При всей общности задач, целей, стоящих перед школой по воспитанию свободной личности, активного, ответственного гражданина страны, при использовании примерно одних и тех же пособий и методик, тем не менее отрадно отметить, что в каждом регионе есть свои особенности, свои подходы к их осуществлению. Калуга здесь не исключение. И это замечательно. Здесь сложился свой собственный взгляд, как лучше решать эту проблему. Здесь за последнее десятилетие появилась когорта замечательных мастеров-педагогов, работающих по своим авторским методикам, руководители школ, способствующие созданию условий для гражданского образования и воспитания нынешних школьников. Калужане одними из первых в России поняли необходимость основательной подготовки и переподготовки учителей, которые ведут граждановедческие и правоведческие дисциплины. Именно этой проблеме была посвящена Межрегиональная научно-практическая конференция “Повышение квалификации преподавателей в сфере гражданско-правового образования”. О важности этой проблемы говорит тот факт, что в работе форума участвовали: директор Департамента образования и науки Геннадий Ловецкий, начальник информационно-аналитического отдела департамента Петр Симоненко, представитель губернатора Калужской области по правам ребенка Ирина Струкова. Вела конференцию директор института усовершенствования учителей Нелли Вощенкова.
Одна из целей конференции – критически осмыслить накопленный опыт, о котором, впрочем, Петр Симоненко отозвался весьма скромно, сказав, что “Калужская область находится во втором эшелоне по развитию гражданского образования”. И, возможно, такого рода оценка заставляет калужан постоянно искать новое и успешно двигаться дальше. Другая цель совещания – посмотреть достижения других – потому-то и пригласили граждановедов-новаторов из Брянской, Псковской областей, Санкт-Петербурга и даже из Голландии, с которыми в последнее время налажено плодотворное сотрудничество.
Калужане уверены, что задачи гражданского образования не может решить учитель только одного предмета, необходимо участие всех без исключения педагогов, а, кроме того, они считают, что без благоприятного климата невозможно воспитать человека, готового и умеющего жить в свободном демократическом обществе.
На совместное исследование проблемы настроил собравшихся доклад кандидата педагогических наук, руководителя Центра гражданского образования Татьяны Болотиной. Она говорила о новом качестве образования, вызванного переходом к информационному обществу, которое становится более открытым.
– Сегодня одна из задач – воспитать личную ответственность молодых людей за собственное благополучие и благополучие общества. Они должны уметь отстаивать свои права, вести диалог с теми, кто придерживается иного мнения, терпимо относиться к иным взглядам, находить компромиссы. Гражданин, живущий в демократическом обществе, должен владеть определенными знаниями, критическим мышлением, желанием участвовать в политической жизни. Важной стороной в гражданском воспитании стала социализация школьника. Ребятам необходимо уметь давать нравственную оценку всех сторон жизни общества, уважать законы.
Однако нередко демократические ценности детям преподносятся в авторитарной форме. У нас еще не так много педагогов, способных к открытому диалогу, терпимости, имеющих демократические убеждения, обладающих высокой коммуникативной культурой. Вот почему так важна переподготовка учителей. И, кроме того, еще в школе должны быть созданы условия для совершенствования демократического поведения, потому что перечисленные выше качества еще не стали жизненной позицией наших учителей.
Будущим гражданам потребуются знания тех отраслей, которые обеспечивают им социальную адаптацию. Это прежде всего экономика, основы права, гражданское образование, менеджмент, социология. Вторая цель – обеспечение базовой подготовки учащихся по основным направлениям с использованием информационных, коммуникативных технологий. Конечная цель – формирование социально активной творческой личности.
Сегодня появилось новое понятие – педагогические компетентности. В мировой образовательной практике они занимают центральное место. Ключевые компетентности – умение, знания, навыки. Гражданин, живущий в демократическом обществе, должен обладать знаниями о правах человека, о политике, о государстве, о выборах, а также владеть определенными умениями, ценностями. Уважать права другого человека, быть толерантным.
Пока в нашем обществе отсутствуют демократические традиции, готовить детей к жизни – означает выработку у них навыков, с помощью которых каждый сможет защитить свои личные права и свободы.
Особое значение приобретает в наши дни переподготовка учителя, которая должна быть тщательно продумана. Имеются в виду не только философия, содержание и методы гражданского образования, но и формирование профессиональных умений, создание социальных условий. К числу таких условий относится гражданская позиция педагога, система его ценностей: демократический стиль работы, стремление к компромиссу, умение слышать ребенка и поддерживать его мнение, коммуникативная культура учителя. Он прежде всего сам должен быть настоящим гражданином. И потому повышению квалификации и переподготовке учителя, занимающегося гражданским образованием, нужно уделять огромное внимание. Что представляет собой переподготовка преподавателей в области гражданского образования? Здесь прежде всего дается содержание компетенций: что такое право, что такое политика, что такое демократия.
Да, гражданское образование не может быть осуществлено только через один предмет. Для этого требуются демократический климат в школе, культура общения между учителем и учеником, учеником и учеником. Ведь на уроке по граждановедению могут говорить одно, а в школе обстановка остается авторитарной. Поэтому создание условий демократического образования, и в первую очередь климата, – это один из важнейших разделов курсов повышения квалификации учителей. Создание демократического уклада в школе позволяет педагогу, работающему в области гражданского образования, добиться больше успехов, что в конечном итоге сделает школу более демократичной. Главным источником гражданского сознания и поведения является опыт, которой подросток получает в период учебы.
В настоящее время разработаны и применяются различные программы, пособия для учителей и учеников, однако все они основаны на передаче детям только информации. В лучшем случае разбор или моделирование воображаемой ситуации. Такой подход не дает опыта поведения в реальной правовой ситуации в жизни. В школе надо создавать условия для совершенствования правового поведения, а это может быть только при наличии правового пространства. Сложность решения этой задачи заключается в том, что школьные педагоги не имеют опыта поведения в демократическом обществе.
Своим опытом обучения гражданским ценностям поделились гости из других областей. Директор 34-й брянской школы Николай Коваленко рассказал о методике гражданского форума, которая успешно применяется несколько лет во многих школах России, а также о победном шествии по Брянщине курса “Мой выбор”, который помогает воспитать высокую ответственность.
Координатор проекта “Живое право”, заместитель директора школы N 147 Санкт-Петербурга Татьяна Ефремова провела с участниками конференции мастер-класс. Виртуозно владея любой аудиторией, Татьяна Ивановна дала урок по курсу “Живое право” взрослым, которые с таким же азартом и интересом участвовали в игре, с каким обычно участвуют подростки. Как и детям, им пришлось отвечать и на такой вопрос: справедлив ли закон? Теория, изучаемая по “Живому праву”, подкрепляется внеклассными проектами “Я – гражданин”. При этом гостья с берегов Невы подчеркнула, что уроки по этой программе могут вести только те учителя, которые сумели отказаться от авторитарного стиля общения.
Директор центра гражданско-правового образования г. Пскова, кандидат философских наук Михаил Жихаревич заметил, что Калуга стала одним из центров гражданского образования, источником хороших идей, которые местные педагоги с успехом воплощают. Он поделился теми разработками, которые есть у граждановедов его региона.
Об огромной важности подготовки учителей (педагогической, психологической, мировоззренческой) говорила доцент Брянского института подготовки работников образования Лариса Лупоядова и о том, что в их области уже сложилась система подготовки и переподготовки учителей граждановедения.
Учитель истории и обществоведения из Калуги Александр Аникеев рассказал о подготовке пособия “Повышение квалификации педагогов в сфере гражданско-правового образования”, над совершенствованием которого работали собравшиеся по группам. Заведующая отделом областного центра воспитательной работы Ольга Борисова остановилась на нескольких аспектах этого проекта, уделив особое внимание созданию благоприятного для гражданского воспитания школьного климата, чему посвящен целый раздел этого пособия.
Весьма важным и поучительным было общение с учеными-педагогами из Нидерландов. В маленькой Голландии, как и в ХVIII веке во времена Петра Великого, есть чему поучиться и нам, особенно гражданскому воспитанию и образованию. Немало можно позаимствовать и преломить на основе наших национальных традиций в этой северной стране с ее многовековым опытом демократии и верховенством законов, известной больше нам своей великолепной школой мастеров живописи.
О том, что происходит в обычной образовательной школе, ее проблемах, проблемах подготовки учителей вообще подробно рассказали гости из Нидерландов. Их выступления, их практические занятия по праву можно назвать голландской мастерской. Гости из Нидерландов представили на обсуждение собравшимся опыт своей страны, свои методики воспитания личности, воспитания активного, деятельного гражданина.
Магистр гражданского образования Хенк Анконе отметил, что во взглядах и подходах к образованию в наших странах много общего и что традиционная методика сегодня уже не столь эффективна. Он считает, что необходимо сегодня искать альтернативные варианты.
“Многие привыкли считать, что ученики словно незаполненные сосуды ждут, когда их наполнят знаниями. Но это означает одинаковый подход ко всему классу, однако в нем собраны самые разные по способностям и подготовленности дети. И здесь средний ученик не может быть ориентиром для учителя, иначе сильным станет скучно, а слабые ничего не усвоят. Основная роль учителя – создать условия для обучения, когда дети сами конструируют свои знания. А для этого педагог должен создавать учебную ситуацию, условия, которые способствуют интеллектуальному, социальному и личному развитию детей.
Думающие учителя создают эти условия для каждого ребенка, используя разные учебные стратегии, развивая у детей критическое мышление, которое позволит решать различные проблемы и совершать осознанные поступки.
В последние десять лет на Западе утвердилось мнение, что учитель прежде всего должен быть хорошим педагогом, а хорошее знание предмета считалось менее важным. Мне думается, что и то и другое одинаково важно и значимо. Если отдается предпочтение чему-то одному, это плохо. Учитель должен быть мыслящим практиком, который постоянно ищет возможности для профессионального роста.
В обучении и воспитании очень важен такой аспект, как сотрудничество и коллективная помощь. Учитель объединяется с родителями для поддержания благополучного обучения, с другими партнерами. Например, школа и институт усовершенствования учителей, где они совместно исследуют новые методы.
Каковы новые методы? Как они используются при переподготовке учителей. Нельзя учителям, пришедшим на курсы, в течение часа читать лекцию. Школьные преподаватели должны сами участвовать в практических заданиях, самостоятельно разрабатывать задания, ситуации для занятий. Они могут делать это группами, обсуждая предложения друг друга и тем самым улучшая метод. Есть еще один способ: помощь коллег. Учитель приглашает его на урок, тот высказывает свое мнение, а потом зовет к себе. Таким образом, учителя становятся мыслящими практиками. Большая часть переподготовки учителей в Нидерландах происходит в самой школе. Институт усовершенствования сам едет к ним.
Ханс Ван дер Хейде, преподаватель Института развития учебных планов:
– Что понимается под гражданским воспитанием? С нашей точки зрения – это прежде всего помощь каждому ребенку стать полноценным гражданином, активным членом общества, который осознает свои права, права других людей, ответственно принимает свои решения, умеет соизмерять свои поступки с законами, со своими обязанностями. Уроки граждановедения дают возможность детям свободно высказывать свое суждение, вести дискуссии друг с другом, с учителем. На этих уроках дети получают знания о том, как функционирует и из чего состоит политическая система страны.
Хан Нординк, эксперт Института развития учебных планов:
– Надо соединить классную комнату с реальным миром. Ученики должны научиться анализировать проблемы, ситуации, предлагать свои решения, проводить опросы среди сверстников и взрослых, брать интервью, анализировать публикации в средствах массовой информации. Реальный мир должен стать частью жизни класса. Чтобы дети могли видеть политические и социальные проблемы в перспективе, сам учитель должен хорошо представлять политическую систему, знать законы, по которым развивается она, а также, как развивается экономика, что происходит в гражданском обществе.
В Нидерландах гражданское образование имеет более широкое понятие и называется “социальная дисциплина”. Вот какие предметы изучают будущие учителя: введение в социальное обучение, политология, социология, социальная психология, криминология и право, экономика. Студенты вовлекаются в интегрированные проекты. Они могут исследовать следующие вопросы: какие политические ведомства имеют важную роль? Как экономические интересы влияют на социальный статус? Имеют ли разные социальные группы разные традиции, разные ценности?
Учитель должен знать о специфике социального предмета, социальных умениях и навыках, которые должны быть изучены и приобретены. Он сам выбирает цели гражданского образования, осознает средства, с помощью которых можно будет их достигать.
Нет идеального списка критериев, которые будут подходить к любой ситуации. Их следует улучшить, развить и выбрать то, что больше подходит.
Во второй день работы состоялись педагогические мастерские на тему “Повышение квалификации преподавателей в сфере гражданского образования в Нидерландах”. В одной из групп магистр гражданского образования Хенк Анконе, предваряя занятия, рассказал, как можно выстроить модель деловых взаимоотношений в любом образовательном учреждении, предприятии – школе, институте усовершенствования учителей или даже на фабрике. При выборе структуры организации важна стратегия. “В Нидерландах и других странах, – сказал Хенк, – я встречал школы, где директор самостоятельно решает все до мелочей. Есть школы, где руководитель принимает только общие решения, которые он обязательно согласует”. Эти методы управления имеют прямую связь со стилем управления, который влияет на коллектив. Если принята за основу вертикальная организация, то в этом случае нужны творческие люди, которые умеют брать на себя ответственность. Последний аспект – связующие ценности. Очень важно, чтобы все их разделяли. Если же работают люди с разными взглядами, разными ценностями, то много энергии уйдет на противостояние. Нужно воспитать чувство принадлежности к своей организации.
– Выберите, – предложил господин Анконе каждой подгруппе, – для себя учреждение и решите, какой из этих аспектов будет у вас движущей силой. Есть ли связующие ценности? Все это повлияет на стиль управления. Вам нужен администратор, который является хорошим коммуникатором, который сможет объединить людей.
В Нидерландах школы независимые, они соревнуются, чтобы заполучить к себе учеников. Если выбранная вами школа теряет учеников, то нужно менять стратегию, искать новые способы ее взаимоотношений с окружающим миром.
Мы берем школу и, например, ставим в центр стратегию, потому что она должна пересмотреть свою позицию по отношению к тем школам, с которыми она соревнуется. Можно взять и другую модель, скажем, в центр поставить персонал, тогда важным станет качество людей: их знания, умения; нужно будет способствовать развитию ключевых умений персонала…
Каждая подгруппа выбрала свой вариант учреждения, имеющего свои особенности, как связанные с составом коллектива, так и территориальные. Умело используя методы, предложенные Хенком Анконе, они вывели свои учреждения из различных трудных ситуаций.
В ходе конференции проходило обсуждение проекта программно-методического пособия “Повышение квалификации специалистов в сфере гражданско-правового образования”.
Была представлена его концепция. Затем участников поделили на группы, которые обсуждали следующие направления: организация школьного демократического климата и психологическая подготовка педагогов, работающих в сфере гражданского образования; компетентность педагогов в сфере гражданского образования: политологические и экономические аспекты; компетентность педагогов в сфере гражданского образования: философские и экологические аспекты; компетентность педагогов в сфере гражданско-правового образования: правовые и методические аспекты.
Три дня собравшиеся путем столкновения умов, а иногда и эмоций, выявляли сильные и слабые стороны учебного пособия, вносили существенные поправки. Коллективный мозговой штурм помог за очень короткий срок сделать то, на что у 2-3 авторов могли уйти целые месяцы.
Конференция продемонстрировала, что Калужская область в гражданском образовании, умело используя лучшие достижения педагогов и ученых других регионов России, зарубежный опыт и прежде всего голландских ученых и учителей, идет по своему собственному пути. Калужские граждановеды уверены, что подготовить ребенка к жизни в демократическом обществе, научить его активно влиять на процессы, которые в нем происходят, сможет лишь тот учитель, который получил основательную подготовку, вплоть до формирования передовых демократических взглядов, усвоил демократический стиль общения, умеющий создать в школе, в классе климат, который способствует воспитанию деятельного, ответственного гражданина.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии