…Вот уже несколько лет Черный камень хранится за стеклом во внутреннем дворике казацкого музея на знаменитом острове Хортица. После того как любители экзотических сувениров стали откалывать от него кусочки, доступ к камню ограничили. А когда-то он просто лежал на берегу среди других валунов. Глыба почти не отличалась от подобных ей немых свидетелей древних геологических эпох. Разве что цветом. В нем-то все и дело.
Камень был черным. Или почти таковым. Белой (а точнее, черной) вороной выглядела глыба среди серых гранитов. Кто первый обратил внимание на странный камень – неизвестно. Однако определенный интерес у ученого люда он вызвал. На глазок прикинули – вес где-то около пяти тонн. Потом определили породу. Оказалось – габроид. Порода, в общем-то, не редкая, однако в районе порогов ничего подобного нет. Как попал валун на Хортицу? Мог последний ледник принести, мог (это, правда, менее вероятно) оказаться осколком метеорита. А что, если кто-то специально доставил глыбу на остров? Например, по воде на плоту или большой лодке. Хоть и робко, но прозвучала и такая версия.Страсти вокруг Черного камня понемногу стихли. Так бы он и лежал себе на берегу, постепенно врастая в землю, если бы однажды на стороне, обращенной к реке, не проявилась узорчатая вязь, линии которой явно были выдолблены или выцарапаны каким-то твердым предметом. Унюхивая сенсацию, ученый люд стал выдвигать гипотезы. Первое, что пришло в голову, – это древняя каменная карта острова. Канавки указывают на расположение посекших островные берега балок. И опять же вопрос: кто? Ответ, конечно же, не был найден. Отметились возле камня и столичные ученые мужи. Один из них даже сделал доклад на международной конференции. Ученый увидел в камне фигуру рыбы. Борозды же и выпуклости – это не что иное, как рот, жаберная крышка, глаз, чешуя. Был даже найден древний аналог изображения на Черном камне. Где бы вы думали? В протошумерской письменности! Там похожий рисунок обозначает царя всех рыб – рыбу «Сухур» (ее отождествляли с коропом). В связи с этим возможно, что рисунок на теле хортицкой каменной рыбы является одним из первейших образцов письменности человека. Согласно этой версии камень на Хортицу доставили носители протошумерской культуры, которые после природных катаклизмов ушли из Северного Причерноморья в Малую Азию – междуречье рек Тигра и Евфрата. Если это действительно так, то Украину можно считать прародиной всей человеческой цивилизации. По всей поверхности рыбы виднеются небольшие углубления, возможно, это следы от ударов острогами и копьями, нанесенных во время обрядов, предшествующих охоте или, наоборот, венчающих удачное промысловое предприятие. Доклад претендовал на сенсацию, которую не преминули использовать даже политики. За пазуху хортицкий валун не засунешь, однако при случае изящной гипотезой, сотворенной краеведами, можно сразить противника…Природа творит каменный лик планеты. В этом процессе участвуют и люди. Время разбрасывать камни и время их собирать. Природа разбрасывает камни, человек их собирает. Скажем, камни, принесенные ледниками. Или извергнутые из недр Земли. Или, наоборот, упавшие с неба. А то и просто причудливо обработанные ветрами и водами. Практически в любой точке планеты можно встретить каменные дива. Болгарские друзья первым делом повезли меня не к морю, а к знаменитым «вбитым» камням. Так тут называют фантастический каменный лес из пустотелых каменных колонн, что высятся на песчаных холмах в восемнадцати километрах от Варны. Геологи всего мира приезжают сюда, чтобы потренироваться в разгадке тайны этого феномена. Существует и немало красивых легенд о происхождении каменных колонн. Некоторые даже считают их мегалитами. Говорят, что тут в древности существовал некий храм под открытым небом. Семья, Трон, Солдат, Монах, Дьявол – многие «фигурные» камни имеют названия. Их дали столпам местные жители. Пускаться в путешествие по загадочному лесу желательно босиком. В крайнем случае нужно снять обувь непосредственно перед «общением», скажем, с Дьяволом или Монахом. Нагретые солнцем камни излучают необыкновенное благодатное тепло. Считается, что если обхватить колонну руками, прижавшись к ней щекой, то древний камень примет в себя всю отрицательную энергию и одарит новой, бодрящей и возвышающей…Камни – это некие сакральные вехи на путях народов. Человек не только собирает «разбросанные» стихиями камни для бытовых нужд, но и обожествляет, относится как к святыням, наделяет душой. Путешествуя по восточной Анатолии, на полях, по обочинам дорог и берегам рек, у родников, на вершинах холмов я еще издали замечал пирамидки и башенки, сложенные из камней. Это могли быть довольно внушительные сооружения, похожие на наших снежных баб, чаще же всего встречались небольшие, метровой высоты столбики. На вопрос о предназначении этих фигур курды, как правило, отвечали: «Таш». То есть – просто камень. Издревле у курдов существовал культ гор, скал, пещер. У каждого племени, у каждого рода были свои святые места – «зиараты». В них обычно и устанавливались так называемые почитаемые камни. Молясь, обычно говорили: «Да поможет тебе милостивый камень».В Японии часто встречаются «досоджины» – древние валуны с высеченными изображениями божеств. Согласно японским легендам эти камни на перекрестках дорог защищают путников от невзгод и злых духов. Среди лопарей Лапландии распространен был культ «сейдов» (по-саамски – «священный камень», у лопарей – «божество») – природных валунов, характерных небольших скал, рукотворных каменных туров, которые устанавливались на пологих скалистых склонах, с которых хорошо были видны море и места промыслов.Дива и химеры далеко, за хребтами, морями-океанами. Не всем они доступны. Однако нужда в чудесах, как потребность в куске хлеба или глотке воды. Они нужны везде и всем. Что ж, мир не без добрых людей, волшебников и чудес. Важно в них верить. А может, и самому стать их творцом. В природе для этого достаточно самого разнообразного материала. И камень здесь, пожалуй, на первом месте. Из искры, высеченной из любого валуна, легко возгорается дивное пламя легенды. Полесье, по которому пролег мой очередной маршрут, – край сказок и преданий. Километрах в десяти к югу от Любешева прочитал на придорожном щите: «Место отдыха «Возле камня». Посреди лесной поляны лежали два больших гладких валуна. Вокруг одного были врыты скамейки.На Житомирщине возле села Словечно на холмике возле шоссе мне попался на глаза врытый каменный столб. На одной из его граней была даже выбита какая-то надпись. Проезжающие на возу селяне объяснили, что столб этот привезли из леса и установили у дороги в честь учителя, который сделал доброе дело – посадил возле села березовую рощу. На одном хуторе старик-охотник поведал мне про камни-«следовики» с изображением медвежьей лапы. Якобы такими оберегами еще древляне отваживали от своих лесных поселений опасного зверя. Следы на камнях могли принадлежать и людям.Чистый, зеленый, принаряженный в современные одежки подмосковный райцентр Шатура возник лишь в 1919 году. Первоначально же Шатуром называлась небольшая речушка и сельцо Шатур, а от них местность Шатур, Шатурская волость. В километре южнее села местные следопыты обнаружили вросший в землю огромный камень. Я побывал возле находки. Удивили размеры валуна и то, как он был «умело» (будто бы с определенной целью) обтесан с разных сторон. С определенной долей вероятности, утверждают шатурские краеведы, можно предположить, что в древности на месте сельца Шатур рядом с камнем было главное святилище змеиного бога Ура.С подобным отношением к приметным, чем-то выделяющимся каменным останкам я встречался почти везде. Камни – это своеобразные алтари, жилища богов, духов и предков. У многих народов валуны, гранитные обломки, каменные плиты служат надгробными памятниками. Их цель – «прикрепить» душу покойника к определенному месту, устроить для нее хоть и временное, но надежное пристанище.Когда я отправляюсь в очередное путешествие, друзья обычно просят в качестве сувенира привезти какой-нибудь камешек. Даже в маленьком осколке или галечном кругляше содержится некая энергетика местности, частица которой может переходить к обладателю каменного амулета. Он одновременно и оберег, защита от всего недоброго, ударов судьбы. «За ним, как за каменной стеной», – говорят о человеке, на которого можно положиться в трудную минуту.Имеет значение все: крепость, форма, извилины трещин, различные отпечатки, цвет камней. Особо ценились, например, камни с отверстиями. Через них протаскивали детей, чтоб те росли здоровыми. Отверстия эти называли «вратами избавления». Особая сила у «цветных» камней. В славянской поэзии часто встречается белый «алатырь-камень». «Бел латырь-камень – всем камням мати», – утверждали знающие люди. В не меньшем почете у некоторых народов были и черные камни. В Иордании возле Алькарака, неподалеку от Мертвого моря, в пустыне есть несколько характерных провалов. Бедуины, у которых я провел ночь в шатре, специально повели к одному из них и показали на поляну, покрытую черными бугорками. Они оказались выступающими из земли камнями. Пытаясь объяснить происхождение валунов, бедуины стали наперебой кричать и показывать на небо. Что ж, часто оно одаривает людей каменными сувенирами. В некоторых регионах, кстати, метеориты назывались «гром-камнями», так как за ними якобы гналась молния. Поэтому они способствуют дождю.В Мекке – в одной из стен вмонтирован знаменитый Черный камень яйцевидной формы. Согласно мусульманскому преданию Аллах подарил его Адаму, и первоначально он был белым яхонтом, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Одним из ритуалов хаджа в Мекку является целование Черного камня. Что-то подобное мне рассказывали и о хортицком каменном диве. Устами к нему не прикладывались, однако прижаться советовали. При мне кассир музея уговаривала подругу так поступить, чтобы та избавилась от какой-то женской болезни. Один из бывших директоров заповедника, ныне весьма активный пенсионер, ретиво и удивительно легко, словно орешки, щелкающий хортицкие тайны, с помощью маятника из нейтрального металла и с камнем александритом на нитке длиною полтора метра (как он подсчитал, одна миллиардная расстояния от солнца!) измерил биополе камня – оно оказалось выше, чем у окружающих валунов….Бывает и наоборот. Человек разбрасывает камни, а природа их бережно собирает. А потом хранит. Долгие века и тысячелетия сберегает этих немых стражей времени и его деяний. Немых ли?
Комментарии