search
main
0

Камышинский феномен. Школьников учат не только считать калории, но и… чистить картошку

Камышин – небольшой волжский городок со 125-тысячным населением. Сегодня это не только город ситца (возрождается хлопчатобумажный комбинат) и сладких арбузов, но и город Детства благодаря хорошо выстроенной муниципальной системе образования.

– В одиночку многого не сделаешь, – говорит председатель городского Комитета по образованию Владимир Сергеевич ПОДХВАТИЛИН. – За 28 лет моей управленческой работы в системе образования Камышина создан коллектив единомышленников. Фанатиков в лучшем смысле этого слова. Они остаются работать с детьми, несмотря на известный размер педагогической зарплаты, которая, мягко говоря, не адекватна напряженности и ответственности. Иначе в наших школах трудилось бы гораздо больше мужчин-педагогов. Многое нам удалось, и потому что существует взаимопонимание с нынешним руководством городского округа, с мэрией.

Детский оздоровительно-образовательный центр Камышина -это ноу-хау «вечного» завгороно (как он сам себя называет) Владимира Подхватилина. Человек увлеченный, «горящий», он пришел на этот пост в 1978 году. В Камышине тогда было 27 образовательных учреждений, которые стали прирастать новыми детскими республиками.

– Вся страна теряла социалку, а мы, как Плюшкины, наоборот, «подбирали» бесхозные, пустующие ведомственные здания. Не закрыли ни одного образовательного учреждения, а, наоборот, открывали новые. В этом смысле мне повезло на городских руководителей – Льва Александровича Алферова, Александра Ивановича Чунакова, которые всегда нас поддерживали. Создание оздоровительно-образовательного центра – один из примеров совместной работы. Идея – сохранив прежний профиль профилактория, включить в его деятельность комплекс образовательных услуг.

Лет пять-шесть назад здание выглядело плачевно. Сейчас его просто не узнать. Оно реконструировано, отремонтировано. На четвертом этаже – комнаты отдыха, на третьем – кабинеты, где работают бесплатные кружки медико-биологического направления, доступные для всех желающих. Второй этаж – библиотека и методкабинет. Первый – собственно оздоровительный блок.

По словам директора центра Людмилы Николаевны Хорлиной, к сегодняшнему дню практически всю лечебную базу удалось обновить. Облицовка соляной шахты для лечения бронхолегочных заболеваний выполнена из натуральных пиленых соляных блоков, привезенных с Урала (обычно при создании соляных камер используется простое солевое напыление). Купили даже ванну для подводного массажа.

А какими довольными были физиономии детей, которые принимали жемчужную ванну или пили кислородный коктейль! Комплекс лечения включает ингаляцию, грязелечение, обычный сухой массаж, лечебный душ, ЛФК, лечебные ванны, физиотерапию, галоклиматическую камеру, офтальмологические процедуры…

У центра есть своя «Газель», на которой сюда из детских садов возят группы малышей. Родителям, конечно, это очень удобно. Тем более что большая часть себестоимости курсовок оплачивается из городского бюджета.

Привозят сюда на оздоровление школьников из села. Для них созданы условия, чтобы не пострадала успеваемость: уроки для «курортников» проводятся в соседней школе №8.

Ну и само собой кружки для всех желающих – ритмика, практическая психология. Или, например, «Здоровое питание» – школьники изучают полезные свойства продуктов, высчитывают калории, составляют диеты и даже учатся… чистить картошку.

В гостях у Хозяйки Медной горы

Школа №7 – обычная, в рабочем районе. Директор Полина Викторовна Пелюкшева с гордостью показывает классы, в которых стены украшают герои любимых сказок, пейзажи и фитодизайн. Но главное – образовательный компонент, который делает каждую камышинскую школу уникальной. 7-я – экологическая. На старшей ступени созданы медицинские классы для подростков, мечтающих о профессии врача. Изучаются латынь и фармакология, общий уход за больными, диетология и психология. Школа сотрудничает с медучилищем, с медицинскими вузами Саратова и Волгограда.

Ребятам педагоги стараются привить ценности здорового образа жизни. Есть фитобар в школьной столовой – в сезон гриппа там заваривают лечебные чаи из трав, которые собраны и высушены самими же школьниками. Дети знают, какая трава от какой болезни помогает. Стены в коридорах школы рукой художника превращены в страницы из народных травников и Красной книги.

В школьном музее минералогии более 500 образцов минералов и горных пород. Экспонаты школа покупала или получала в дар. Хранятся коллекции камней, собранных по всему свету: на Кольском полуострове, в Якутии, Мексике. Оказывается, агаты бывают и желтыми, и фиолетовыми. Чтобы скрытая красота камня была всем видна, они обработаны, отполированы. Это сделал сотрудник музея Леонид Иванович Кравченко.

В музее экологии – различные редкие окаменелости и ископаемые. Здесь идут уроки химии, биологии, географии, экологии, природоведения, проводят экскурсии для ребят из других учебных заведений.

– В каждой камышинской школе организованы музеи, – поясняет Владимир Подхватилин. – Есть у нас музеи военной истории, краеведческий, которые могут поспорить со «взрослыми» собратьями. Есть даже музей матери. Надо ли объяснять, зачем и почему?..

Ворота будущих чемпионов

Владения камышинской детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №2 занимают более 5,5 гектаров. Здесь проводятся тренировки юношей по волейболу и футболу.

Вячеслав Александрович Журавлев директорствует в школе с 1976 года, буквально со дня ее основания. Он большой энтузиаст своего дела и с удовольствием вспоминает, как школа постепенно становилась одним из ведущих российских центров юношеского спорта. Для этого потребовался не один год.

Десятилетние пацаны из младшей возрастной группы, перебивая друг дружку, рассказывают, как вести мяч, отрабатывать пасы и пенальти. Каждый мечтает стать «звездой» футбола. Ну, например, как выпускник школы Денис Колодин, бронзовый призер чемпионата России, который играет в основном составе национальной сборной страны.

На базе спортшколы проводятся не только городские и областные, но и всероссийские соревнования по футболу среди школьников, а также групп подготовки футбольного резерва команд премьер-лиги России.

Мисс совершенство

История создания муниципальной детско-юношеской хореографической школы типична для Камышина. «Коробка» ведомственного детсада пустовала. И тогда Владимир Подхватилин решил открыть здесь Храм танца.

Конечно, в каждой камышинской школе есть бесплатные кружки хореографии, введены ставки хореографов. А если ребенок захочет получить не только хореографическую подготовку, но и соответствующее свидетельство?.. Мамы ведут в хореографическую школу своих чад в надежде, что из них сделают прекрасных лебедей. Обучение, шутят здешние педагоги, ведется с нуля до элегантного совершенства.

В школе преподаются основы классической и народной хореографии, современный эстрадный танец, ритмика и акробатика. А плата за обучение благодаря финансовой поддержке из городского бюджета символическая – 80 рублей в месяц.

Пять светлых балетных залов. Уютная зеленая гостиная, где родители собираются на чаепития. Спортзал и класс теории. Видеозал для учебных просмотров. А роскошь в костюмерной! Пошивочный цех сотворил множество ярких сценических одеяний для фей, боярышень, принцесс и принцев.

Первое поколение выпускников школы – уже студенты Самарской академии культуры, институтов культуры Нижнего Новгорода, Питера и Волгограда.

Недаром великий Михаил Фокин говорил, что самое красивое движение человека – это движение вперед.

Юлия ГРЕЧУХИНА, Камышин, Волгоградская область

Статфакт

Сегодня в подчинении городского Комитета по образованию 65 образовательных учреждений. Кроме детсадов и школ (в каждой из которых своя «изюминка»), это и 16 учреждений дополнительного образования буквально на все вкусы: четыре детско-юношеские спортивные школы, три музыкальные школы, уникальная хореографическая школа, эколого-биологическая станция, станция детско-юношеского туризма, детский Дворец культуры «Дружба».

Студии, кружки и клубы посещают 90 процентов камышинских мальчишек и девчонок. Сравним: по официальной статистике, в постперестроечной России охват подрастающего поколения дополнительным образованием достаточно низок – от 30 до 60 процентов.

И второй знаковый момент: в Камышине каждое учреждение образования имеет собственные здания и базу. Нет такого, чтобы дети занимались в неприспособленных помещениях. Очевидное подтверждение статуса Камышина как города, доброжелательного к ребенку. Это звание присвоено ему Детским фондом ООН.

В 2006 году доля расходов на образование в бюджетном «пироге» Камышина размером в 1 миллиард 80 миллионов составила 506 миллионов. Каждый год камышинские малыши получают по одному новому садику. Благодаря этому в городе не существует диких очередей в дошкольные учреждения, как, например, в Волгограде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте