое-где на песке или земле валялась пленка и пара-тройка оставленных досок. Работкинская средняя школа – одно из двух образовательных учреждений области, не сданных комиссии в установленные сроки. Причина объективная и уважительная – к оговоренному договором сроку (31 июля) подрядная организация ООО «Нижегородская строительная компания» не закончила капитальный ремонт здания. На момент моего посещения, по словам Дмитрия Краснова – прораба, или, как написано на стенде, руководителя работ, бригадам до полной сдачи объекта оставалось не больше трех дней. «Все остальное, – заверил меня Дмитрий, – обязанность муниципалитета и коллектива школы». Надо сказать, что весь педколлектив, дети (все, кроме начальной школы) и родители вовсю трудились на объекте, по сути, не сданном в эксплуатацию. Начиная с 15 августа в кабинетах полным ходом шла уборка, завозилась мебель, происходил монтаж имеющегося оборудования. Оно, кстати, к 23 августа было завезено далеко не все, но поставщики, звонившие при мне директору Валерию Викторовичу Морковину, клятвенно обещали привезти его со дня на день. Валерий Викторович, заметно нервничавший по поводу срыва сроков, делился со мной: «Пока нет маркерных досок, мы не можем монтировать мультимедийные установки». В целом же директорский настрой можно было назвать оптимистичным: «Все идет по плану. Мы все успеем: 30 августа школа будет сдана комиссии и 1 сентября мы примем детей, как положено». Скажу честно, глядя на фронт (непочатый край) предстоящих работ, мне трудно было в это поверить. В некоторых кабинетах стояли стремянки, лежал далеко не педагогический инструмент, кое-где еще торчали провода, о следах побелки и прочих атрибутах капитального ремонта я уже не говорю… Когда же я поговорила с педагогами и их добровольными помощниками, больше уже не сомневалась: «город будет, саду цвесть», когда такие самоотверженные и ответственные люди взялись за дело. Весь педколлектив вместе с родными и близкими проводил в школе последние дни своего отпуска, причем не просто приходил на непродолжительное время, а работал с утра до поздней ночи. Жители Работок, с которыми я поговорила предварительно, с гордостью сообщили мне, что окна в школе горят до полуночи – работа идет здесь почти безостановочно. Я пошутила: «А в последние дни перед 1 сентября, наверное, вообще никто спать не будет?» Моя шутка понимания у собеседников не нашла. Люди среагировали на нее более чем серьезно: «Конечно, не будут. А как же иначе?» В героизме учителей и обслуживающего персонала школы, кажется, никто из односельчан не сомневался. Они же и рассказали мне, чем был вызван срочный капитальный ремонт, на время проведения которого учащихся перевели в здание соседнего техникума посередине учебного года. Эвакуация произошла 9 марта. До этого всю зиму протекала крыша, котельная не справлялась – на уроках дети и педагоги сидели в пальто и шубах. Ко всему прочему в фундаменте пристроя – спортзала – обнаружилась трещина (она, кстати, потом не подтвердилась экспертизой). Родители роптали, некоторые особо активные решили привлечь внимание власти и ускорить приближение капитального ремонта. Хотя и директор школы, и отдел образования Кстовского района тоже подавали в центр тревожные сигналы бедствия, именно просьбы и письма родителей ускорили процесс обновления старого здания – об этом сегодня говорят почти открыто. В начале марта в школу приехала высокая комиссия из области, состоялись совещание с педагогами и встреча с родителями. После этого был экстренно организован переброс документации и школьного оборудования, подвоз детей. Три автобуса ежедневно доставляли 230 учеников из Работок и соседних деревень к новому месту учебы, расположенному довольно далеко от школы. Все было сделано очень хорошо, и ничьи интересы не пострадали, разве что немного расстроенными ушли из школы выпускники. Аттестаты им вручались не в актовом зале, а в кафе. У педагогов свое отношение к происходящему. «Вам за вашу дополнительную летнюю нагрузку обещали заплатить или дать дополнительные дни отдыха?» – задав свой вопрос, я тут же устыдилась собственной наивности: учителя молча посмотрели на меня с таким говорящим выражением лица, что я решила больше не интересоваться материальной стороной ситуации. Педагогов волновали совсем другие проблемы, которыми они поделились со мной: «Нам привезут интерактивные доски, но программного обеспечения к ним не предусмотрено. Всем этим придется заниматься нам самим. А в идеале должен быть специалист, который бы нам все это установил и показал, ведь мы простые пользователи. У нас нет никакого опыта их применения. Кто-то из нас прошел курсы, предусмотренные новыми квалификационными требованиями, но далеко не все. Но даже прошедший теоретическую подготовку может не справиться с задачей». Я уточнила: «Выходит, новые интерактивные технологии для вас лишняя нагрузка, дополнительная головная боль?» «Нет, мы их очень ждем, – сразу же прервали меня учителя. – Они нам нужны, но хотелось бы, чтобы мы могли ими пользоваться с полным знанием дела, не боясь что-то испортить и сделать не так».В разговоре принял участие и муж одной из учительниц. Я спросила его, чего ради он помогает школе. «Не школе, а жене своей, – уточнил он с достоинством. – Ей же все самой придется делать. Мы и так ее дома не видим, она все дни в кабинете пропадает. Нужно помочь». Проходя по школе, я видела и детей класса 6-7-го, перетаскивающих книги, которые привез школьный автобус из здания техникума, и родителей, оттирающих полы в рекреациях. «У нас разработана схема. По очереди приходят каждый день по несколько человек из каждого класса. Родители тоже приходят в дни, когда есть возможность потрудиться», – объяснила мне школьная работница, руководившая выгрузкой книг. По лицам детей было видно, что работают они с энтузиазмом и без принуждения. Для себя же! «Наверное, – подумала я, – и школу любить и беречь будут лучше после такого труда». К прорабу Дмитрию Краснову я подошла уже после того, как побеседовала с директором школы и прочими участниками подготовки объекта к сдаче. К моему удивлению, он не стал избегать общения с прессой и очень откровенно ответил на все мои вопросы. Первый был о том, почему работы не закончены в срок. «Вы знаете, что официально капремонт начался лишь в апреле текущего года, четыре месяца – срок, в общем-то, небольшой. Кроме того, некоторые помещения нам были переданы лишь в начале июня – до этого школа не могла по каким-то, наверное уважительным, причинам вывезти оборудование и документацию. То есть сроки еще больше сократились. Простоев у нас здесь не было. На объекте было задействовано в общей сложности 100 человек. Однако нам пришлось делать не запланированные сметой работы – например, прокладку кабеля, заливку асфальта вокруг здания. Поскольку эксплуатация началась раньше сдачи, сегодня мы вынуждены заниматься последствиями, вызванными переносом мебели. Где угол отбит, где плинтус потревожили. Но нам осталось до полной сдачи не больше 2-3 дней», – заверил меня руководитель работ. Уезжая из Работок, я думала о том, что здесь действительно все всё сделают на «отлично» и в срок. Дети придут в чудесную обновленную школу, а педагоги, хоть и усталые, начнут новый учебный год в приподнятом настроении. Ведь после ремонта, как известно, начинается новая жизнь. Пожелаем же всем – и ученикам, и учителям Работкинской школы – хорошего учебного года и больших творческих успехов.с. Работки, Кстовский район, Нижегородская область
Комментарии