search
main
0

Капелька и Огнетушитель спешат на помощь: окружающий мир и безопасность

Московская электронная школа формирует полезные навыки с раннего детства

Что делает МЭШ все более востребованной в повседневной работе московской школы? Во-первых, то, что образовательная организация полностью оснащена для работы с электронным контентом: интерактивные доски, высокоскоростной Интернет от официального безопасного провайдера. Во-вторых, МЭШ с каждым днем наполняется качественным медиапродуктом по самым разным направлениям, что делает возможным его использование не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, и при организации воспитательной работы. Контент становится более профессиональным, представлены не только опытные педагоги, но и авторские коллективы профильных организаций.

В этом учебном году особенностью формирования компетенций по пожарной безопасности в 1‑4‑х классах стало использование ресурса МЭШ с онлайн-тренажерами, размещенными Всероссийским добровольным пожарным обществом: викторин «Кто хочет стать пожарным смелым», «Загадки мудрого Филина», игр «Восстанови стихотворение», или, как их стали называть дети, «стихов Огнетушителя и Капельки», а также образовательных викторин с подробным пояснением правильного ответа. Там мы видим детские стихи, загадки, в том числе отсылки к классическим произведениям Самуила Маршака, Якова Акима и других детских авторов. Но подача в формате, пригодном для работы с интерактивной доской всем классом, заставляет обычные загадки, пословицы звучать иначе, возникает работа с общим обсуждением и проговариванием проблемных ситуаций.

Вариант проведения занятия педагогам было предложено выбирать самостоятельно – классные часы, внеурочная занятость, введение занимательного материала платформы МЭШ в сценарий урока по предмету «Окружающий мир», в рамках которого в начальной школе изучаются вопросы пожарной безопасности согласно ФГОС.

Примером удачной внеурочной работы может служить опыт педагога-библиотекаря школы №2101 Лидии Ядгаровны Калашниковой. Она провела с второклассниками вне­урочную деятельность по функциональной грамотности, что подразумевает осознанное восприятие текстового материала, умение найти и вычленить ключевые информационные блоки.

Например, 21 марта отмечается Всемирный день леса. Его учитель предлагает отметить особым образом: наполнив важными для жизни знаниями. Выстраивает цепочку окружающий мир – пожарная безопасность – лес. Простым и понятным поиском в контенте МЭШ находим подходящее. Это игра «Загадки Филина: Пожарная безопасность. Лесной пожар» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355357?menuReferrer=catalogue). На экране на фоне библиотеки мы видим и слышим небольшое стихотворение. Ввод букв идет с интерактивной клавиатуры прямо на доске, но можно и с ноутбука. Дети в начальной школе вообще любят загадки, а тут повод обсудить и само стихотворение, и правописание слова «молния», а заодно расширить словарный запас: «Это опасная молния. А какая безопасна для нас?» – «Та, которая на одежде!» – «А еще в каких случаях мы вспоминаем молнию?» – «Молнией промелькнул! Когда кто-то быстро пробежал!» Интересно, в этих значениях слово «молния» дети восьми лет знают хорошо, а вот в смысле «срочное объявление» или «стенгазета с критикой нарушителя дисциплины» – это уже не их реальность. Как и срочная телеграмма-«молния».

Загадка про спички раздумий не вызвала, как и написание самого слова. Искры тоже. А вот дальше было интересно. Звучит загадка:

 

На привале он помог,

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь.

 

И дети дают волю фантазии. Мысль о приготовлении пищи оказалась основной. Повар? Не хватило букв, одна клетка свободна. Убираем. Огонь? Тоже не хватает, хотя уже близко в рассуждениях. Костер? И тут оказалось важным не забыть букву «ё», снова вносим исправление, и вовремя. Нажимаем кнопку «Проверить».

Продолжаем развивать тему и выбираем задание с этим же тегом, но другого типа – игру «Восстанови стихотворение. Лесной пожар» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355404?menuReferrer=catalogue).

Огнетушитель и Капелька – персонажи довольно приятные. Выясняем, почему вдруг такие разные вещи вместе. Для ребят ответ очевиден, и это радует, значит, на окружающем мире они это усвоили: и вода, и огнетушитель являются средствами пожаротушения.

Перемещать слова на интерактивной доске несложно. Стихи сами по себе короткие, понятные детям по содержанию.

Дальше у нас были викторины «Безопасный костер» и «Безопасный костер-1» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355317?menuReferrer=catalogue).

Они оказались по силам, хотя и адресованы 3‑4‑м классам. Особенный восторг вызвал звук радостных криков при правильном ответе, и уже со второго ответа они стали кричать хором вместе с игрой, пришлось просить быть потише. Правда, на второй викторине мы забыли про таймер, игра для нас закончилась…

Таким образом, с предложенными текстами педагог смогла провести не только работу по профилактике пожаров в природной среде, но и расширить словарный запас, поработать над семантикой слов родного языка, научить видеть главную мысль в тексте.

Иначе был построен урок по предмету «Окружающий мир» в 3‑м классе у учителя Юлии Сергеевны Мартыновской. Она выбрала тренажер «Восстанови стихотворение. Первичные средства пожаротушения». Данный тренажер ознакомит с первичными средствами пожаротушения и действиями при возгораниях (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355398).

Интересно, что педагог использовала сочетание классических наглядных форм работы: дети имели возможность посмотреть, как выглядит электропровод в аварийном состоянии с соединением изолентой, что такое обычная бытовая парафиновая свеча, как выглядела керосиновая лампа. Удивительно, но для современного городского школьника эти предметы не являются хорошо знакомыми, и это с точки зрения безопасности неплохо, если предположить, что провода теперь в квартирах и организациях находятся исключительно в кабель-каналах, соединяются не изолентой, а разъемами, а осветительные приборы открытого горения заняли свое место исключительно, как у нас, в школьном музее.

Для первоклассников Ксения Сергеевна Лазуткина в рамках урока «Окружающий мир» и внеурочной деятельности проводит игру «Восстанови стихотворение. Профессия пожарный». Это несколько коротких стихотворений, объединенных одной общей темой специфики работы пожарного (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355399).

В данном случае отрывков всего четыре, но они представляют собой законченную мысль о героическом труде пожарных. Например, на экране стихотворение с пропущенными словами (выделены):

 

Пожарный борется с огнем,

Вся ответственность на нем.

И всегда он на работе,

И всегда он весь в заботе,

Ищет он людей в огне,

Не бросает их в беде.

 

Учитель обращает внимание детей не только на внешние атрибуты (они представлены в другом стихотворении этого блока, там говорится о ярко-красной машине) и личные качества сотрудников пожарной охраны (об этом тоже отдельное стихотворение: «Эти люди – молодцы, храбрецы и удальцы!»), но и на ответственность за других людей, стремление помочь людям в беде, даже рискуя собой.

Образовательная викторина «Пожарные спешат на помощь» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/363615) по своему содержанию тоже доступна первоклассникам. Ее использование позволяет уточнить пробелы в знаниях школьников (телефон, по которому вызывают пожарных, какие средства пожаротушения вывозит пожарный автомобиль, а какие должны быть на объекте для экстренного принятия мер). Викторина способствует привлечению дополнительных источников, то есть соответствует требованию ФГОС обучать детей выявлять неполноту знаний, стремиться самостоятельно добывать недостающие знания, работать с источниками информации. Некоторые задания составлены с учетом зоны ближайшего развития: вопрос «Какой первый предмет специальной защитной одежды пожарный наденет, собираясь на пожар? (Каска, куртка, брюки, сапоги)» рассчитан не на наличие у школьника данного знания, а на логику, привлечение личного опыта.

Согласно пункту 9 главы 1 Правил противопожарного режима РФ (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, ред. от 24.10.2022) в школе минимум один раз в полгода должна проходить тренировка по эвакуации.

Непосредственно к учебно-тренировочной эвакуации во многих классах прошла работа с тренажерами «Восстанови стихотворение. Вызов пожарной охраны» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355394) – это несколько коротких стихотворений, объединенных одной общей темой алгоритма вызова пожарно-спасательной службы и ситуаций, когда необходимо срочно вызывать пожарных. Основная задача – запомнить короткий номер вызова пожарных «112».

Так как в масштабах подготовки школы к тренировочной эвакуации важно единство в проведении базового инструктажа, то оказалось целесообразным включение в рекомендованный список достаточно большого стихотворения («Восстанови стихотворение. Общественные места» (https://uchebnik.mos.ru/material/app/355393), детально описывающего основные правила для школьников в случае сигнала пожарной тревоги в школе. В отличие от остальных заданий данного типа здесь стихотворение действительно объемное, поэтому мы рекомендовали вовлекать в выполнение задания нескольких учеников поочередно.

Таким образом, применение ресурсов МЭШ возможно не только при разработке педагогом предметного урока, но и при решении задач по подготовке к мероприятиям комплексной безопасности, что способствует устойчивому функционированию в школе безопасной образовательной среды как педагогического пространства комплексного формирования личности безопасного типа, что достигается в том числе средствами социально-педагогической работы и внеурочной деятельности.

Роман ВАЛИЕВ, заместитель директора по воспитанию, социализации и безопасности школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте