search
main
0

Камо грядеши? Молодые учителя представили свой взгляд на пути развития образования

​Что волнует молодого педагога сегодня? Что нового готов он привнести и уже привносит в школу? Финалисты III Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» – 39 молодых учителей со стажем работы до трех лет из разных уголков страны – предложили свои модели «школьного завтра». Завершающий этап конкурса, одним из учредителей которого выступил Общероссийский профсоюз образования, прошел в Москве 8-12 апреля.

Накануне конкурсных испытаний, сразу после жеребьевки, финалисты отправились на автобусную экскурсию по вечерней столице. Как потом признавались конкурсанты, для многих из них приезд в Москву уже стал событием, осуществленной мечтой. В этом году оргкомитет конкурса решил провести финал в школе №110 имени Мигеля Эрнандеса с углубленным изучением испанского языка. Это одна из школ Центрального округа столицы, расположенная недалеко от знаменитого Арбата, поэтому у молодых учителей из разных регионов была возможность по-настоящему окунуться в атмосферу старой Москвы.Сыграл роль в выборе оргкомитета и тот факт, что директор школы №110 Татьяна Архипова давно вовлечена в конкурсное движение, она лауреат Всероссийского и победитель Московского городского конкурса «Учитель года-2002». «Участники конкурса уже не расстаются с ним никогда. Это сообщество людей, заинтересованных в будущем российского образования, готовых дерзать, работать и творить на благо его развития, – пояснила Татьяна Вадимовна. – Значимость конкурса «Педагогический дебют» особенно велика, потому что именно от молодого учителя зависит наше с вами завтра, не говоря уже о завтрашнем дне маленьких детей, которым в будущем предстоит вершить судьбу государства».Финал конкурса, как и в прошлом году, предполагал три испытания. Первое – публичное выступление: конкурсант за 5-7 минут должен был раскрыть какую-либо актуальную тему, заслуживающую, по его мнению, широкого общественного обсуждения. Жюри оценивало масштабность проблемы, глубину и оригинальность выступления, мировоззренческую позицию педагога, а также его находчивость и убедительность.«Вы, молодое поколение учителей, нам чрезвычайно интересны, – заметил председатель жюри, президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин. – Камо грядеши? Кто приходит нам на смену? Это очень важно для нас, педагогов с многолетним стажем работы».Конкурсный марафон открыл учитель истории из города Грозный Ахмад Амаев. На удачу первому оратору абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2007» Анна Мехед подарила миниатюрного хрустального пеликана. Его выступление было посвящено проблеме разрешения конфликтов в школе. По мнению Ахмада Исаевича, сегодня учителя не умеют ими управлять, а на курсах повышения квалификации конфликтологии уделяется очень мало внимания: за 72 часа раз в пять лет учителю нужно сообщить слишком много информации по его профильному предмету. Ахмад считает, что развитие конфликтологической компетентности учителя может успешно осуществляться в системе дополнительного профессионального образования.«Почему люди в Европе лучше говорят по-английски, чем в России?» – задался вопросом Алексей Бабуров, учитель английского языка из Омска. Если сравнивать учебные планы, то в наших школах на изучение иностранного языка отводится не меньше часов, чем за рубежом, а вот потребности говорить на английском россиянам явно не хватает. По мнению Алексея Николаевича, необходимо расширять языковую среду, нужна практика, которая избавит от психологического барьера. Один из возможных путей – организация специальных клубов, так называемых хобби-классов по изучению иностранного языка.Финалисты также поднимали темы инклюзивного образования, опасности социальных сетей и вреде агрессивных мультфильмов, обсудили необходимость создания педагогической интернатуры и даже поделились особенностями обучения левшей. Несколько конкурсантов говорили о нехватке в современной школе культуры наставничества – по их мнению, именно по этой причине многие молодые педагоги после первых лет работы покидают школу. Учитель информатики из Челябинска Андрей Арабаджи отметил, что все молодые специалисты сталкиваются с одинаковыми проблемами, независимо от статуса образовательного учреждения, в котором работает педагог, и предмета, который он ведет: «Мы должны ответить себе на один вопрос: как не стать вчерашним учителем в завтрашней школе? Сегодня школа заинтересована не в узком специалисте-предметнике, а в педагоге, способном решать разнообразные задачи, но помочь в этом молодому педагогу должен учитель-наставник, учитель-новатор, так как знаний, которые даются сегодня в большинстве педагогических вузов, оказывается недостаточно, особенно в области методики преподавания и воспитания детей».10 апреля финалисты конкурса были приглашены в Государственную Думу на встречу с председателем Комитета по образованию Александром Дегтяревым. В ходе беседы был поднят широкий спектр вопросов: от введения федеральных государственных образовательных стандартов до оплаты труда педагогических работников. Александр Николаевич, вступивший в должность в декабре прошлого года, рассказал о планах комитета, а также призвал молодых учителей к участию в обсуждении нормативных документов, которые сейчас находятся на рассмотрении, в том числе проекта закона «Об образовании в РФ» и новых ФГОС для старшей школы.Молодых учителей прежде всего волновали вопросы заработной платы и нового порядка аттестации. «Мы все находимся на одном уровне в плане образования, квалификации, стажа, но в некоторых регионах учителя получают 7 тысяч рублей за ставку, а в Москве заработная плата может достигать 50-60 тысяч рублей, – отметил учитель географии, истории и обществознания из Санкт-Петербурга Олег Федоров. – Даже если сделать скидку на уровень цен, то дифференциация получается серьезная. А порядок аттестации очень тяжелый, в нем предъявляются новые требования, которые закрывают многим учителям путь к повышению квалификационной категории».Обсуждение социальных проблем молодых педагогов продолжилось на встрече финалистов с представителями Общероссийского профсоюза образования – секретарем Центрального совета Михаилом Авдеенко и главным специалистом отдела по связям с общественностью Алиной Ахметовой. Алина Альбертовна представила молодым учителям два новых проекта профсоюза, стартовавших в этом году. Это Всероссийская педагогическая школа, первая сессия которой пройдет в мае, и интернет-конкурс первичных профсоюзных организаций.Кстати, три четверти финалистов уже состоят в профсоюзе, но далеко не все из них четко представляют себе, чем он занимается. В ходе встречи участники конкурса не только узнали о деятельности профсоюза в масштабах всей страны, но и могли задать волнующие их вопросы. Молодые учителя спрашивали, например, о том, можно ли взять беспроцентную ссуду, и получили совет стать пайщиками потребительских кооперативов, которые организованы при региональных профсоюзных организациях, или воспользоваться услугами кассы взаимопомощи.Больше всего вопросов опять же касалось аттестации: многие молодые учителя сходятся во мнении, что ее критерии должны быть едиными для всех регионов, а, следовательно, выработать их необходимо на федеральном уровне. Михаил Авдеенко отметил, что этот вопрос профсоюз ставит перед Министерством образования и науки РФ уже много лет: «Сейчас мы анализируем ситуацию в регионах и будем в очередной раз обращаться в министерство, чтобы внести здесь ясность».Кроме того, Михаил Васильевич сообщил, что профсоюз предлагает закрепить понятие «молодой специалист» и прописать его статус в новом федеральном законе об образовании. Пока же каждый регион рассматривает его по-своему.Второе конкурсное испытание называлось «Моя педагогическая инициатива в образовании»: каждый участник должен был представить свой педагогический проект, который уже внедрил или планирует внедрять. Жюри оценивало его по таким критериям, как актуальность, инновационность, реалистичность, культура презентации.Конечно, самым показательным испытанием стало учебное занятие по предмету. На конкурсных уроках присутствовали не только члены жюри, оценивавшие профессионализм молодых учителей, но и их собратья-конкурсанты, которые могли таким образом перенять интересные находки коллег. Молодые учителя провели уроки очень по-разному и на разном уровне, но для каждого из них это был полезный опыт, который поможет им в дальнейшей педагогической практике.Я поинтересовалась у председателя жюри Эдуарда Никитина, какое впечатление произвели на него финалисты конкурса, ответил ли он себе на вопрос: кто же идет на смену? «С точки зрения профессиональной составляющей молодым учителям, приехавшим на конкурс, еще нужно поднакопить знаний, опыта. Но их позиция по отношению к профессии заслуживает уважения. Тут нет случайных людей, чувствуется, они избрали профессию учителя по зову сердца. Я увидел здесь молодых учителей с задатками исследователей, есть замечательные импровизаторы, многие умеют взаимодействовать с аудиторией, коммуникабельны. Общего кругозора, начитанности, если хотите, у некоторых маловато. Но они молоды: есть время почитать и поучиться. Что мне не понравилось, это порой излишняя пафосность, не всегда уместное цитирование сильных мира сего. Молодые должны быть бунтарями в хорошем смысле этого слова. Все-таки все новое начинается с неприятия, несогласия. Эта бунтарская жилка не очень проглядывалась. Но в целом конкурсанты меня порадовали. Глядя на этих ребят, мне не стыдно за учителей нового поколения».Растущий профессионализм молодых учителей отмечает и Анна Григорьевна Мехед, которая третий год работает на «Педагогическом дебюте» в составе жюри: «Если три года назад это был очень узкий конкурс, немногие регионы были представлены, то в этом году собралось 39 финалистов со всей России, и ребята сильные. Они уже – в будущем образования, многие работают по новым стандартам, особенно учителя начальной школы. В век ИКТ-технологий они демонстрируют то, каким должен быть современный педагог, который может проводить уроки не только очно, но и дистанционно. Это учителя, которые нацелены на то, чтобы достигать вершин в своем труде. У каждого были свои ошибки, но все видят детей и понимают не только прелесть работы учителя, но и свою ответственность перед теми, кого учат».На церемонии награждения лауреатов и победителей конкурса среди прочих гостей присутствовала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Людмила Николаевна Бокова, которая в недалеком прошлом работала учителем. Президиум Марийского рескома профсоюза прислал телеграмму, поздравив финалистов с завершением испытаний и пригласив их на форум молодых педагогов, который пройдет в Марий Эл в июле на территории профсоюзного лагеря «Таир». Всем финалистам конкурса были вручены памятные медали и дипломы лауреатов. Многие из них получили призы в различных номинациях.Силами учеников школы №110 в честь завершения конкурса был организован большой концерт: звучали песни на русском, английском и испанском языках, был исполнен потрясающий испанский танец. (Школьный коллектив несколько лет подряд становился победителем Всероссийского фестиваля театров на испанском языке и не раз представлял нашу страну в странах Европы).Финалисты конкурса, несмотря на загруженность, тоже подготовили два выступления: Муминат Борзиева и Ахмад Амаев из Чеченской Республики подарили всем присутствующим зажигательный национальный танец, а Александр Шевцов из Саратовской области – песню на немецком языке о любви и дружбе.Больше всего среди финалистов конкурса было учителей истории и обществознания, а также преподавателей иностранных языков. Представители этих дисциплин и вошли в пятерку победителей. Это учитель французского языка гимназии №171 Санкт-Петербурга Марина Зезкова, учитель начальных классов и английского языка средней школы №26 Вологды Ирина Жук, историки Олеся Кувшинова из гимназии №46 Кирова, Татьяна Слепцова из городского экономического лицея Ростова-на-Дону и Татьяна Лушкина из школы №42 Ставрополя.Все победительницы взяли хороший старт, представив яркое и актуальное публичное выступление, дали интересный урок с использованием современных методик, рассказали о своих неординарных педагогических инициативах в образовании. Уже после награждения мне удалось побеседовать с каждой из них.Марина Александровна Зезкова из Санкт-Петербурга на конкурсе провела занятие в пятом классе на тему «Мой город». «Мне захотелось рассказать детям о Санкт-Петербурге, я получила большое удовольствие от урока, ребята были активны, показали хорошие знания. Вообще, мне очень нравится участвовать в конкурсах. Это эмоции, азарт, общение. Здорово, что финал проводился в столице, было интересно посмотреть московскую школу».Проект Марины Александровны «Моя педагогическая инициатива в образовании» касался межкультурной коммуникации при изучении французского языка. Этот проект уже реализуется в жизни школьников. На начальном этапе дети выбирают себе мягкую игрушку-талисман и вместе с рассказом о себе отправляют его «погостить» в дружественную школу во Франции. Ученики из класса Марины Александровны уже отослали свой талисман во французский город Лион, получили в ответ их игрушку и теперь «выгуливают» ее по Петербургу. Для старших классов Марина Александровна планирует проводить международные конференции на французском языке. Первая пройдет в гимназии №171 Санкт-Петербурга уже в конце апреля.Татьяна Евгеньевна Лушкина работает в школе второй год, совмещает преподавание с учебой в аспирантуре. Ее проект был посвящен извечной проблеме отцов и детей, которую молодая учительница пытается решить с помощью социальной рекламы в школе. Ребята сами становятся авторами роликов на злободневные для них темы. Таким образом, родители могут увидеть мир глазами своих детей и лучше их понять.Конкурсный урок Татьяна Евгеньевна провела в форме исторического моделирования. Это было обобщающее занятие в 10-м классе по теме «Правление Александра II»: ребята представили себя жителями города со своими СМИ, администрацией и совместно решали вопрос о строительстве в нем памятника Александру II. «Ученики остались довольны, – делится впечатлениями Татьяна. – Они вступали в дебаты и быстро перестали обращать внимание на камеры, жюри и участников конкурса, которые пришли посмотреть урок».Проект Олеси Кувшиновой, историка из Кирова, назывался «Система повышения политической культуры молодежи»: «Концептуально я начала его разрабатывать, когда училась на пятом курсе исторического факультета Вятского гуманитарного университета. Я была депутатом Молодежного парламента Кировской области и возглавляла рабочую группу по этой теме. В своей гимназии мы проводим социальные акции, направленные, например, на борьбу со СПИДом, на пропаганду здорового образа жизни. Второе направление работы по этому проекту – правовое образование. Я преподаю элективные курсы по праву, а на городском уровне провожу игру для всех школ, в ходе которой ребята изучают права избирателей».Тема конкурсного занятия по обществознанию, которое Олеся Кувшинова провела в 10-м классе, – «В поисках смысла»: «Это межпредметная тема, потому что смысл мы ищем на каждом уроке, – пояснила Олеся Васильевна. – Мы рассматривали неоднозначность этого термина, искали смысл в разных предметах, а в конце занятия подошли к понятию «смысл жизни» и рассмотрели его с помощью видеоролика, в котором показана быстротечность жизни. И когда настал рефлексивный момент урока, ребята написали очень хорошие пожелания и поблагодарили за то, что я заставила их задуматься об этих вещах».«Создание школы добра и взаимопонимания» – так назывался проект учителя истории из Ростова-на-Дону Татьяны Слепцовой, посвященный инклюзивному образованию. По мнению Татьяны Геннадьевны, в одной школе вполне могут учиться здоровые и особенные дети. «Мы работаем со школой-интернатом №42, и эти ребята вдохновили нас на сотрудничество. Многие проблемы нашего общества связаны с тем, что люди не умеют быть терпимыми, толерантно относиться друг к другу. И один из способов решения этой проблемы – привить понимание того, что мы одинаковые, несмотря на все наши различия. Кто-то не может ходить, кто-то плохо видит, кто-то плохо слышит, у кого-то задержка в умственном развитии… Общество сейчас не социализирует таких детей, но, если будет создана общая школа, сделать это будет проще. Конечно, у здоровых и особенных детей должны быть разные программы обучения, но должны быть и совместные проекты, интегрированные творческие курсы, например, рисование, плавание».Пятая победительница конкурса Ирина Александровна Жук во время первого испытания произвела особенное впечатление на жюри. «Кто такие Анишит Йокоп, Асырк и Торк?» – задала она вопрос залу. Оказалось, что это персонажи учебника русского языка для первоклассников, выпущенного издательством «Академкнига» в комплекте «Перспективная начальная школа». «Чтобы понять, что же это за персонажи, нужно прочитать их имена наоборот, при этом весь текст учебника представляет собой жутковатую сказку о таинственной библиотеке. Действия Анишит Йокоп описываются так: «недовольно взглянула», «строго спрашивает». Она постоянно угрожает: «Ошибетесь, выгоню из Волшебного леса навсегда». А как же право ребенка на ошибку? – задала риторический вопрос конкурсантка. – В нашей школе шесть первых классов изучают русский язык по этому учебнику, все коллеги согласны с моей критикой его содержания и оформления. На встрече с авторами курса мы пытались задать вопросы по этой книге, но нам ответили: кто вы такие, чтобы учить профессоров? Сейчас говорят, что право выбора учебников принадлежит учителю, но на самом деле выбора у него нет, все спускается сверху». По мнению Ирины Александровны, экспертизу учебников нужно сделать более глубокой и тщательной, привлекая к ней в том числе учителей и родителей.Хочется верить, что у конкурса «Педагогический дебют» большое будущее. Директор школы №110 Татьяна Архипова, завершая конкурс, ободрила всех присутствующих: «Я абсолютно уверена, что каждый из тех, кто присутствует в этом зале, посвятил свою жизнь великому делу просветительства и просвещения, каждый из вас дает маленькому человеку большие крылья, а значит, наше будущее в надежных руках».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте