search
main
0

Календарь дат и событий

3 марта – день рождения писателя, автора романов “Зависть”, романа-сказки “Три толстяка”, книги прозаических миниатюр “Ни дня без строчки” Юрия ОЛЕШИ (1899-1960).

7 марта – 120 лет со дня рождения Бориса КУСТОДИЕВА (1878-1927), художника, автора картин “Ярмарка”, “Деревенские праздники”, “Масленицы”, “Купчиха за чаем”, “Утро” и многих других.

12 марта – 260 лет со дня рождения русского архитектора, автора дворцово-паркового ансамбля Царицыно, дома Пашкова (ныне – Государственная российская библиотека) Василия БАЖЕНОВА (1738 или 1737-1799).

13 марта – 85 лет со дня рождения поэта, драматурга, автора детских поэтических произведений “Дядя Степа”, “Кораблики”, “Андрюшка”, “В цирке”, стихов и пьес “Приключения трех поросят”, “Веселое сновидение”, “И смех, и грех”, автора сатирического киножурнала “Фитиль” Сергея МИХАЛКОВА.

17 марта – 220 лет со дня рождения Алексея Федоровича МЕРЗЛЯКОВА (1778-1830), автора песни “Среди долины ровныя”, “Не липочка кудрявая” и других.

19 марта – 100 лет назад по указу императора Александра Третьего в России открылась первая государственная галерея национального искусства в Петербурге, ныне – Русский музей.

20 марта – 65 лет со дня рождения ученого-океанолога, поэта, автора и исполнителя своих песен Александра ГОРОДНИЦКОГО.

21 марта – День рождения Александра ВЕРТИНСКОГО (1889-1957), певца, поэта, автора и исполнителя песен “Ваши пальцы пахнут ладаном”, “Я маленькая балерина” и других; исполнял песни на стихи А. Блока; умер, оставив недописанной книгу мемуаров “Дорогой длинною” (опубликована в 1991 г.).

– 95 лет со дня рождения российского певца Вадима КОЗИНА (1903-1994). Он исполнял цыганские и русские романсы: “Снился мне сад”, “Любушка”, “Калитка”.

27 марта – Международный день театра. Отмечается ежегодно с 1962 года. Учрежден в 1961 году в Вене на IХ конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО.

28 марта – 130 лет со дня рождения писателя, автора рассказов “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”, романов “Фома Гордеев”, “Мать”, пьес “Егор Булычев и другие”, “На дне”, “Достигаев и другие”, трилогии “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” Максима ГОРЬКОГО (1868 – 1936).

31 марта – 175 лет со дня рождения Александра ОСТРОВСКОГО (1823-1866); драматурга и бытописателя земли русской, автора 47 пьес различных жанров, среди которых “Гроза”, “Бесприданница”, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”.

По материалам РИА “Новости”

Советы от Марьи Ивановны

Я только малость объясню в стихе…

Это началось очень давно. Мне было лет 14, когда я впервые услышала имя Владимира Высоцкого. Услышала в день его смерти, и что-то перевернулось, что-то надорвалось в душе. Потом, когда казалось, что мир рушится, он приходил на помощь и объяснял, что к чему, вдыхал силы и уверенность. Так Владимир Высоцкий стал частью моей жизни.

Kак часто приходится слышать вопрос: “Чем увлечь сегодняшних школьников – у них на уме только компьютер и “Денди”, они перестали читать, как вернуть их в мир искусства?” Мне кажется, что все зависит от учителя, от его увлеченности и способности заразить своей любовью учеников.

Помню, когда я пришла в школу и администрация швырнула мне, словно щенков, 30 подростков со словами: “Нате, перевоспитывайте”, – во мне, возможно, из чувства противоречия или со злости появилась уверенность: мои ребята станут лучшими, и все еще позавидуют.

С чего же мы начали? С разговоров после уроков за чашкой чая: я рассказывала ребятам, что дорого мне, они – что дорого им. Оказалось, у нас много общего – мы презирали ложь, обижались на мелкие предательства и не умели прощать крупные, любили розыгрыши и шутки. Только вот поэзия не вызывала у них тех чувств, которые были у меня. И это вполне оправданно: нельзя любить то, что не понимаешь и к чему испытываешь самое искреннее отвращение, вызванное бесконечными заучиваниями наизусть. Действительно, к чему все эти немыслимые чтения у доски, если ребята не умеют понимать и чувствовать? Тогда я устроила наш первый “Вечер со свечой”. Как-то после уроков мы собрались у меня дома (чтобы ничто не напоминало школу!), потушили свет и зажгли свечу. Правило одно – свеча “идет” по кругу, и когда она “приходит” к тебе, ты должен либо рассказать о своем любимом поэте, либо прочитать любимое стихотворение, ну а если тебе нечего сказать, можно просто промолчать.

Начала, конечно, я. Можно много говорить о поэзии. Почему человек начинает писать стихи, что происходит в это время в его душе, в его жизни – несчастная любовь или, может, наоборот, счастливая; потеря близкого человека или неожиданная встреча; тоска или радость… Как можно открыть для себя поэта? Уповать на школу? А если не повезет с учителем, что так и не прочитаешь никогда в своей жизни ни одной поэтической строки? Помню, в школе я ненавидела Маяковского. Да и можно ли его любить, если знать, что он написал всего-то “Стихи о советском паспорте” и о Кузнецкстрое. Но судьбе было угодно, чтобы я попала на спектакль Центрального детского театра “Мы играем Маяковского”. Оказалось, что он написал множество интересных стихов, которые можно не только читать, но и петь, и даже танцевать! Дома, схватив том Маяковского, я залпом его прочитала. С тех пор это один из самых любимых моих поэтов. И я стала читать ребятам “Хорошее отношение к лошадям”, “Послушайте”, “Весенний вопрос”, “6 монахинь”… Конечно, смешно было ожидать, что все в этот вечер разговорятся и начнут делиться своими пристрастиями – у многих их просто еще не было. Но мне надо было им показать, что я могу себе позволить быть с ними откровенной и говорить о чем-то очень личном. И помогает мне в этом поэзия. А значит, это не просто зарифмованные трудно выучиваемые строчки, но что-то совсем иное. И еще одна очень важная деталь – как читать стихи. Для меня всегда было ясно: стихи – это исповедь, и читать их надо так, чтобы слушатель почувствовал все, о чем говорит поэт. В этот вечер читала стихи в основном я. Но мы решили, что через месяц такой вечер вновь состоится.

И вот мы снова у меня дома, и снова свеча “идет” по кругу, и снова звучат стихи. Только теперь уже сами ребята их читают. Еще по-школьному, но сами стихи далеко не из школьной программы: Цветаева, Ахматова, Пастернак, Шекспир, Асадов, Цой… А я рассказала в этот вечер о Высоцком. О том, как впервые услышала его голос, узнала о его жизни, театре, любви. А потом поставила кассету с его песнями. Стихи читать не стала – он должен был сам зажечь ребят своей энергетикой.

У каждого времени свои идеалы и кумиры. У каждого поколения свои увлечения. Но есть нечто, что связывает нас – культура, история, душа. Ведь неважно, сколько тебе – 14 или 30, твоя душа так же болит и ищет спасения. И важно вовремя подсказать ей верное лекарство. Пусть это будет поэзия или театр, музыка или живопись. Мне удалось открыть ребятам свой способ спасения, и он им понравился больше, чем наркотики и водка.

Ирина ГОРДОН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте