search
main
0

Калтайские пироги. Малокомплектная – не значит Богом забытая

– Чем вы заманиваете молодежь? – поинтересовалась я у Татьяны Фомичевой, директора Калтайской средней школы.- Пирогами! – засмеялась она.

И это правда – о молодых здесь заботятся: поддерживают, наставляют. Ну и подкармливают от души, по-матерински, хотя средний возраст местных педагогов по томским меркам вполне молодой – 40 лет. А самой школе ни много ни мало 121 годок. За век вроде и выросла не особенно – из церковно-приходской в малокомплектную: 194 ребенка, 17 классов, 28 педагогов, здесь же детский сад и предшкольная группа. Сейчас, конечно, школа не деревянный домишко, а двухэтажное здание, построенное в конце семидесятых. Почему-то кажется просторным. Уютно, чисто, и главное – возникает ощущение тепла. Может, потому что меня здесь ждали? Причем всем селом. Рассказать про свою школу хотели не только педагоги и ученики, но и родители, и администрация, и районный профсоюз, и выпускники. Ждали долго, мы с Александром Щипковым, директором Департамента общего образования Томской области, прибыли уже в начале одиннадцатого вечера. Ребятишек к тому времени еле разогнали по домам, уж очень они надеялись продемонстрировать свои многие умения гостям. А выпускники остались. Благо пятеро из них работают учителями в Калтайской школе. Удивительно, но проблемы с кадрами в малокомплектной сельской школе нет. В отличие от всей области. Регион огромный: примерно на 1,5 процента больше Польши, как пишут в Википедии. И почти в 40 раз меньше ее по населению. Деревни и села раскиданы друг от друга на десятки, иногда и сотни километров. К тому же основная часть территории труднодоступна – тайга да болота. Так что малокомплектные школы в Томской области берегут – возить детей даже на небольшие расстояния бывает большой проблемой. Увы, молодые педагоги в урман не рвутся, все держится на еще советском поколении учителей. Томский район, конечно, не урман, но сразу три молодых специалиста в малокомплектной школе – явление везде нечастое. Владимир Макеев, например, горожанин, но, окончив исторический факультет Томского педуниверситета, приехал в Калтай. Местные власти выделили ему жилье в реконструированном здании детского сада. Живет по соседству с коллегой – учителем начальных классов. Захочет строиться – помогут, как и другим. За последние два года Калтайское поселение выделило 5 участков для педагогов размером по 15 соток каждый: и на дом хватит, и на подсобные помещения, и на огород. Удачно совместив три жилищные программы – федеральную, региональную и муниципальную, – Томская область выделяет учителям субсидии на квартиры. В зависимости от их будущих размеров, но довольно солидные. В Калтайской школе одна учительница получила от государства 450 тысяч, другая – все 700. Кроме этого сельский педагог, обдумывающий жилье, точнее его постройку, имеет право на 250 бесплатных кубометров леса на корню. Томский район – сплошь заказники, поэтому найти лес и договориться с рубкой, обработкой, перевозкой древесины помогает сам глава Калтайского поселения Идрис Галямов. Владимир Викторович, впрочем, говорит, что Калтай привлек его условиями не столько жизни, сколько работы. – На сегодняшний день в школе пять экспериментальных площадок разного уровня: «Школа полного дня», «Гражданско-правовой центр», «Управление качеством образования», «Электронный дневник», «Институт учителя», – рассказывает директор. – Программа развития школы составлена в режиме проектов. Каждая задача, предполагающая развитие, выходит на проблемную ситуацию, при решении которой реализуется проект. Задумались мы о том, что сделать, дабы ребятам было интересно учиться, а учителям с увлечением работать, еще до введения новых стандартов. Решили дать детям выбор. Проект общий, но мини-проект у каждого свой, исходя из того, что больше нравится ребенку: читать, проводить эксперименты, исследовать. Одна из задач школьной программы развития – определение уровня ключевых компетенций у детей. А как на практике измерить навыки? Вот в Калтае и придумали проекты. Заметили, в первый год работы дети не могут сформулировать проблему, а тем более подумать, что делать. Через год – явный прогресс: с ходу вычленяют сложности и начинают решать задачку. Раньше учителя работали во внеурочное время большей частью на энтузиазме, сейчас появилась возможность делать это в рамках новых федеральных стандартов. Практическая деятельность – великое дело. Учитель химии вспоминала: во времена перестройки, когда всего не хватало, дети проводили редкие опыты трясущимися руками. Сейчас они в себе уверены. Ежегодно участвуют в конкурсах и предметных олимпиадах. За последние три года на окружном уровне победителями стали 30 учеников, на муниципальном – 10, но больше всего призеров на региональном и всероссийском – 54. Приезжают молодые учителя в Калтай – у них тоже есть выбор: чем заняться самостоятельно. Владимира Макеева, например, привлекла разработка «Электронного дневника». Игоря Плешакова, тоже недавнего выпускника вуза, «выросшего» в Калтайской школе, заинтересовал проект «Доступное качественное образование». При его претворении в жизнь главным было создать новые образовательные сети для профильного обучения. Заключили договор с сельскохозяйственным техникумом, составили программу «Тепличное хозяйство» – получился профиль «Организатор малого бизнеса». Школьники изучают алгоритм развития собственного дела, приобретают навыки предпринимательства. Возникло и «побочное явление» – теперь сами ребята обеспечивают школьную столовую овощами, поскольку учителя считают, что немаловажно иметь в школе экологически чистые продукты питания.  Калтайские школьники сами решают, что им важнее. Например, проходить ли новый курс «Мирный атом», разработанный учеными «закрытого» города Северска, или стать лучшим пахарем района, что здесь случается регулярно? Малыши во главе со своей учительницей Любовью Пермяковой и вовсе перевернули – не мир, но его кусочек, придумав проект «Живи, свети, мое село!». Сначала сами выходили на улицы с мешками, теперь к ним присоединились взрослые, превратив выходной в деревенский субботник. Нынче Любовь Павловну с ее 4-м классом пригласили в Санкт-Петербург на Всероссийский образовательный историко-патриотический форум «Виват, Россия!», где они потрясли уже не тысячу земляков, а всю Северную столицу! Став на год старше, ребята не собираются оставлять начатое – их следующий проект будет называться «Мой двор».- Зачем вам школа? – спрашиваю у главы поселения Идриса Галямова. – Столько хлопот доставляют. Вон мусор заставляют всех убирать.- И старикам помогать, – продолжает автоматически Идрис Юнусович. – И работать лучше, и вообще пример детям показывать. Я вам честно скажу – всегда нервничаю, когда нашу школу называют малокомплектной. Может, комплектов в ней и мало, зато души много. Без нее селу не жить. – А с нею жить все интереснее, – подхватывает председатель сельского совета Роман Титов. – Казалось бы, что такое делает школа? Вроде не великое дело – научиться убирать за собой. А это воспитывает уважение к себе, к окружающим, к Родине в конце концов. Просто учит быть человеком. На сайте школы в рубрике «Педагоги» под каждой фамилией расписаны не регалии, а творческие работы. Это в стиле еще одного проекта – «Современной школе – современный учитель». В школе два участника конкурса «Учитель года» – преподаватель музыки Игорь Ильин и учитель русского языка Наталья Прокопенко. Пока два. Они не победили, но в вечно молодой школе, несмотря на прожитый век, всегда все только начинается! Потому что принцип ее – творчество и движение. За 5 лет школа выпустила 3 золотых и 8 серебряных медалистов. Из 20 ребят последних трех выпусков 14 поступили в вузы, причем шестеро – в педагогический университет. Значит, они сюда обязательно вернутся. Как и я. Потому что пироги в Калтайской школе такие же знатные, как проекты. По-моему, их больше нигде не пекут – что-то вроде маленькой пиццы с большим количеством мяса и овощей. Вкусные и экологически чистые!Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте