По ступенькам взросления
Организационно-деятельностная игра
Это игра для всех, кто учится и учит в школе, а также для родителей и друзей школы. Она позволит:
– посмотреть на свою школу, на ее жизнедеятельность глазами учителей, учеников, родителей и друзей школы как бы со стороны, решив, что всем им в школе нравится, а что – нет;
– дать свой социальный заказ на воспитание и образование;
– собрать собственный “БАНК” – “И это все о школе и о нас”;
– всем вместе работать над содержанием необходимых в школе правил и законов жизни, пакета документов, концепции развития школы, моделью выпускника и программой воспитания членов школьного коллектива;
– осмыслить существующие в школе традиции и положительный опыт, решить, что необходимо оставить, от чего отказаться, что наполнить новым содержанием;
– создать неповторимую атмосферу совместного творческого поиска, которой так не хватает сегодня многим школам;
– изменить жизнь школы, выстроив свою собственную систему воспитания.
А дальше наш разговор о том, какие дела могут войти в воспитательную систему школы, помочь создать особую воспитательную среду, обрести школе свой имидж.
Итак, начнем думать, размышлять, искать все вместе ответ на извечный вопрос “Как?”. Как сделать жизнь в школе доброй, интересной, радостной и полезной для себя и других? Как всем вместе расти и развиваться, достигая в конце каждого школьного года и пути в целом наивысших для каждого успехов?
Каждый год после летних каникул приходят ребята в школу повзрослевшими, вроде бы знакомыми и в то же время незнакомыми. Безусловно, и учителя, и одноклассники, и родители замечают это. Только вот жаль, что это взросление – очередное восхождение по лесенке знаний и человечности – никак в школе не отмечается. А что если такая традиция все же появится? И тогда пришедшие в школу малыши на своем первом празднике “Все начинается со школьного звонка” будут после сдачи веселых экзаменов посвящены в первоклассники. Здесь же они получат программу “Веселые и серьезные уроки Азбуки школьной жизни”, которые будут осваивать в течение трех лет. А в конце 3-го класса, на празднике, посвященном окончанию начальной школы, будут подведены итоги ребяческой жизни за все первые школьные годы, и они получат различные дипломы, удостоверяющие в том, что все “Веселые и серьезные уроки Азбуки школьной жизни” ими пройдены и они готовы получить пропуск в страну Подростков и новую программу “Я расту, и Мы растем”. И дальше продолжается восхождение по ступенькам школьной жизни: становятся ребята взрослее, старше, и им по силам будет взяться за освоение более серьезной программы “На пороге взросления”. А затем, получив пропуск в Страну Юности и пройдя ритуал Посвящения в старшеклассники, ребята могут работать по программе “Вступая в жизнь”, чтобы на выпускном вечере сдать экзамены на Человеческую зрелость и получить от школы Путевку во Взрослую жизнь…
Хорошо, если в школе появятся свои знаки, символы, дипломы, путевки, которые будут вручаться ее воспитанникам на каждой ступеньке взросления.
ПОРТФЕЛЬ ВЫПУСКНИКА вместе с Путевкой во Взрослую жизнь также может вручаться каждому выпускнику на выпускном вечере. В этом портфеле ребята найдут:
– открытки с пожеланиями и наказами своих учителей;
– тетрадочку с пожеланиями своих одноклассников “Мы не скажем друг другу: “Прощай!”;
– советы на все случаи жизни от родителей и “Азбуку жизненной мудрости” от бабушек и дедушек;
– альбом с фотографиями, запечатлевшими школьную жизнь ребят с 1-го по 11-й класс;
– видеофильм “Нет, не забудем с тобой никогда школьные годы”;
– лучшие свои работы: сочинения, рефераты и т.д.;
– грамоты, дипломы, благодарственные письма, “Похвальный лист” с обозначенными в нем самыми выдающимися успехами на каждой ступеньке школьной жизни или Творческую книжку, которая заполнялась в течение всех школьных лет.
Раз уж мы завели речь о выпускниках, то хочется вспомнить еще одну добрую традицию, рожденную в одной из школ г. Сосновый Бор. Это “Уроки вне расписания”, которые проводятся в День последнего звонка. Что же это за уроки?
1. Урок Воспоминаний “С первого по одиннадцатый…”, в котором участвуют сами выпускники, их учителя и родители.
2. Урок сочинения-размышления “Уходя из школы, я хочу сказать…” (отрывки из этих сочинений классные руководители обязательно прочитают учащимся школы в первый день сентября).
3. Урок “Хоть немного тепла унесем мы с собой…”, на котором ребята напишут друг другу добрые пожелания, признания. Свои пожелания каждому своему ученику могут написать и учителя.
4. Последний урок психологии “Во взрослую жизнь собираясь…” проведет психолог.
5. Урок Благодарения “Учитель, перед именем твоим…”, конечно же, посвящается учителям. Пусть этот урок будет. Здесь для каждого учителя ребята найдут особые слова благодарности.
Но вернемся в начало и середину учебного года, чтобы можно было посмотреть, как же новый учебный год может начинаться и продолжаться? Начнем с самого первого дня – Дня Знаний!
Кому-то до сих пор нравятся общешкольные линейки. Ну и на здоровье! А мы попробуем заглянуть в “Первосентябрьский калейдоскоп”, в котором найдем не только “Уроки вне расписания”, но и разные праздники, встречи и программы. Например:
– Урок встречи школьных друзей “Класс любимый, здравствуй!”
– Праздник Первого звонка “Все начинается со школьного звонка” для первоклассников
– Программа “Мы пятиклассники уже!”
– Игра по станциям “Здравствуй, новый школьный год” (для 3-4-х классов)
– Школа удивительных, увлекательных, занимательных наук с веселыми и серьезными уроками для второклассников
– Веселое первосентябрьское путешествие для ребят начальной школы
– Уроки раздумий и размышлений “Вступая в новый учебный год” для учащихся 6-10-х классов
– Встреча одиннадцатиклассников с администрацией и учителями школы, на которой пойдет разговор о том, как достойно прожить их последний год в стенах родной школы
– Программа “Когда в школе шесть уроков” напомнит ребятам о тех предметах, которые они уже изучали в школе, и познакомит с новыми
– Встречи с Архимедом, Ньютоном, Диогеном, летописцем Нестором и т.д., ибо, как и Новый год, который мы привыкли праздновать и ждать чего-то необычного, Новый учебный год тоже может стать ожиданием чуда.
Кстати, не думать о том, каким же он будет, что принесет нам с собой, просто необходимо. И тогда на помощь придет стартовая игра “Что ждет нас в Новом учебном году?”
Хорошее настроение создаст и творческое дежурство дежурного класса, который, кроме приятных сюрпризов во встрече школьного народа, проведет, например, во время перемен “Ярмарку интеллектуальных игр, забав и развлечений”.
Так незаметно, по-доброму, пройдет День Знаний, зарядив всех хорошим настроением, подарив надежду на лучшее, настроив на интересные дела.
О Делах, как известно, не думать нельзя. К тому же хорошо, если эти Дела не кто-то из ребят спланирует, а спланируют они их все вместе с учителями и родителями. И тогда может пройти Большой совет школьных друзей.
А как обойтись в начале нового учебного года без желания узнать, какие курсы, спецкурсы, факультативы, кружки, творческие коллективы, объединения по интересам будут работать в новом учебном году? Поможет Акция “Найди себя!”. Школа на время превращается в необычную Страну Увлечений. Всюду стрелки-указатели, рекламы и рекламки, зазывающие участников акций пройти в тот или иной кабинет, заглянуть в зал или музей, в тот или иной уголок школы, не исключая и спортивного зала. Работает “Спортивное бюро”, то и дело раздаются рекламные объявления по школьному радио. В видеоклассе можно посмотреть видеофильмы о том или ином кружке, объединении, курсе или факультативе. В городе Мастеров ребят и их родителей ждут выставки работ школьных мастеров-умельцев, они сами и их руководители. Здесь не только обо всем расскажут, но покажут (да еще и сами дадут попробовать), как же рождается то или иное изделие, поделка, сувенир…
Как известно, в своей повседневной работе школа не может обойтись без хороших организаторов того или иного дела. Как важно не ошибиться в их выборе. И тогда на помощь может прийти Школьная избирательная кампания.
Все знают, как трудно сегодня живется школе. А ведь так хочется, чтобы она была и уютной, и красивой, и чтобы оборудование было в ней какое-никакое, чтобы было интереснее учиться и отдыхать… Попробуем провести Благотворительный марафон “Поможем нашей школе!”. Это обширная программа, предусматривающая конкретную помощь школе в сборе средств на приобретение материальных ценностей; работы по оформлению школы и отдельных классов; озеленение школы; изготовление наглядных пособий; сооружение игровых площадок; проведение платных игровых программ, концертов, показов спектаклей школьных театров; ярмарка забав с рядами, где можно купить различные изделия школьных мастеров, а также выращенные на огородах и в садах овощи и фрукты, которые любезно согласятся предоставить родители учеников. К участию в марафоне можно привлечь не только родителей, но и жителей микрорайона школы.
Чем еще могут быть заполнены школьные будни в течение учебного года? Возможно, в какой-то школе ребятам, их учителям и родителям захочется узнать о себе и друг друге что-то новое, еще им не известное. В этом случае поможет тематический период “Мы открываем себя и друг друга”. Открываем с помощью психологических практикумов, игр и программ, таких, как: “Мы – очень умные ребята”, “Мы – талантливые ребята”, “Мы – веселые ребята”, “Мы – спортивные ребята”, “Мы – умелые ребята”, “Мы – очень дружные ребята”. С помощью конкурсов мастерства и вдохновения для учителей, “Наш учитель – самый-самый” и “Самый классный классный – это классный наш!” для учителей начальных классов и классных руководителей, “Девчонки (мальчишки) класса моего”, “Из чего же сделаны наши мальчишки (наши девчонки)?”, “Папа может все, что угодно” для пап, “Вот такие наши мамы!” для мам, “Тряхнем стариной!” для бабушек и дедушек. Узнать себя, и не только, поможет своеобразное “Путешествие в Мир своего Я + Я + Я”, где “Я-первое” поможет узнать себя, “Я-второе” – воспитать себя, “Я-третье” – найти себя. Малыши могли бы с помощью своих учителей и старших ребят писать книжку о себе. Эту книжку можно так и назвать “Это книжка обо мне”. Отвечают ребята на разные вопросы, рисуют на заданные темы, рассказывают о себе, своей семье, школе и классе, одноклассниках и друзьях, о том, что они любят, что читают, смотрят, в какие игры играют и незаметно для себя познают сами себя, задумываются над серьезными вопросами, обсуждают их, стараются стать лучше, воспитаннее, добрее.
Для ребят старших можно предложить серию Путешествий в мир человеческой индивидуальности или возможность стать Колумбом собственного Я, где каждый может попытаться стать сам для себя психологом, учителем, исследователем, воспитателем. А еще можно помочь ребятам совершить Путешествие в Мир Подростка и Мир Юности. Ведь мы почему-то редко или никогда не рассказываем детям о том мире взросления, в который они переходят порой незаметно, а порой мучительно, сумбурно, переставая понимать себя и других, совершая непредсказуемые поступки, а порой и оступаясь, не сумев разобраться в той или иной сложной ситуации. И тогда пусть в каждом классе найдут свою прописку своеобразные Уроки нравственности и даже целые программы. Такие, например, как:
– ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, на котором в ходе наших раздумий и размышлений будут появляться плоды этих раздумий и размышлений о категориях Добра и Зла, о Прекрасном и безобразном в мире и человеке…
– “ДОРОГИЕ ПОДАРКИ”. Нет, это не подарки, купленные в магазине за большие деньги. Это такие подарки, от которых людям становится жить легче, добрее и веселее. Что же это за подарки? Самые обычные и, казалось бы, привычные, только вот не все сегодня могут дарить их своим родным и близким, друзьям и просто окружающим нас людям. Вспомним вместе с детьми об этих подарках, которые не стоят денег, но вместе с тем они бесценны: это “Волшебные слова”, это Дружба и Любовь к близким и родным людям, это Улыбка и Смех, это Забота и Внимание, Взаимопомощь, Милосердие, Добро, Хорошее настроение и т.д. Попробуем научиться дарить такие подарки, и тогда наша жизнь станет намного лучше и добрее.
– “ПОИГРАЕМ В ЭТО ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО “МЫ”. Как известно, человек не может жить один. Одному труднее справиться с делами, неудачами и бедами. Вообще одному грустно жить на свете: не с кем поиграть, посмеяться, пообщаться, сделать доброе дело. Вдвоем, втроем, впятером – уже веселее, а когда нас много – и того лучше! И тогда наши “Я” складываются в замечательное волшебное слово “МЫ”.
Попробуйте поиграть в волшебное слово “МЫ”, и тогда произойдут самые настоящие чудеса:
– Чудо первое: помирятся поссорившиеся друзья;
– Чудо второе: ваш недружный класс станет самым дружным в школе;
– Чудо третье: подружатся дети и взрослые (например, родители и дети, старшеклассники с малышами);
– Чудо четвертое: мы все как бы заново откроем друг друга, узнав, как легко на свете жить вместе, делая добрые дела и помогая друг другу;
– Чудо пятое и самое главное: Мы Все Подружимся и узнаем, что самое Главное Чудо мы ДРУЖБОЙ недаром зовем…
– КЛУБ “ТРИ “П”, или Поговорим, Подумаем, Поспорим.
Темы для разговоров, раздумий и споров – самые разные:
– о проблемах школьных и личных,
– об идеалах и ценностях истинных и ложных,
– о категории Добра и Зла,
– о жизни и ее смысле,
– об отношениях к чему-либо или кому-либо,
– о том, как научиться управлять своими эмоциями,
– о том, как научиться говорить “нет!”,
– о том, как выходить из конфликтных ситуаций,
– о том, как не огорчать своих родителей и не наносить себе вреда,
– о том, как сделать себя и Других людей счастливыми,
– что значит быть современным.
Атрибутами и символами таких разговоров, раздумий и споров могут служить: горящая свеча, “свободный” или “открытый микрофон”, символическое Древо Жизни или Древо Познания Добра и Зла, цветок, детская игрушка, чей-либо портрет, гитара, “круглый стол” и “стол с острыми углами”…
– “ПОКА ГОРИТ СВЕЧА”. С этой песни могут начинаться вечера Общения школьных друзей, на которых, пока горят зажженные свечи, можно поговорить о чем угодно и на деле ощутить роскошь общения. Зажжем свечу, когда захочется вспомнить о самом милом и дорогом сердцу воспоминании, чем-то поделиться с друзьями. Зажжем свечу в первый день сентября на встрече школьных друзей “Класс любимый, здравствуй!”, чтобы вспомнить ушедшие теплые дни и чтобы, передав ее из рук в руки по кругу, пожелать всем и каждому удачного и счастливого Нового Учебного года… Зажжем свечу и в праздник Рождества, в новогодние дни, в дни праздника праздников – Пасхи, в Дни Благодарения Учителей, своих отцов и матерей. Зажжем свечу и на вечере выпускном, где она в последний раз пройдет по кругу и согреет своим трепетным огоньком каждого, кто уходит из школьных стен во Взрослую жизнь…
– КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВЕЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ. В этот день в школу приходят (или в класс) специалисты, занимающиеся проблемами школьного и семейного воспитания, врачи, психологи, работники управления образования, социальной защиты населения и детства, специалисты в области права и центра “Семья”, косметологи, модельеры и т.д., то есть те люди, которые могут дать квалифицированные и полезные советы, рекомендации, консультации по вопросам, волнующим детей, учителей и родителей.
– “ПО ЛАБИРИНТАМ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ”. Как трудно бывает порой выйти из сложных ситуаций, которые подстерегают нас на каждом шагу в школе и дома, в окружающей нас жизни. Иногда кажется, что выхода никогда не найдешь. И чем старше человек становится, тем больше задачек ситуаций ему решать приходится. А что, если попытаться самим и с помощью знающих людей как бы заранее проиграть возможные жизненные ситуации, поискать выход из лабиринта, который эти ситуации составляют. Думается, что ребятам это в жизни пригодится, поможет правильно ориентироваться в жизни и избежать многих ошибок…
– ШКОЛА МУДРЕЦОВ. Такая школа могла бы работать в таких образовательных учреждениях, как лицей. Ведь в переводе с греческого слово “лицей” и “ликей” означает “школа мудрецов”, в которой учитель и ученик в братском диалоге постигали науку мыслить. Как нам сегодня не хватает этой науки…
– ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ. Думается, что никому не помешает такое путешествие, совершенное “К истокам старины глубокой”, “К истокам самопознания”, “К истокам родной культуры”. А еще к истокам Красоты родного языка, Большой поэзии, музыки, родной природы.
– “КАК НА НАШЕЙ УЛОЧКЕ” – собираются в течение года младшие школьники, их учителя и родители, чтобы себя показать да на других посмотреть. И каждый раз “Улочка” преображается: зовет то в игры старинные поиграть, то на празднике повеселиться, то на ярмарке свой товар лицом показать, то скоморошину устроить, то со сказочными героями встретиться, то в городе мастеров-умельцев побывать. Да чего только на нашей “Улочке” быть не может?! Конкурсы сударей да сударушек? Пожалуйста! Конкурсы частушечников, знатоков пословиц и поговорок, скороговорщиков? Еще лучше! А уж про праздник песни русской, раздольной и говорить не приходится. В конце учебного года пусть на нашей “Улочке” главный праздник разгуляется “Уж как мы ль, друзья, люди русские!”…
– “В ПОХОД ЗА ЗАБЫТЫМИ ИГРАМИ!” просто необходимо сегодняшней детворе отправиться, чтобы вернуть игру в мир детства. Опыт показывает, что ребятам нравятся народные игры, они с удовольствием начинают играть в них в школе и дома, на улицах городов и сел. Постой, если хочешь узнать, в какие игры играли в далекую и не такую уж далекую старину дети, научиться играть в эти игры с друзьями, поучаствовать в конкурсах собирателей игр и забав, отличиться на Ярмарке игр, забав и затей “Вспомним забытые игры”, встретиться с людьми такой ушедшей сегодня от нас профессии, как массовик-затейник. А всех остальных ребят, их родителей и учителей мы приглашаем отправиться в интереснейший Поход – Поход за Играми!
– “ВЕЧЕР ВМЕСТЕ”. Это серия вечеров, на которых нынешнее поколение подростков и старшеклассников встречается с родителями, ветеранами, другими интересными людьми. В какой бы форме ни проводился “Вечер Вместе”, он призван помочь сегодняшнему юному поколению с уважением, возможно, по-иному взглянуть на представителей старшего поколения. Поможет осознать, что пережило старшее поколение, что переживает сегодня, что это поколение радует, а что заботит и огорчает. Думается, что значение таких вечеров трудно оценить, ибо они не несут в себе идею сближения поколений в период распада межпоколенных связей. Это могут быть вечера раздумий и размышлений о судьбе своего Отечества, о том, что значит быть гражданином Отечества (“Мы о России говорим”, “Мы – граждане твои, Россия”); вечера-портреты “Отечества достойные сыны”, “Судьба и Родина – едины”; вечера воспоминаний “Время помнить наступило…” В череде “Вечеров Вместе” особое место могут занять творческие вечера, в которых принимают участие разные поколения: “Споемте, друзья” (песни разных поколений, их значение в жизни человека), “Романса трепетные звуки”, “Мир наших увлечений”. Свою положительную роль в сближении детей и отцов могут сослужить “Вечера Вместе” для ребят и их родителей. Темы разные и для разного возраста детей и подростков: “А без папы и без мамы это что за выходной!”, “Детство, дай на тебя наглядеться”. А вот и другие формы проведения таких “Вечеров Вместе”: “Крестики-нолики – детская игра”, КВН “Сами о себе всерьез и с улыбкой”, “Вот мы какие!”, вечер для наших повзрослевших детей “Когда мы были молодыми”, “На перекрестке мнений”. Вечер танцев “В ритмах времени”. А вот еще несколько тем для таких “Вечеров Вместе”: “Дом, который построили Мы!”, “Смешное детство – милый школьный край”, “Отцы и дети: такие разные и такие похожие”, “Трудные дети? Трудные взрослые?” и т.д.
– “ОХ УЖ ЭТИ ПРАЗДНИКИ!” Иногда они бывают похожи, как близнецы-братья. Хотя признаемся, что все-таки в школах их научились проводить. Но иногда грустно бывает оттого, что в некоторых школах праздник сводится к одной дискотеке. А ведь важно также перед самым праздником создать праздничную дискотеку…
Рискнем предложить праздники на переменах. Да-да, на обычных школьных переменах. Их проведение даст ощущение праздника на весь школьный предпраздничный день. Так, например, в День защитника Отечества во всех холлах, спортивном зале и т.д. начинают работать различные праздничные точки: в Музее боевой славы школы у символического костра можно будет встретиться с ветеранами, в спортивном зале поучаствовать в военно-спортивной эстафете, в учебном классе ОБЖ потренироваться с помощью гостей из воинской части в сборке и разборке автомата, в надевании противогаза, в оказании первой медицинской помощи и т.д. В актовом зале школы можно попеть военные песни, а в холлах ребят ждут организаторы различных конкурсов и игр на военную тематику: конкурс художников, которые рисуют на темы праздника, конкурс знатоков пословиц на темы о героизме и мужестве защитников Отечества, конкурс для знатоков военной истории. Для малышей хороши будут Богатырские заставы, где их встречают русские богатыри, приглашая принять участие в различных богатырских играх и забавах.
“Весенний проспект” будет хорош в праздничный день 8 Марта. Хорошо, если программу работы “Весеннего проспекта” продумают мужчины-учителя и мальчики старших классов. И тогда на “Весеннем проспекте” могут звучать оды в честь Прекрасных дам, рисоваться портреты с желающих получить их в подарок от школьных художников, даваться рецепты по сохранению красоты и здоровья, даваться различные консультации (смешные и серьезные). Здесь же могут работать “Ателье мод”, кафе “Весеннее”, проводиться турниры рыцарей в честь Прекрасных дам и т.д. и т.п.
Хорош будет и Новогодний проспект, открытый накануне новогодних праздников, и проспект Космонавтов в День космонавтики. Здесь ребят и взрослых ждут свои игры, забавы и развлечения. Зато все уложится в обычный школьный день. Только не забудем о том, что дежурный класс в этот день продумывает все до мелочей: в кого превратятся ребята дежурного класса, как они будут встречаться и провожать школьный народ в такие праздничные и предпраздничные дни…
Незаметно пролетает учебный год, если заполнен он заботами, хлопотами, добрыми делами. Настает пора подведения итогов. И тогда на помощь приходит итоговый школьный период “Вот и стали мы на год взрослей”. А в этом периоде мы не забудем провести:
– Большой совет школьных друзей “Теперь итоги подведем”.
– Смотр знаний и умений классных коллективов “По ступенькам взросления”.
– Классные огоньки “Вот и стали мы на год взрослей”.
– Вечер Благодарения “Вам школа говорит “Спасибо!” – для всех ребят, их учителей, родителей и друзей школы, кто старался, чтобы очередной учебный год запомнился, принес каждому что-то хорошее, помог не только вырасти физически, но и нравственно, интеллектуально, творчески…
Не забудем и о том, что итоговый период включает в себя и праздник прощания с начальной школой, и Праздник Последнего звонка, и выпускной вечер девятиклассников и одиннадцатиклассников.
А еще расцветятся разными красками плоды на “Древе жизни школы”. Каждый плод – это какое-то дело, проведенное в течение учебного года. И подводя итоги школьного года прошедшего, ребята и взрослые раскрасят плоды в разные цвета. Так, например, красный цвет плода-дела расскажет о том, что это дело очень всем понравилось, все приняли в нем участие. Желтый цвет будет означать, что дело тоже понравилось и ему всегда найдется место в жизни школы, но стоит только немного обогатить его содержанием. А вот зеленый цвет – это цвет плода недозревшего, и ребятам, учителям, родителям решать, что с этим делом делать дальше: отказаться или подумать о его пользе для всех. Плоды, раскрашенные коричневым цветом, дадут всем понять, что такие дела никому не нравятся и ничего не дают ни для сердца, ни для ума, ни для души.
Походы классных коллективов в гости к Лету завершат учебный Год, и отправятся ребята и учителя на каникулы, чтобы снова встретиться в Новом учебном году и снова с радостью сказать: “Здравствуй, Новый школьный год!”
Татьяна ПЛАХОВА
Сосновый Бор,
Ленинградская область
Комментарии