В Витебске в двадцать третий раз отгремел «Славянский базар» — самый крупный культурный форум на постсоветском пространстве. По словам организаторов, экономические санкции Запада против России на приезд иностранных музыкантов не повлияли. Как известно, от этого сильно пострадал Московский кинофестиваль. Его президент Никита Михалков посетовал, что приглашенные в Москву западные звезды просто испугались, что Голливуд внесет их в черные списки, тем самым испортив карьеру, как это некогда случилось с Чарли Чаплиным. На «Славянском базаре» ничего подобного не наблюдалось. Может быть, на Западе забыли, что Россия является соучредительницей этого фестиваля. А скорей всего, иноземные музыканты просто не столь зависимы от политической конъюнктуры, как артисты кино.
Правда, так и остались невыясненными несколько моментов. С тем, что Витебск впервые в истории фестиваля остался без победителя очередного «Евровидения», здесь кое-как смирились. Возможно, консервативный славянский мир действительно «еще не готов» вникать в искусство, которое несет в народ австриец Томас Нойвирт, больше известный как «бородатая женщина» Кончита Вурст. Но почему же не приехал Раймонд Паулс? Знаменитый латвийский композитор был заявлен еще весной в официальном пресс-релизе «Славянского базара», как новый лауреат самой престижной фестивальной награды – премии белорусского президента «Через искусство к миру и взаимопониманию». Имя прибалтийского маэстро должно было застыть в бронзе на именной плите в Аллее звезд в Витебске, пополнив почетную галерею, в которой уже присутствуют София Ротару, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Алла Пугачева и другие тяжеловесы советской поп-музыки. Но буквально за день до этого события все было переиграно без каких-либо разъяснений. И заветный приз ушел к народной артистке России и по совместительству полковнику казачьих войск Надежде Бабкиной, до последней минуты ни сном ни духом не подозревавшей о выпавшей ей чести.
С другими западными звездами накладок не было. Итальянское поп-трио «Ричи э повери» остались довольным пребыванием в Белоруссии. Устроители фестиваля было предложили поставить музыкантов на довольствие родной итальянской кухни, но те усомнились в качестве таковой вне пределов Италии и пожелали испробовать местных блюд. Белорусская стряпня пришлась итальянцам настолько по душе, что они записали рецепты таркованцев, смаженки, холодника, и прочих драников. Таких кулинарных сложностей не возникло с Софи Эллис-Бекстор, поскольку британская дива — вегетарианка, и все, о чем она просила, обилие овощных салатов и много фруктов в ее гостиничный номер. Музыканты немецкой группы «Чингис Хан» оказались всеядными — эти звезды дискотек 80-х вполне довольствовались ресторанным меню. А норвежец белорусского происхождения Александр Рыбак вообще питался по-домашнему — у победителя «Евровидения-2009» в Витебске живет любимая бабушка, которая воспитывала маленького Сашу в его доэмигрантское бытие в Белоруссии и на первых порах при переезде в Норвегию.
На концерте открытия публику порадовал американский вокалист Кевин Маккой — участник легендарного звездного состава диско-группы «Бэд Бойз Блу». В фестивальном шоу «Золотой хит» блеснул один из наиболее известных коллективов Швеции «Сикрит Сервис». А концерт закрытия украсил собой любимец Элтона Джона, британский бойз-бэнд «Блу», впервые гастролировавший в Белоруссии и принятый публикой «на ура».
Удача сопутствовала иностранцам и на главном фестивальном состязании — Международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Витебск-2014». Гран-при и двадцать тысяч долларов увез с собой в Мексику тучный весельчак Родриго де ла Кадена. В его версии русская народная песня «Калинка-малинка» покорила сердца зрителей и жюри во главе с российским композитором-песенником Кимом Брейтбургом. Более скромные результаты показали посланцы стран-учредителей «Славянского базара» — Белоруссии, Украины и России. Украинка Вероник Дорош разделила вторую премию с хорватом Дино. А белорус Артур Михайлов и россиянин Злат, увы, довольствовались лишь дипломами участников да еще планшетами, подаренными им Парламентским собранием Союза Белоруссии и России, который ежегодно поощряет своих земляков.
Нелегко пришлось и зрителям, купившим билеты на ночные концерты главной фестивальной сцены — Летнего Амфитеатра, продуваемый всеми ветрами зал которого насчитывает шесть тысяч мест. В этот раз в Витебске всегдашние теплые ночи июля смел внезапно нагрянувший с Балтики холодный фронт. На встречу с любимыми артистами местные жители приходили в осенней экипировке. Так, супермодное шоу Филиппа Киркорова «Друgoy», назначенное на половину третьего ночи, задержали почти на час из-за сложностей с монтажом шикарных и технически замысловатых сценических декораций. И те из фанатов «короля ремейков», кто досидел до последнего аккорда, смогли согреться лишь в лучах утреннего солнца.
А самым коммерчески успешным шоу фестиваля неожиданно оказался дневной концерт «Вернулся я на родину», приуроченный к столетию композитора Марка Фрадкина, уроженца Витебска. Билеты на него были раскуплены еще в мае, хотя среди множества выступавших артистов более-менее известными можно считать только Рената Ибрагимова и ансамбли «Сябры» и «Самоцветы», которые спели по паре песен. Основная же нагрузка в двухчасовом представлении легла на плечи молодых вокалистов, только-только строящих свою эстрадную карьеру. Но в шеститысячном зале все равно яблоку негде было упасть. Аккомпанируя вокалистам, дирижер Михаил Финберг часто обращался не к своему оркестру, а пытался упорядочить распевы, несущиеся из зала. Зрители от души подпевали советским хитам «За того парня», «Увезу тебя я в Тундру», «Течет река Волга», «У деревни Крюково погибает взвод», «Комсомольцы-добровольцы». В такие моменты особенно остро ощущаешь, как же сильно постсоветское общество скучает по канувшему в Лету социалистическому прошлому.
Что касается неофициальной программы, то старожилы фестиваля с сожалением отмечают, что эта сторона фестивальной жизни год от года становится скромней. На улицах по-прежнему пахло шашлыком. Свое искусство показывали самодеятельные уличные артисты. На ярмарке, развернувшейся на пешеходных улочках, можно было купить поделки народных промыслов: от валенок и соломенных шляп до изделий резчиков по дереву и глиняной посуды. Однако прежний вольный дух народных гуляний ушел. Помнится, еще лет десять назад фестивальный Витебск был переполнен праздничным настроением. Зеленые горки вокруг Летнего Амфитеатра были облеплены зеваками, которым не досталось билетов. Люди слушали концерты, веселились, танцевали и угощались, чем бог послал. При этом никакой агрессии со стороны подвыпивших граждан не наблюдалось. Потом с каждым годом стали ужесточать правила, милиция оцепила центр города: туда нельзя, сюда нельзя. И вот итог — праздник скукожился, как шагреневая кожа, и туристы перестали приезжать. Видимо, это поняло и руководство республики. Во время своего визита на «Славянский базар» президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал министерство культуры повысить исполнительский уровень белорусских артистов. Глава государства заявил, что в стране для этого есть необходимые эксперты, но нет правильного отношения. А может нужно просто ослабить натянутые вожжи? А уж искусство как-нибудь само себя реорганизует в нужном направлении и фестивальная жизнь опять будет бить ключом.
Витебск – Москва
Фото автора
Комментарии