search
main
0

Канары… нары… нары… Бессердечность детей – гибель для человечества

Все испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Немедленно займет наш враг.
Василий ФЕДОРОВ

Из радио несется сокрушительное: “На Канарских островах утопает все в цветах”, //А Канары утопают в океане!..”
Потом еще что-то, с иностранными словами, не разобрать.
Выпуск известий предваряется какой-то нескончаемой какофонией, похожей на ту, что звучит в цирке перед очередным номером.
Новости. Катастрофа самолета Ту-154. Наводнение в Иркутской области. Извержение вулкана Этна. Пожары на острове Борнео. Еще новость. В Ростовской области двое солдат расстреляли караул, захватили грузовик и с оружием скрылись. Через полчаса повторение с деталями.
В 1887 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Мальчики”, который Лев Толстой включил в список лучших рассказов писателя; там двое учеников второго класса задумали убежать в Америку, чтобы сражаться с тиграми и дикарями. Подобно героям Майн Рида добывать золото и обрабатывать плантации. Один из героев рассказа засомневался в этих планах:
– Господи! – тихо плакал Володя. – Как же я поеду? Мне маму жалко.
Наши сегодняшние мальчики таких сомнений и угрызений совести не испытывают. Никакой жалости больше нет. Как их, двадцатилетних, сравнить с второклассниками-гимназистами позапрошлого века? Мальчики, да не те.
Среди шестерых жертв преступников – офицер, командир, быть может, будущий полковник. Отец солдатам. На него подняли руки убийцы. Они – отцеубийцы? Какой современный Достоевский опишет это преступление?
Министр обороны направил комиссию в воинскую часть для расследования происшествия. Но где его истоки? Откуда пришли эти двое? Из какого детского сада, из какой семьи, из какого общества, из какой школы? Кто туда направит комиссию? Будут ли учителя говорить и думать об этом на своих августовских конференциях? И только ли они одни должны думать об этом?
После победы в франко-прусской войне в 1871 году канцлер Бисмарк сказал, что войну выиграл не прусский солдат, войну выиграл прусский школьный учитель.
Обратимся к воспоминаниям самарского литературоведа профессора СамГУ Л.А.Финка, который, встречаясь с учителями словесности, не уставал их убеждать, что на уроке литературы ученики должны плакать. Но это обычно вызывало только снисходительную усмешку:
“Однажды в большой аудитории сельских учителей я настойчиво спрашивал:
– Есть все-таки книги, вызывающие слезы у ваших учеников?
Меня успокоили – есть. Например, “Муму” в четвертом классе. Я этот эпизод пересказал студентам. Прошло несколько лет. Мне позвонила одна из моих выпускниц и сразу, без всякого объяснения, сказала:
– Знаете, они уже не плачут!
Я не сразу понял:
– О чем вы?
Учительница мне объяснила:
– В моем четвертом классе даже горькая судьба Герасима не вызывает слез. Что же делать?
Я не знаю, что делать. Я только понял, что процесс рассердечения упорно продолжается”.
Будет суд. Кто виноват? Эти ростовские мальчики – продукт эпохи и общества. Это ужасное преступление – не следствие ли и итог последних пятнадцати лет? Тогда, пятнадцать лет назад, нам всем открытым текстом говорили: цель – сделать перестройку необратимой. Вот мы видим перестройку сознания наших мальчиков. Это наша цель? Она тоже необратима? Есть ли в природе, существует ли в принципе нить Ариадны, которая поможет нам выбраться из ужасного лабиринта?
…Последнее воскресное сообщение радиокорреспондента из Ростовской области. Оказывается, двое преступников имели желание отправиться на Канары.
Ах, опять эти Канары, …нары, нары…

Сергей ДВОРЯНИНОВ,
доцент Самарского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте