Свое лицо есть у каждого города, свое лицо есть у каждой школы. Каменск-Уральский – город промышленный, здесь несколько крупных предприятий трубного, металлургического профиля, литейный и радиозавод, и заказ на образование соответствующий, прежде всего технологической направленности. Из 30 общеобразовательных учреждений – 7 с углубленным изучением отдельных предметов, в основном естественно-научных и экономических. Два лицея и ни одной гимназии. Город, в котором сегодня живут больше 170 тысяч человек, протянулся на 30 километров, и если в центре сосредоточены школы для большого количества учащихся, то по краям «каменского пояса» – совсем маленькие, с наполняемостью от 50 до 100 человек. Школы разные, а задачи, да и проблемы, общие. Об этом наш разговор с начальником Управления образования муниципального образования город Каменск-Уральский Ириной МАЛАШЕНКО.
– Так повелось у нас, что каждое образовательное учреждение вносит в развитие системы образования свою лепту. В крупных школах присутствует нацеленность на многопрофильность, там широкий спектр образовательных услуг. В небольших школах есть возможность углубиться в выбранные направления и индивидуально работать с учащимися. 12 из 30 школ – городские экспериментальные площадки.Школа №38 пошла по пути организации кадетского движения, в прошлом году проводила кадетский бал (впервые в городе), он запомнился многим. Учатся здесь не только мальчики, но и девочки, так как поддерживается пожарно-технический профиль. Лицей №10 известен фундаментальным физико-математическим образованием, в том числе за пределами Урала, входит в состав федеральной инновационной программы по непрерывному образованию, имеет налаженные связи с МГУ, МФТИ и, конечно, Уральским федеральным университетом. Лицей №9 давно и эффективно сотрудничает с Уральской медицинской академией, и вообще он вырос из отделения медицинского колледжа, так что нынешняя его ориентация понятна. В общеобразовательной школе №21 пошли по пути развития информационно-коммуникативных технологий, осуществляют дистанционное обучение детей, которые не посещают школу по разным причинам. А вот образовательное учреждение №22 известно в городе тем, что дает самые высокие показатели по ЕГЭ. Из шести выпускников 2012 года, получивших сто баллов на экзаменах, пятеро учились именно здесь…- Ирина Васильевна, какую первейшую ассоциацию вызывает у вас слово «проблема»?- К сожалению, ту же, что и лет десять назад, – материально-техническое состояние школьных зданий. Как начальник управления, я, естественно, решаю самые разные задачи, но как остро стоял, так и стоит вопрос содержания имеющегося комплекса помещений. Большинство построек достаточно пожилые, есть здания, родившиеся в 50-х и даже в 30-х годах прошлого столетия. Новые можно пересчитать по пальцам. В большинстве долгие годы не проводился даже текущий косметический ремонт, не говоря уже о капитальном, и сейчас создалась ситуация, что сразу нескольким школам требуется серьезное обновление. На ремонтные работы из городского бюджета в прошлом году было выделено 35 миллионов рублей, суммарно с помощью предприятий – 62 миллиона. Но это на сто помещений, включая детские сады, так что опять не принципиальное решение вопроса, а латание дыр. Кое-что все-таки удалось сделать. Одна из школ, построенных по так называемому ташкентскому проекту, совершенно не учитывающему уральские суровые погодные условия, закрывалась на месяц, в ней была заменена система отопления, на что ушло 4,5 миллиона рублей. А подобных школ у нас семь. Федерация помогла, выделила 5 миллионов рублей на капитальный ремонт лицея №10. В рамках комплексных мер по модернизации системы общего образования мы смогли закупить оборудование в пищеблоки, компьютеры. Но сложилась парадоксальная ситуация: техника новая, а стены старые. – Вы описываете ситуацию, а я думаю: неужели всегда нашему образованию будет катастрофически не хватать средств на самое необходимое – на содержание помещений, в которых дети проводят значимую и немалую по времени часть жизни? – Возможно, да, если не подключатся иные каналы поддержки образования помимо государственного. Нужно развивать благотворительность. Должна возрастать гражданская ответственность предприятий. Необходимо увеличение доли внебюджетных поступлений в образовательный бюджет.Предприятия нам помогают. Синарский трубный завод выделил по 1 миллиону рублей пяти образовательным учреждениям на ремонт крыши и санузлов. Иногда поддержка поступает от среднего и малого бизнеса. Вот пример: понадобились специальные кровати в интернат для детей с задержкой психического развития. Приехал предприниматель и привез 20 штук, мы поблагодарили. – Подключаете ли родителей к финансированию ремонтных работ в школах?- К этому вопросу нужно подходить очень осторожно. Во-первых, у разных семей разные жизненные обстоятельства и уровень дохода. Во-вторых, заставлять платить родителей мы не можем, это дело сугубо добровольное. Не так давно в лицее №10 понадобилось обновить кабинеты, покрасить полы, стены, а денег нет. Решено было собрать с родителей учащихся по 1 тысяче рублей. Казалось бы, немного, ведь речь идет об одном взносе за год, тем не менее некоторые отнеслись к такой «финансовой инициативе» администрации критически. – Сегодня Министерство образования активно продвигает идею перехода ряда школ к форме автономных образовательных учреждений. В городе есть такой опыт?- Пока нет, неизвестный результат вызывает опасения. Но несколько школ планируют попробовать, готовится документация. Здесь нужна серьезная юридическая поддержка, а в штате управления лишь один юрист на сто учреждений! Автономия потребует изменений с позиций менеджмента образования. У директора должна поменяться психология. У нас есть образовательные учреждения, которые зарабатывают достаточно давно на платных образовательных услугах. После двух часов, во вторую смену, учащиеся лицея №9 по желанию занимаются вторым иностранным языком, дополнительно математикой, литературой. Тем не менее и там материально-технических проблем хватает…- Вы упомянули дошкольные учреждения. Недавно открылся новый детский сад с замечательным названием «Сказочный замок». Какова же не сказочная, а реальная ситуация в городе, сохраняется ли в Каменске-Уральском очередь или удалось достичь идеала, когда каждый дошкольник посещает либо сад, либо образовательные курсы?- Очередь существует, конечно, но детей 6-7 лет в ней практически нет, в основном трех- и четырехлетки. В Свердловской области вопросу уделяется большое внимание. Обозначено несколько направлений создания дополнительных мест. Первое – возврат тех зданий, которые в годы уменьшения рождаемости были переданы другим ведомствам. За последнее время возвращено восемь зданий, остался лишь один объект, он будет переделываться снова под детский сад. Но другие возрождению не подлежат, они уже несколько раз перестраивались и очередную реконструкцию просто не выдержат. Когда-то пустующие группы переоборудовались в спортивные залы, теперь нужно вернуть ситуацию. И учитывать реальную площадь групповых комнат, кое-где можно увеличить наполняемость групп. А также увеличить списочный состав. По федеральным требованиям списочный состав в ясельных группах – 15 человек, фактически же детей бывает меньше, кто-то болеет, кто-то уезжает или дома с родителями. На будущий год за счет данных мер мы сможем выдать не 2,5 тысячи путевок, как прежде, а более 3 тысяч. Но и тогда очередь сохранится. В Свердловской области распространены семейные детские сады, но в Каменске-Уральском такого нет. Но есть другой опыт. Частные предприниматели берут в концессию здания, реставрируют их, поддерживают в хорошем состоянии и открывают группы для дошкольников. Используем все способы, которые дают возможность создать новые детсадовские места. Недавно торжественно перерезали ленточку, открывая «Сказочный замок» для 125 ребятишек, почти идеальный детский сад. Он был построен из двух источников финансирования – муниципального и при поддержке производственного объединения «Октябрь». – В образовательном стандарте сейчас отдельно значится внеурочная деятельность. Как решается вопрос ее финансирования?- На усмотрение руководителя, который при этом оказывается нормативно незащищенным, так как механизм финансирования данного вида образовательных услуг не обозначен. Либо из фонда экономии заработной платы, либо из стимулирующего фонда, хотя последний должен направляться не на оплату дополнительной работы, а на поощрение лучших. Формы организации внеурочной деятельности используем разные: выходим на систему дополнительного образования, в учреждения культуры, спорта. Пробуем тематически объединять несколько школ. Например, школа №4 берет на себя исследовательскую деятельность, краеведческое направление – за школой №16. Опять же у каждого образовательного учреждения города свое лицо, своя наиболее сильная сторона. – Существует ли дефицит педагогических кадров в Каменске-Уральском?- Лет через пять у нас не останется учителей физики и химии. Предметников в школах мало, в основном по одному преподавателю, и если он уходит, место пустует. Я сразу могу назвать шесть школ, в которых преподаватели физики и химии преклонных лет, а смена не готова. Что делается? В двух крупных школах, №19 и №34, созданы центры кадрового потенциала, установлены тесные связи с Уральским педагогическим университетом. – Ирина Васильевна, но сейчас многие говорят о повышении престижа учительского труда.- На мой взгляд, решение проблемы педкадров состоит из двух позиций: зарплата и жилье. Если с зарплатой в последнее время произошли значительные подвижки, она держится на приличном уровне, то с жильем ситуация сложная. Приезжает к нам молодой специалист, а поселиться ему некуда. Раньше у управления было свое общежитие, но оно отошло к муниципалитету, мест на всех нуждающихся учителей теперь не хватает. Администрация Каменска-Уральского продумывает различные варианты, как привлечь в город начинающих педагогов. Сейчас на уровне области прорабатывается вопрос с ипотечным кредитованием для бюджетников на более выгодных условиях, чем общие. Четверо наших молодых специалистов уже заявили о желании вступить в проект. Кроме того, поднят вопрос о строительстве жилья для сотрудников бюджетной сферы, где цена квадратного метра будет ниже, чем обычная, и удобная схема выплат. Вообще с городской администрацией управление образования работает очень плотно. Свердловская область
Комментарии