search
main
0

Капелька росы в ладошке. А щеки у первоклашек – в чернилах

Тема: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс (1-4)

Оборудование:

демонстрационная карточка со словарным словом «ученик» (с выделенной орфограммой); карточка с пословицей «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки»; карточки с буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;

демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика; мягкие игрушки-буквы ж, ш, ч, щ;

пять конвертов для заданий;

учебник: «Русский язык» М.Л.Закожурникова, М., 1999.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь! Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И,А,У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем, если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на пяти ступеньках – пяти этапах нашего урока.

Оформление доски: Ж, Ш, Ч, Щ

И, А, У

5. Я знайка,

4. Я тренируюсь.

3. Я пробую.

2. Я готов.

1. Я справлюсь.

II. Сообщение темы урока

Учитель: Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока (В руках учителя мягкие игрушки – буквы Ж, Ш, Ч, Щ).

Учитель: Все друзья мои решили:

Эту букву пишут, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети: Это буква Ч.

Учитель: Играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Дети: Это буква Щ.

Учитель: Это – Ж,

А это – К,

Целый жук,

И пол жука.

Дети: Буква Ж.

Учитель: Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!

Эти буквы показывают тему нашего урока: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.

Момент чистописания

Учитель: Прежде чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите, чем или кем вы представляете свою ручку?

Дети: Легким перышком птицы.

Порхающей бабочкой в моей руке.

Капелькой росы в моей ладошке.

Учитель на доске показывает образец написания сочетаний «жш», «чщ».

III. Работа над новым материалом

1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (выделение звуков).

Учитель: Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж,Ш, Ч, Щ.

Какие это буквы?

Дети: Согласные, шипящие.

Устное упражнение на распознавание звуков.

Учитель: В конверте есть карточка. На ней слова, с которыми хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово. Поднимите руку, если услышите шипящий звук. (Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)

Дети, выполняя условия игры, упражняются в распознавании звуков.

Учитель: Вы уверенно справились с этим заданием. И уже стоите на первой ступеньке. А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывод правил).

На доску вывешивается карточка со скороговоркой: «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки».

Учитель: а) Прочитайте скороговорку про себя.

б) Прочитайте хором вслух.

в) Кто быстрее прочитает?

г) Заменяя слова, но не меняя смысла, произнесите

– с удивлением

Дети: Почему щеки в чернилах?

– с осуждением

Дети: Какой неаккуратный ученик!

Учитель: А вы, ребята, когда видите такого ученика, постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.

– с восторгом

Дети: Какой усердный ученик!

Учитель: Вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все запомнили скороговорку и смогут ее по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове «ученик».

Дети записывают скороговорку в тетради по памяти.

Учитель: А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.

Учитель: А что еще мы можем сказать о буквах Ч, Щ?

Дети: Они всегда мягкие.

Учитель: А буквы Ж, Ш?

Дети: Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А,О,У,Э,Ы.

Учитель: А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий? (Дети говорят правило): «Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий».

Учитель: Я раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж,Ш были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч,Щ были твердыми, и после них писали букву А. Сейчас же буквы Ж, Ш всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. После букв Ч, Ш пишутся А,У, посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Сделаем вывод. Прочитаем правила в учебнике:

а) с.47. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

б) с.52. ЧА и ЩА пиши с буквой А.

в) с.55 ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.

3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ

Задание из следующего, третьего конверта поможет подняться на ступеньку выше.

1) Учитель: Клубок, да не пушистый.

Колючий, да ершистый.

Дети: Ежик.

Учитель: Выделите слова на новое правило.

Дети: Пушистый, ершистый.

Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ, отгадку и найденные на слух слова: не пушистый, ершистый, ежик.

2) Учитель: К словам КРИЧАТЬ и ГРУСТЬ – подберите близкие по значению слова – синонимы и запишите их, выделяя ЧА, ЩА.

Дети: ВЕРЕЩАТЬ и ПЕЧАЛЬ.

3) Учитель: МИНУС – ПЛЮС, ОГОНЬ – ВОДА, ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Подберите противоположные слова к словам РАДУЮСЬ, УЖАСНЫЙ и запишите их, выделяя ЧУ-ЩУ.

Дети: ГРУЩУ, ЧУДЕСНЫЙ.

4) Дети еще раз проговаривают правила написания сочетаний.

4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ

Учитель: В конверте с четвертой ступеньки – задания по учебнику.

1) Выполните самостоятельно задания на с.49, упр.115.

Прочитать, составить сочетания слов, вставить пропущенные буквы, записать.

КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…

ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ

Ж…РНЫЙ ЕЖ…К

Дети: Колючий ежик, душистые ландыши, жирный гусь.

2) Второе задание на с.54 учебника, упр.131. Прочитать цепочкой, выбрать слова с сочетаниями ЧА-ЩА, записать.

Дети: Внучата, часто, навещают, угощает, душистым, чаем.

Учитель: А как вы помогаете своим бабушкам?

Какие слова они вам говорят?

Дети коротко сообщают о своей помощи и заботе, вспоминают похвалу бабушки.

3) Третье задание из учебника на с.56, упр.135. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть ЧУ-ЩУ.

Яша решал зада….

Рыбак поймал щ…ку.

5-я СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).

Учитель: Вы выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверное, уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я уверена, что вы справитесь с тестом на доске.

1) Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки, если они есть.

На доске слова: пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.

2) Теперь вы все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища.

IV. Итог урока

Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А,У в кармашках костюмов.

Учитель: Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?

Дети: Три поросенка.

Учитель: У одного из них буква И в кармашке. Как его зовут?

Дети: Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ.)

Учитель: Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А. Кто это и какое у него правило?

Дети: Наф. (Проговаривают правило на написание сочетания ЧА-ЩА.)

Учитель: Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое? И как его имя?

Дети: Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ.)

Учитель: Он хвалит вас за старание!

Людмила ЕРГАНОВА, учитель начальных классов Новоторъяльской средней школы, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте