Тема: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс (1-4)
Оборудование:
демонстрационная карточка со словарным словом «ученик» (с выделенной орфограммой); карточка с пословицей «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки»; карточки с буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;
демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика; мягкие игрушки-буквы ж, ш, ч, щ;
пять конвертов для заданий;
учебник: «Русский язык» М.Л.Закожурникова, М., 1999.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь! Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И,А,У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем, если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на пяти ступеньках – пяти этапах нашего урока.
Оформление доски: Ж, Ш, Ч, Щ
И, А, У
5. Я знайка,
4. Я тренируюсь.
3. Я пробую.
2. Я готов.
1. Я справлюсь.
II. Сообщение темы урока
Учитель: Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока (В руках учителя мягкие игрушки – буквы Ж, Ш, Ч, Щ).
Учитель: Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети: Это буква Ч.
Учитель: Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
Дети: Это буква Щ.
Учитель: Это – Ж,
А это – К,
Целый жук,
И пол жука.
Дети: Буква Ж.
Учитель: Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш!
Эти буквы показывают тему нашего урока: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.
Момент чистописания
Учитель: Прежде чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите, чем или кем вы представляете свою ручку?
Дети: Легким перышком птицы.
Порхающей бабочкой в моей руке.
Капелькой росы в моей ладошке.
Учитель на доске показывает образец написания сочетаний «жш», «чщ».
III. Работа над новым материалом
1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (выделение звуков).
Учитель: Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж,Ш, Ч, Щ.
Какие это буквы?
Дети: Согласные, шипящие.
Устное упражнение на распознавание звуков.
Учитель: В конверте есть карточка. На ней слова, с которыми хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово. Поднимите руку, если услышите шипящий звук. (Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)
Дети, выполняя условия игры, упражняются в распознавании звуков.
Учитель: Вы уверенно справились с этим заданием. И уже стоите на первой ступеньке. А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?
2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывод правил).
На доску вывешивается карточка со скороговоркой: «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки».
Учитель: а) Прочитайте скороговорку про себя.
б) Прочитайте хором вслух.
в) Кто быстрее прочитает?
г) Заменяя слова, но не меняя смысла, произнесите
– с удивлением
Дети: Почему щеки в чернилах?
– с осуждением
Дети: Какой неаккуратный ученик!
Учитель: А вы, ребята, когда видите такого ученика, постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.
– с восторгом
Дети: Какой усердный ученик!
Учитель: Вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все запомнили скороговорку и смогут ее по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове «ученик».
Дети записывают скороговорку в тетради по памяти.
Учитель: А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.
Учитель: А что еще мы можем сказать о буквах Ч, Щ?
Дети: Они всегда мягкие.
Учитель: А буквы Ж, Ш?
Дети: Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А,О,У,Э,Ы.
Учитель: А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий? (Дети говорят правило): «Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий».
Учитель: Я раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж,Ш были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч,Щ были твердыми, и после них писали букву А. Сейчас же буквы Ж, Ш всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. После букв Ч, Ш пишутся А,У, посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Сделаем вывод. Прочитаем правила в учебнике:
а) с.47. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.
б) с.52. ЧА и ЩА пиши с буквой А.
в) с.55 ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.
3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ
Задание из следующего, третьего конверта поможет подняться на ступеньку выше.
1) Учитель: Клубок, да не пушистый.
Колючий, да ершистый.
Дети: Ежик.
Учитель: Выделите слова на новое правило.
Дети: Пушистый, ершистый.
Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ, отгадку и найденные на слух слова: не пушистый, ершистый, ежик.
2) Учитель: К словам КРИЧАТЬ и ГРУСТЬ – подберите близкие по значению слова – синонимы и запишите их, выделяя ЧА, ЩА.
Дети: ВЕРЕЩАТЬ и ПЕЧАЛЬ.
3) Учитель: МИНУС – ПЛЮС, ОГОНЬ – ВОДА, ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Подберите противоположные слова к словам РАДУЮСЬ, УЖАСНЫЙ и запишите их, выделяя ЧУ-ЩУ.
Дети: ГРУЩУ, ЧУДЕСНЫЙ.
4) Дети еще раз проговаривают правила написания сочетаний.
4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ
Учитель: В конверте с четвертой ступеньки – задания по учебнику.
1) Выполните самостоятельно задания на с.49, упр.115.
Прочитать, составить сочетания слов, вставить пропущенные буквы, записать.
КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…
ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ
Ж…РНЫЙ ЕЖ…К
Дети: Колючий ежик, душистые ландыши, жирный гусь.
2) Второе задание на с.54 учебника, упр.131. Прочитать цепочкой, выбрать слова с сочетаниями ЧА-ЩА, записать.
Дети: Внучата, часто, навещают, угощает, душистым, чаем.
Учитель: А как вы помогаете своим бабушкам?
Какие слова они вам говорят?
Дети коротко сообщают о своей помощи и заботе, вспоминают похвалу бабушки.
3) Третье задание из учебника на с.56, упр.135. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть ЧУ-ЩУ.
Яша решал зада….
Рыбак поймал щ…ку.
5-я СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).
Учитель: Вы выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверное, уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я уверена, что вы справитесь с тестом на доске.
1) Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки, если они есть.
На доске слова: пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.
2) Теперь вы все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища.
IV. Итог урока
Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А,У в кармашках костюмов.
Учитель: Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?
Дети: Три поросенка.
Учитель: У одного из них буква И в кармашке. Как его зовут?
Дети: Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ.)
Учитель: Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А. Кто это и какое у него правило?
Дети: Наф. (Проговаривают правило на написание сочетания ЧА-ЩА.)
Учитель: Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое? И как его имя?
Дети: Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ.)
Учитель: Он хвалит вас за старание!
Людмила ЕРГАНОВА, учитель начальных классов Новоторъяльской средней школы, Республика Марий Эл
Комментарии