В некоторых западных странах учитель, прежде чем стать самостоятельным специалистом, два года проводит в шкуре стажера. Но и это не все. Чтобы попасть в школу, нужно получить два диплома – об университетской подготовке и о профпригодности. Первый выдается после 2-4 лет учебы и успешной сдачи теоретических экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и выбранному профилю специализации. Ну а получением второго диплома завершается практическая профессиональная педподготовка. Если до середины 60-х годов учителю начальных и неполных средних школ достаточно было иметь за плечами 2-3-летний педколледж или училище, то сейчас высшее образование необходимо для получения любого учительского диплома.
В Англии будущих учителей начальных школ готовят в 3-4-летних учебных заведениях неуниверситетского типа – бывших педколледжах и политехнических школах, которые получили статус высших учебных заведений. Здесь одновременно им дают теоретическую и практическую предметную подготовку и педагогическое образование. Окончившим выдается диплом бакалавра педагогики. Те, кто хочет работать в средней школе, должны проучиться 3-4 года на педагогических отделениях университета, а потом еще год овладевать практическими премудростями, чтобы получить диплом по педагогической подготовке.
В ФРГ во всех землях подготовка будущих учителей проходит в два этапа. Первый – 6-8 семестров – изучение общеобразовательных дисциплин, теоретических курсов по специальности и педагогических предметов. Второй – подготовительная служба, или стажировка (для учителей обязательной школы – от 18 месяцев до 3 лет, для гимназий – 2 года) в качестве студента-практиканта. После успешно сданного экзамена молодого специалиста ждет вожделенная должность штатного преподавателя.
Во Франции единый тип педагогического учебного заведения для будущих учителей школ всех типов, до лицеев включительно, – институты по подготовке учителей, срок обучения там – 5 лет. Уже в институте студенты специализируются в зависимости от того, где они будут работать – в детском саду, начальной школе, колледже или лицее.
В США студенты-педагоги 3-4 года занимаются в университетских колледжах – многопрофильных учебных заведениях. Любопытно, что там их одновременно готовят и к другим специальностям. Здесь дается общеобразовательная и специальная подготовка по выбранному предмету. Желающие же стать школьным учителем могут в течение года одновременно изучать профессионально-педагогические курсы и проходить педпрактику на педфакультете университета. Кстати, его можно посещать и после окончания университета. Тогда срок обучения затягивается до 5 лет.
А вот об обучении в Канаде мне довелось узнать подробнее из разговора с профессором педагогического факультета университета Западного Онтарио Дугласом Рэем.
– У нас быть учителем престижно – конкурс в среднем 6-8 человек на место, – заявил господин Рэй, – возможно, потому, что работа эта хорошо оплачивается, начинающий педагог имеет около 20 тысяч долларов в год, а тот, кто проработал более 10 лет, – 40 тысяч.
В Канаде две модели, по которым готовятся будущие педагоги. Первая напоминает российскую – на педфакультете одновременно готовят студента по специальности и педмастерству. Как правило, это характерно для западных провинций страны. В восточных, к которым относится и наш университет, в течение трех лет студент учится по выбранной специальности и становится бакалавром, а потом на педфакультете овладевает методикой преподавания, историей педагогики, философией образования, знаниями по поликультурному образованию, сравнительной педагогике. Есть тут также лабораторные курсы, иностранный язык, большое внимание уделяется курсам по выбору – к примеру, таким, как права человека, внеклассная работа, изучение окружающей среды… Главная тенденция у нас – увеличение педпрактики в школах. Обычно она проходит в течение 10-12 недель в разных типах школ. Зато после этих двух лет выпускники сразу получают право преподавать. Исключения составляют те, кто не справился с педпрактикой, иностранные студенты и те, у кого есть проблемы с психикой…
Евгения ГАЛИЦКАЯ
Комментарии