Что может быть лучше праздника? Только его радостное ожидание. Превратить ожидание в образовательное событие под силу любому педагогу, ведь, как говорил Аристотель, «познание начинается с удивления». И мы задумались о том, как сделать ожидание праздника для наших воспитанников особенно приятным, при этом обогатить деятельность детей различными образовательными компонентами. Идеальным педагогическим инструментом, на наш взгляд, в данном случае является создание календаря ожидания праздника.
Создание и использование календарей ожидания праздника состояло из нескольких этапов. В первую очередь на подготовительном этапе мы решили, как будут выглядеть календари. Оформление календаря может быть совершенно разным: календарь на ленте, календарь бумажный или на тканевой основе, календарь в виде домиков или ячеек, календарь из подарочных пакетов или конвертов, виртуальный календарь. Важным условием на данном этапе является то, что стиль календаря должен соответствовать выбранной тематике, в остальном никаких ограничений нет.
Затем мы продумали содержание календаря: подобрали и составили задания с учетом возрастных особенностей наших воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы, среди которых проблемные вопросы и ситуации, непосредственная образовательная деятельность, игры, сюрпризные моменты, досуги, отгадывание загадок, прослушивание песен и сказок, разучивание стихов, экспериментирование, художественно-творческая деятельность. Продумали ключевое мероприятие: утренник, досуг, квест, создание видеопоздравления для близких. И сделали его! С условием, что «окошечки» календаря можно открывать только в определенный день.
Работа с календарем ожидания принесла массу положительных эмоций нашим воспитанникам: дети ежедневно ждали момента открытия нового «окошечка», внимательно выслушивали задания, а затем с большим интересом выполняли их. Особенно ребятам старшего дошкольного возраста понравились такие задания, как наблюдение за мыльными пузырями на морозе, лепка из соленого теста бутербродов, украшенных «икрой» (выкрашенное гуашью пшено), рисование на снегу. Ежедневно, открывая новое «окошечко» календаря, дети точно знали ответ на главный вопрос, когда наступит праздник, ведь теперь, используя календарь ожидания, не составляло труда посчитать еще нераскрытые «окошечки» и узнать, сколько осталось дней до заветного дня.
Использование календаря ожидания дает нам возможность интегрировать образовательные области развития: познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, нравственного и физического. При работе с календарем происходит объединение различных видов деятельности детей: игровой, коммуникативной, экспериментальной, поисково-исследовательской. Педагогу к тому же удается комбинировать технологии проектной и познавательно-исследовательской деятельности. Кроме того, используя календарь ожидания, мы развиваем у воспитанников не только познавательную активность, инициативность и самостоятельность, но и творческие способности, формируем пространственно-временные представления, которые в дошкольном возрасте достаточно абстрактны.
Календари могут быть краткосрочными (4-6 дней), оформление календарей и задания в них соответствуют тематике предстоящего праздника, событию месяца.
Не за горами День защитника Отечества, поэтому уже сейчас мы планируем содержание календаря ожидания этого праздника. Длительность такого календаря составит 6 дней: с 15 по 20 февраля. Календарь ожидания праздника 23 Февраля мы планируем оформить в виде тематического плаката, на котором будут расположены шесть флагов: четыре флага, оформленных классическим способом, а первый и шестой флаги будут пронумерованы в соответствии с днем. Таким образом, правила использования календаря изменятся: дети смогут выбрать любой флаг в течение четырех дней, кроме тех, которые содержат особые отметки, так как именно в них будут включены задания для первого дня и для итогового события. Также мы решили, что в подготовительной группе календарь будет виртуальным, с использованием программы Microsoft Power Point, а в старшей группе календарь будет изготовлен на бумажной основе.
Примерные задания для старших дошкольников могут быть следующими: беседа об истории праздника «День защитника Отечества»; чтение тематической литературы; подготовка рассказов о защитниках Отечества в семье; викторина «Рода войск»; разучивание стихов для поздравления; прослушивание военных песен; создание стенгазеты/аппликаций для любимых защитников; художественное творчество; спортивный досуг. Итоговым мероприятием вместо традиционных досугов для родителей в условиях повышенных мер профилактики распространения коронавирусной инфекции, вероятно, станет съемка видеоролика с последующей трансляцией на официальном сайте школы и в социальных сетях. Ролик будет отражать все события группы, зафиксированные в календаре.
Мы считаем, что использование календаря позволит каждому педагогу сделать ожидание праздника для своих воспитанников поистине необычным, волшебным. Работа с календарем ожидания способствует развитию творческого потенциала, самостоятельности, инициативности у детей, повышает уровень их познавательной активности в различных видах деятельности, в игровой форме закрепляет пространственно-временные представления.
Анастасия КОНДРАТЬЕВА, Ольга МАШКОВА, воспитатели школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна
Комментарии