search
main
0

Камень преткновения. Неожиданно им стало нормативное финансирование

Наша школа обычная, общеобразовательная. В ней почти 900 учеников. В отличие от других школ мы не стремились стать гимназией или лицеем, а создали структурное подразделение «Центр дополнительного образования», чтобы дети могли во второй половине дня заниматься в секциях, клубах и различных кружках. При этом встал закономерный вопрос: как организовать школьное питание? До этого, как и прочие школы, мы пользовались услугами фирм, выигравших тендер. Здесь работали чужие люди, спешащие сделать положенное, закрыть столовую и уйти домой. Мы же нуждались в таких работниках, которые прежде всего умели бы качественно готовить, могли бы обеспечить нам завтрак, обед и обязательно полдник, ведь именно после полдника дети идут на дополнительные занятия.

Мы обратились в администрацию Фрунзенского района и при поддержке районного отдела образования получили документ, который разрешал в порядке эксперимента взять работников столовой в штат школы. Что в этой ситуации мы сделали в первую очередь? Посмотрели, кто из родителей школьников причастен к общепиту. Выделили несколько человек, и среди них оказалась Татьяна Валерьевна Тихомирова, давно работающая в ресторанном бизнесе. Не скрою, мне очень долго пришлось ее уговаривать: одно дело заведовать ресторанами и другое дело – организовывать школьное питание. Татьяна Валерьевна согласилась помочь, и с января 1999 года мы набрали свой штат работников столовой. Нам дали несколько ставок на 900 детей: двух поваров, грузчика, кладовщика, посудомойщицу, заведующую производством, бухгалтера. Последняя ставка очень важна: бухгалтер-калькулятор отчитывается по столовой, калькулирует питание. Все это было согласовано с СЭС, представлено примерное меню, которое мы собирались реализовывать, и новая жизнь новой столовой началась. Сегодня в ней готовят так, как дома. Существенную поддержку оказало и городское Законодательное собрание – по его решению с 1 января 2007 года ученики начальной школы получают бесплатный завтрак. А это 330 детей.

Теперь в нашей школе нет ни одного человека, который не воспользовался бы услугой буфета или столовой. Представлен большой ассортимент салатов как для взрослых, так и для детей, напитков. Право выбора есть у каждого. Можно взять в буфете легкий завтрак, а можно основательно позавтракать в столовой, пообедать обычно и по улучшенному варианту, правда, это будет стоить немного дороже. Родители предполагают улучшить качество питания: они готовы платить в день не 33 рубля за завтрак и обед, а 50.

С переходом на нормативно-подушевое финансирование возникает одна проблема. Предварительные расчеты показывают, что если на 900 детей мы имеем девять ставок работников столовой, то при нормативном финансировании будем довольствоваться пятью ставками, потому что ставки рассчитываются с учетом только тех детей, которые обеспечены бесплатным питанием.

Таким образом, получается, что штат столовой нам дают на детей-бюджетников, а на учеников, кушающих на платной основе, надо организовывать питание самостоятельно. Но столовая, кухня, котлы, повара у нас одни. И я, по сути, должна держать штат на бюджетников и нанимать частного предпринимателя, который будет готовить на этих же плитах и в этих же кастрюлях на остальных детей.

У заведующей производством школьной столовой Татьяны Тихомировой на этот счет свое мнение.

Если передать школьное питание в частные руки, возникнет много сложностей, считает она. При аренде нужно будет заплатить налоги, оплатить договора с монополистами, коммунальные услуги, вывоз мусора, выплатить зарплату работникам столовой, а это значит, что обычный пирожок будет стоить сорок рублей, тогда как сейчас он стоит восемь. У бизнеса нет другого выхода: он заинтересован в получении прибыли. Чтобы ее извлечь, нужно будет либо взвинтить цены, либо снизить качество. Поэтому появление в школе частного предпринимательства бесперспективно. И потом, если я беру в аренду, допустим, буфет в школьной столовой, то получается, что существуют два предприятия в одном. Значит, должны быть две кладовые, две кухни. Это создаст дополнительные проблемы. Поэтому выход только в бюджетном содержании школьных столовых.

Наталья КОВАЛЕВА, директор школы №603, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте