search
main
0

Камера, мотор, начали!

Каждую секунду зрителю должно быть интересно, что дальше

Чем же так выделяется кино на фоне других творческих жанров? Условностью. Если во многих направлениях важны объективность и точность, то кино, как и театр, может себе позволить вообще не отражать реальность, а быть выразителем умозрительной авторской идеи. Это интересно детям? Безусловно. Интересно потому, что в роли актера можно примерить на себя любого персонажа. В это можно и нужно играть. Играть в сценариста, в режиссера, в оператора, в актера.

С чего же начать, если вы захотели организовать в школе киностудию? С педагога. Далеко не всегда школа готова взять специалиста с профильным образованием. Поэтому приходится совмещать или вообще учиться с нуля. Мне повезло. По первому образованию я учитель русского языка и литературы. По второму – режиссер игрового кино, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Мне довелось работать и с профессиональными актерами, и с детьми, которые первый раз пришли на площадку. Именно поэтому организовать и вести детскую киностудию «Открытый кадр» мне было легко. На сегодня в нашем багаже пять игровых короткометражных фильмов и более 25 дипломов с разных кинофестивалей.

Если у вас нет кинообразования, читайте хорошие книги. Их много. Я рекомендую несколько: работы известного российского сценариста Александра Молчанова, а также труды зарубежных специалистов, таких как Линда Сегер, Блейк Снайдер и Роберт Макки. Все книги есть в свободной продаже и переведены на русский язык.

 

Театр начинается с вешалки, а фильм со сценария

Легко ли детям написать хороший сценарий? Трудно. Даже старшеклассникам. Поэтому сценарии всех наших фильмов я писал самостоятельно, перерабатывая детские идеи. Это не шедевры мирового сценарного искусства, отнюдь. Но в них есть необходимые ингредиенты, о которых вы можете узнать из вышеуказанных книг.

Мне тоже пришлось учиться. Я посещал мастер-классы известного сценариста Николая Куликова («Шпион», «Легенда №17», «Горько», «Экипаж», «Движение вверх», «Толя-робот», «Я худею», «Огонь»). Мне импонировали краткость и точность изложения. На основе все тех же мировых бестселлеров Куликов вывел формулу, владение которой приведет сценариста к созданию работающего сценария – то есть истории, которая будет интересной и не завязнет в тине ненужных событий. Формула перед вами.

Сценарист должен ответить себе на вопросы:

1. Какой герой?

2. Чего он хочет?

3. Кто или что ему мешает?

4. Что будет, если герой не добьется своей цели?

Вот и все. Кажется просто. Но это обманчивая простота. Ответив на эти вопросы, сценарист сделает первый шаг.

На втором шаге нужно написать логлайн – очень краткое изложение драматической и логической сути сценария фильма, сериала, обычно объемом одно-два предложения. Например, с целью изучения окружающего мира ожившее мучное изделие в виде шара сбегает от родителей в лес, полный диких зверей.

Третий шаг – придумать трехактную структуру сценария. Четвертый – написать поэпизодный план. Пятый шаг – дописать в поэпизодный план диалоги. И сценарий готов. Там уже есть герой, его друзья, его враг или враги. Есть конфликт, его развитие, кульминационное событие и развязка – композиционные составляющие. Есть интересные диалоги. Можно репетировать без декораций и костюмов.

 

Объем

Одна страница сценария, записанного американской системой, занимает одну минуту экранного времени. Лучшая продолжительность фильма для детских кинофестивалей – от 10 до 15 минут. Соответственно, максимум на 15 страницах вы должны уместить всю историю. Если написали больше – сокращайте, многие фестивали устанавливают строгие правила по длительности принимаемых фильмов.

 

Актерское мастерство

Дети в вашей киностудии – это непрофессионалы. Очень мало ребят, талантливо играющих в полнометражных фильмах и сериалах. Поэтому не стоит ожидать от ваших учеников глубокой актерской игры, органичности в кадре, гибкости в изображении персонажа.

Очень часто дети играют одной краской, и ничем невозможно изменить их игру. Что делать? Прятать плохую игру за действием. Предоставьте актеру возможность не просто говорить в камеру текст, а что-то при этом совершать. Смотреть в книгу, строить замок из песка, взбивать крем, мыть посуду, поливать цветы и прочее. Люди вообще редко говорят, стоя по стойке «смирно».

Лучше всего детям играть своих сверстников. Это для них понятнее, ближе. Слова легче присваиваются, мотивы становятся более понятными. Хуже всего, с моей точки зрения, детям играть взрослых. Это выглядит смешно и неуклюже. Если только у вас не комедия. Здесь такой подход может стать необходимой условностью.

Конечно, с актерами надо заниматься. Можно скачать из Интернета кучу упражнений, развивать речь, ритм, осанку, чувство партнера, внимательность. Но без постоянных тренировок такие занятия не принесут видимого результата. А на студию у вас отводится один-два дня в неделю по два часа. Этого мало. Мое предложение – занимайтесь придумыванием и разбором конфликтных ситуаций. Это очень интересно детям. Напишите небольшую сценку с двумя, максимум тремя персонажами. Понятный и достоверный конфликт. И выводите детей на сцену. Кто-то играет, кто-то оценивает игру актеров. Каждому очень важна оценка. И каждый захочет себя попробовать в роли, поняв, что это несложно.

Обратите внимание на детские рассказы и повести. Из них можно вычленить отличные диалоги для тренировки. Давайте детям такие диалоги в качестве домашнего задания.

 

Техника и операторское мастерство

Каждый школьник со смартфоном уже умеет снимать себя, друзей, родителей. В каждом смартфоне есть функция видео­записи. Но далеко не у всех есть ручные настройки экспозиции и баланса белого. Да, этому придется научиться. Почитайте, что такое выдержка, диафрагма и ISO в фото и кинокамерах, что такое цветовая температура. Литературы и обучающих роликов предостаточно. Также есть недорогие программы для гаджетов, которые позволяют контролировать экспозицию и цветовой баланс.

Кстати, сейчас в мире много кинофестивалей мобильного кино. Хотите участвовать – снимайте на смартфон. Хотите более профессиональной съемки – переходите на камеры. Какие? Тут нет однозначного ответа. Кинокамеры одной линейки очень дороги и сложны в использовании. Есть и более бюджетные варианты, дающие простор в постобработке. К ним нужны дорогие объективы и обвес, то есть дополнительные устройства, облегчающие съемку.

Не камера делает интересное детское кино, а захватывающая история и убедительная актерская игра. Так что не спешите покупать дорогое оборудование. Получить Гран-при фестиваля можно за фильм, снятый на смартфон. Главная тайна кино, как пишет в своей книге Александр Молчанов, – каждую секунду зрителю должно быть интересно, что будет дальше.

Дмитрий ЯГОДА, учитель русского языка и литературы школы №17

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте