search
main
0

Камера. Мотор… Стоп. Снято! В кинопробах участвовали 76 учителей, но педагогический «Оскар» достался одному

Свершилось! 15-й юбилейный педагогический кинофестиваль завершил свою работу. Накануне Дня учителя в Москве, в Концертном зале «Россия», объявили исполнителя главной роли – учителя года России-2004. Им стал молодой филолог из Калининградской области Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ. Оргкомитет кинофестиваля (главный режиссер) собрал учителей со всей России в ближайшем Подмосковье, чтобы провести кинопробы претендентов на победу.

Мюзикл «Мы к вам приехали на час. А ну скорей любите нас!»

«…Нам крупно повезло!» 20 сентября 76 учителей – номинантов на победу оказались вместе. Не на час, конечно, а на 10 дней, что по конкурсным меркам сравнимо с одним мгновением.

Все они – профессионалы, победители региональных этапов конкурса «Учитель года» – с гордостью рассказывают о своей малой родине и охотно отвечают на каверзные вопросы журналистов.

Физик Лайла МУСАЕВА из Чеченской Республики проблемы образования видит в трудных родителях, не готовых воспитывать свое чадо, организации детского досуга во внеурочное время и здоровье школьников. По данным Министерства здравоохранения Чечни, в республике сегодня 87 процентов ребят болеют различными заболеваниями.

В гостиничном корпусе профсоюза работников АПК поселка Московский с 7 утра участников и сопровождающих встречают групповоды, в прошлом такие же конкурсанты.

– Здравствуйте, вы из какой номинации?.. А мы вас давно ждем! Получите, пожалуйста, бейдж и не снимайте его никогда, иначе вас могут не пустить на конкурсное мероприятие. На всех съемочных площадках усилены меры безопасности.

– Не снимать даже ночью? – уточняет учитель.

– Да, чтобы с утра не забыть!

Насыщенная программа, бессонные ночи, уроки и мастер-классы – все это впереди. В первый день нужно прийти в себя, акклиматизироваться, перестроиться на московское время и, конечно, познакомиться. Сказано, сделано! Тем более для этого есть игротехники из Межрегионального клуба «Учитель года» под руководством Евгения ТРАВИНА, учителя экономики из Ленинградской области.

За тренинг знакомств отвечает Андрей МИЛЕХИН, психолог из Москвы. «Снежный ком», «Взаимная презентация», упражнения на концентрацию внимания и определение лидерской позиции – классический набор практикующего психолога. Ноу-хау Андрея Викторовича – итоговое упражнение «Арка». Задание для всей группы – создать из газет и скотча арку, в которую сможет пройти участник со словами: «Добро пожаловать на конкурс!». Но не все так просто. Дело в том, что арка должна крепиться только к полу и держаться без помощи рук.

Все конкурсанты разбиты по региональному принципу на семь федеральных округов. За каждым закреплен свой куратор из числа клубистов (так окрестили конкурсанты активистов клуба «Учитель года»). С Северо-Западным регионом тренинг проводит Наталья СОКОЛОВА, обществовед из Пскова. Мужчин в ее группе всего двое – математик Роман РЕЗАНОВ из Архангельской области и Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ. В женском коллективе видно женское начало – на верхушке арки кокетливо возвышается бантик. Евгений Игоревич помогал, гипнотизируя арку взглядом.

– Вы так наблюдаете, как директор школы, – пошутил кто-то.

После тренинга знакомств клубисты раздают домашнее задание. Завтра открытие, и каждый регион должен подготовить визитную карточку.

Вечером в актовом зале наших героев ждут мэтры – победители конкурса прошлых лет. Технолог Александр ГЛОЗМАН из Москвы, литераторы Олег ПАРАМОНОВ из Брянска и Михаил НЯНКОВСКИЙ из Ярославля, музыкант Артур ЗАРУБА из Московской области, учитель французского языка Екатерина ФИЛИППОВА и учительница начальных классов Зинаида КЛИМЕНТОВСКАЯ из Рязани, учитель немецкого языка из Ленинградской области Игорь СМИРНОВ и, конечно, победитель 2003 года – историк из Санкт-Петербурга Игорь КАРАЧЕВЦЕВ. Мастер-классы – второй барьер, который предстоит преодолеть победителю 2004 года. А пока стоит и поучиться.

Далеко за полночь съемочный день подошел к концу. Пару часов на сон, и снова в бой, покой пусть будет сниться…

Внеконкурсный показ. Немое кино «Золотая лихорадка»

В этом году нововведений масса. И первое – рейтинговая система. Каждый конкурсант при помощи лототрона в первый же день обрел свой порядковый номер. Кроме него эту тайну знает только счетная комиссия под руководством математика Валерия САЛАХОВА, директора Сургутской высшей гимназии-лаборатории.

Второе нововведение – балльная система оценивания. Предметное жюри выставляет отметки в баллах, а счетная комиссия подводит итоги и после очередной кинопробы вывешивает на стенде результаты.

Валерий Михайлович ни на секунду не спускает руку с пульса. Финалистов каждого тура объявляет самостоятельно.

Разговаривать с комиссией неинтересно. На вопросы вроде: «Ну и кто у нас будет победителем?» – они отмалчиваются и загадочно улыбаются.

Историческая хроника «Вишневый сад»

Сюжет первый – пробный

– Внимание! Автобусы в школы отправляются от учебного центра в 7.30 утра. Просьба не опаздывать! – предупреждают групповоды подопечных.

Знакомство со школами всегда трепетный момент. Какое оно, новое место работы на один день? В трудовой книжке не появится соответствующая запись, зарплата тоже не претерпит изменений, и редко какой конкурсант, проезжая потом через Москву, решится вновь открыть заветную дверь, чтобы вспомнить осень 2004-го.

Пока учителя исследуют школы, в Московском полным ходом идет репетиция открытия, монтируются декорации. Евгений ТРАВИН дописывает сценарий, Елена СМОЛИНА, учитель музыки и директор 1923-й московской школы, сводит воедино музыкальное оформление. До начала торжественной церемонии остаются мгновения. И вот на импровизированной сцене уже не сценарист и звукорежиссер, а ведущие церемонии, лауреаты такого же кинофестиваля 2000 года.

Сюжет второй – официальный

Во дворе учебного центра красивые и нарядные учителя построены на торжественную линейку. Перед ними те, кто принимал участие в становлении конкурса, его учредители. В этом году к Министерству образования и науки РФ, «Учительской газете», Профсоюзу работников народного образования и науки РФ, Федерации Интернет Образования добавился еще один – Федеральное агентство по образованию.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», в приветственной речи заметил:

– Великолепный день подарила нам природа: солнечный, тихий, ласковый. Кажется, будто ветер шепчет: «Почему нельзя жить так мирно, как сегодня, на земле?» Я думаю, что именно от нас с вами, от учителей зависит, как мы будем жить. Какими будут наши дети – такой будет и наша страна. «Учитель года» по своей сути не конкурс, а движение людей, которым небезразлична школа.

Петр Григорьевич от имени «Учительской газеты» подарил каждому конкурсанту по три тысячи рублей.

Председатель большого жюри Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, добавляет в кинофестиваль интриги:

– Россия – великая держава уже потому, что у нее великие учителя. В конкурсе победим мы все, победит российское учительство.

Красивые слова, но положение не перепишешь. Победят все, а награды достанутся «пятнашке» полуфиналистов, «пятерке» победителей и учителю года России. Делайте ставки, господа!

Настоящий пеликан должен свить гнездо, воспитать птенца и посадить дерево. Игорь Карачевцев программу-минимум выполнил на две трети. В прошлом году стал директором школы. Лучшего гнездовья для пеликана и не сыскать. А 21 сентября в завершение торжественной линейки посадил липу на Аллее победителей.

Сюжет третий – неформальный

После непродолжительной торжественно-официальной части самое время отправиться на «Голубой огонек», где гостей приветствуют озорные соведущие – математик Роман ВОЛКОВ, директор 50-й школы Рязани, и биолог Сергей ЦИКЛОВ из Владимирской области.

Каверзные вопросы, остроумные шутки и, конечно, домашняя работа – представление федерального округа. Межрегиональный клуб «Учитель года» не первый год готовит открытие.

Самый популярный фильм о школе – «Доживем до понедельника». Это выяснил Центральный федеральный округ во время импровизированной игры в «Сто к одному».

– Видимо, подсознательно учителя думают, как дожить до понедельника на учительскую зарплату, – шутят ведущие.

Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина ДИМОВА вспомнила, что символ конкурса придумали сами учителя. Много лет назад «Учительская газета» спросила у своих читателей: «Каким должен быть главный приз конкурса?». И они ответили: «Пусть это будет хрустальный пеликан, как символ самопожертвования».

На вопрос Сергея Циклова «Какую роль вы бы хотели сыграть в конкурсе?» самая опытная участница, учительница начальных классов с 33-летним стажем Любовь БЕЛОГЛАЗОВА из Ивановской области не растерялась и ответила: «Чего греха таить, конечно, главную!»

Эпилог

Через многие годы, когда липовая аллея разрастется, про нее обязательно снимут исторический фильм, где расскажут про полет пеликанов. Пока же завистливые люди шутят: а конкурс-то липовый!

На часах опять далеко за полночь. Пора расходиться. Завтра рано вставать.

Документальное кино «Шел дождь и два студента»

Первое конкурсное испытание второго тура – «Презентация опыта работы» тесно переплетается с первым заочным туром «Самопрезентация». За два дня до начала конкурса в Московском поселилось предметное жюри. Не отрывая головы от методических материалов и видеоуроков, они оценивали опыт работы всех претендентов на победу. Баллы этого этапа ничего не значат в дальнейшем соревновании, они скорее сигнальные маяки для конкурсанта в океане педагогических находок.

Михаил НЯНКОВСКИЙ, победитель 1994 года, работает в жюри номинации «Литература и русский язык». Он наблюдает за конкурсом уже 10-й год:

– То, что конкурс должен развиваться, неоспоримо. Несмотря на все нововведения, радует то, что в центре все еще остается учитель-предметник и его урок. Впервые до начала конкурса у жюри есть возможность ознакомиться со всеми материалами. Но участникам не стоит забывать, что они не ученые, а учителя-практики, которым вовсе не обязательно создавать новую педагогическую теорию и научно ее обосновывать.

Зачем нужно презентовать свой опыт работы, если жюри уже просмотрело документы на заочном этапе? Спрашивают участники кинопроб. Чтобы понять, чьи мысли в голове у учителя: его или методиста.

Первая половина дня пролетела незаметно. В уютном кафе на втором этаже учебного центра за чашкой кофе собрался импровизированный «круглый стол» историков. Аналитический склад ума требует разминки. Заводит всех руководитель жюри в номинации «История-2» Андрей ИОФФЕ, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ПРО:

– Я против предметного принципа. При огромном выборе методик часто учителя попадают в ситуацию, когда они, с точки зрения судьи, работают по «неправильному» учебнику. Номинационный принцип дает возможность проявить участнику свои сильные стороны.

Его коллега Игорь Карачевцев уточняет:

– В сфере обучения еще можно выстроить проблемную номинацию, но не в сфере воспитания.

У Евгения Травина особый взгляд:

– Номинационный принцип провалился еще и потому, что классификация была построена по принципу – «Шел дождь и два студента». Соединялись разные по сути вещи. Названия номинаций подстраивались под спонсоров, под учредителей. Мне кажется, что должен превалировать предметный принцип. А кроме этого, учителю стоит давать два открытых урока в школе. Тогда он будет иметь возможность показать разные грани своей работы.

Представление опыта работы для учителя самая нелюбимая кинопроба. Только представишь, как стоишь перед жюри и, пытаясь справиться с волнением, рассказываешь про свои наработки, сразу мурашки по телу пробегают. Другое дело – хобби-клуб, внеконкурсное мероприятие. Здесь учитель чувствует себя свободно. Поет, танцует, рассказывает про путешествия.

Каждый день на конкурсе посвящен одному федеральному округу. Угощение коллег традиционными для региона напитками и деликатесами, выпуск стенгазеты, национальные песни и пляски. Каждый округ старается удивить по-своему. 22 сентября – день Дальневосточного региона. Перед ужином учителей приглашают на дегустацию сахалинской красной икры. Курирует работу конкурсантов клубист – Александр Глозман. Задача клуба – максимально занять свободное время конкурсанта, чтобы не оставалось времени на депрессию. Поначалу учителя от клубистов стонут, но вскоре привыкают и мужественно переносят накопившуюся усталость.

Комедия «С легким паром!»

Раннее утро 23 сентября. Пора в путь-дорогу! Пять московских школ Южного округа принимают в этом году учителей года России. Из года в год на кинофестивале именно этот день открытых уроков не обходится без увлекательных приключений.

Микроавтобус с Оксаной СОЗИНОВОЙ, которая должна давать урок первой , застрял в пробке, а потом и вовсе потерялся. Нет, в школу Созинова попала. За пять минут до звонка. На 10-й минуте урока Оксана Дмитриевна поняла, что не раздала текст, с которым собиралась работать весь урок.

Московскому учителю Владимиру ГОЛОВНЕРУ, заседающему в жюри «Химия и биология», тоже «повезло». Он долго искал 812-ю школу по адресу Мичуринский, 24, перезванивал коллегам, сверяя окрестности. В итоге оказалось, что в Москве два здания имеют одинаковый адрес. Нужная школа находится в Олимпийской деревне, а жилой дом непосредственно на Мичуринском проспекте.

Но больше всего смеялись в 1308-й школе, когда выяснилось, что «француженка» Елена КРИВОШЕЕВА из Брянска будет давать урок в классе, где учителем французского языка работает Максим КРИВОШЕЕВ. Представляете, каково было Максиму? Информационный стенд о гостях-учителях висел в школе с 1 сентября.

Фильм ужасов «39 стульев»

По положению о конкурсе в третий тур выходят только 30 учителей. Изменить это по силам только самим участникам.

– У меня два варианта развития событий, – объявил со сцены Валерий Салахов. – Я готов зачитать «тридцатку», но у меня приготовлен конверт и с 39 участниками. Разница между 30-м и 39-м номером в несколько десятых балла.

Конкурсанты выбрали конверт с большим количеством фамилий, каждый втайне надеялся, что он в «девятке».

Не прошедшие в третий тур учителя, естественно, расстроились. Ведь они проиграли. Но в этом году главный режиссер – оргкомитет конкурса – решил, что если тур называется «Учитель учителей», то и судить должны те, кто выбыл на предыдущем этапе. Ведь все, кто приехал на кинофестиваль, – профессионалы своего дела.

Для чистоты эксперимента председатель жюри – Эдуард НИКИТИН, ректор АПК и ПРО, – создал совет старейшин, в который от каждой предметной номинации был делегирован один представитель.

Очередное новшество конкурса – участники сами определяют тему мастер-классов. В этом им помогают игротехники из клуба: Евгений Травин, Артур Заруба и автор идеи Андрей Милехин. Технология очень проста. Первое – вспомнить максимально успешный мастер-класс. Второе – проанализировать его критериально (межпредметность, проблемность, применимость к своему предмету, глубина и философичность, практико-ориентированность). Третье – предложить необходимые критерии для оценивания темы. Четвертое – назвать тему. Пятое – оценить предложенные темы от 0 до 10 баллов, определить сумму баллов, выставить рейтинг. Шестое – подсчитать и объявить три-четыре первые темы. Седьмое – проголосовать.

Пока герои завтрашнего дня готовятся к мастер-классам, участников кинофестиваля ждет московский директор школы, известный академик Евгений ЯМБУРГ. Он приготовил открытый урок в кинологическом центре «Ордынцы» для детей-инвалидов. Собаки – верные помощники при лечении детей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Каждый раз, поднимая руку, чтобы погладить четвероногого друга, эти дети преодолевают сильную боль. Но они двигаются, а это главное.

Самый кассовый боевик «Люди в черном»

Почему-то черный – любимый цвет российского учительства. Может, потому, что символизирует строгость? Министр образования Андрей ФУРСЕНКО на церемонию вручения дипломов и памятных знаков – золотых пеликанов пришел в черном костюме.

– Одна из главных задач, которая стоит перед всем российским обществом, – научить людей зарабатывать деньги, – объяснил министр. – Денег в государстве на образование нет, потому что мы их не заработали. Мы понимаем, как их тратить, но не знаем, где добывать. Наша задача – научить новое поколение зарабатывать для себя и своей страны.

Заинтригованные словами министра учителя приняли его в свою «пеликанью стаю», вручив футболку с символикой конкурса, которую он тут же и надел под аплодисменты.

Понедельник начинается в субботу, 25 сентября. Вот когда победившие позавидовали проигравшим.

– Лучше за три дня отсмотреть 39 мастер-классов, чем 30 минут выступать на сцене, – шутит жюри третьего тура.

Интересная мистификация прослеживается в этом году на кинофестивале. Андрей ЛУКУТИН, историк из Москвы, работает в 666-й школе, а Евгений Славгородский дает мастер-класс тринадцатым.

«Детское жюри», как любовно окрестили старожилы конкурса жюри третьего тура, судит относительно честно. Все те же злые языки судачили о непрофессиональности и предвзятости. Но имена «пятнашки», которую объявили в конце третьего дня, в основном совпали с победителями, которых отметил совет старейшин.

Поздним вечером 27 сентября на сцене актового зала учебного центра объявлены 15 суперфиналистов конкурса «Учитель года России». У них впереди самый сложный четвертый тур – «Учитель-лидер». Последний тур включает в себя два конкурсных задания: «Публичная лекция» и «Педагогический ринг».

Пока «пятнашка» приходит в себя, Петр Положевец проводит с ними мастер-класс – редколлегию юбилейного номера газеты.

Психологический триллер «Пятнадцать негритят»

Утром они еще рассчитывали на победу. «Публичная лекция» – новое неизведанное конкурсное задание таит в себе опасность. Как выступать? О чем говорить? Для многих очередная бессонная ночь не прошла даром.

Перед Большим жюри нужно рассуждать о глобальных проблемах образования так, чтобы они поверили. А это сложно, ведь в его составе – профессионалы в области образования, представители общественности, победители прошлых лет и пятеро студентов первого курса МГИМО, победители телепередачи «Умники и умницы».

После обеда еще одно испытание – «Педагогический ринг», который ведет Эдуард Никитин. После выступления первой пятерки становится ясно, что ринг сравним с пресс-конференцией. Вопросы такие же жесткие и откровенные. Зачем вы решили участвовать в конкурсе? Как вы относитесь к сексуальному образованию в школе?

К концу дня стали видны явные лидеры. Но не будем забегать вперед. Пока счетная комиссия в последний раз подсчитывает баллы, на сцене учебного центра готовятся декорации к церемонии подведения итогов. Пять стульев с перекинутыми красными лентами. У победителей тура «Учитель-предметник» уже есть белые ленты. У тех, кто выиграл на этапе «Учитель учителей», добавились синие. «Пятерка» собрет все цвета российского флага.

Людмила ПРАВДИНА, физик из Саратова, Наталья КИРИЛЛЮК, математик из Владикавказа, историки – Александр РАХНО из Омской области и Андрей Лукутин, филолог Евгений Славгородский. Перед вами «пятерка» победителей кинофестиваля «Учитель года России-2004». Они прошли все кинопробы и честно завоевали свой приз – малый «Хрустальный пеликан» и денежные гранты в размере 200 000 рублей. Они лучше всех смотрелись на педагогическом ринге. Но среди них есть тот, кто станет учителем года, кто получит главный приз – большой «Хрустальный пеликан» и «Цифровую лабораторию учителя» на сумму 300 000 рублей. Тот, чье имя произнесут со сцены Концертного зала «Россия»…

Детектив «Дело «Пеликан»

Последний конкурсный день. 29 сентября. Среда. Типичный разговор накануне церемонии закрытия:

– Вы за кого болеете?

– За Славгородского.

– А победит кто?

– Мне кажется, Рахно или Лукутин. Такого молодого не пропустят.

Все попытки узнать что-либо у счетной комиссии традиционно бесполезны. За Женечку, так любя называют его между собой конкурсанты, болеет большинство, но никто до конца не верит, что Большое жюри конкурса изберет учителем года молодого гения из сельской школы с таким неприлично маленьким педагогическим стажем, три года.

На торжественной церемонии закрытия кинофестиваля ведущие Первого канала поручили объявить победителя Андрею Фурсенко и Виктору Садовничему. Пока ректор МГУ говорит приветственную речь, министр за его спиной вскрывает конверт. Зал затаил дыхание… Кое-кто пытается по мимике Фурсенко угадать имя победителя. Бесполезно! И, наконец, долгожданный миг:

– Хором? – предложил министр Садовничему.

– Хором! – согласился ректор.

– Победителем стал учитель русского языка и литературы…

Окончание фразы потонуло в шквале оваций. Зал аплодировал стоя.

Молодому победителю аплодируют стоя. Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте