Современная реформа образования переносит акцент с предметного содержания на педагогические инструменты. Поэтому, говоря о педагогике искусства и театральной педагогике, мы имеем в виду не только предметы эстетического цикла и приемы театрализации-драматизации в узком смысле этого слова, а систему приемов, создающих особое образовательное пространство.
Это пространство характеризуется рядом признаков. Например, отмечая значимость личностного опыта учащегося, мы часто упускаем из виду, что этот опыт всегда имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму. И результат воплощается не в виде универсального, а значит, единого для всех понятия, а в форме личностно значимого вывода, индивидуального смысла, который хотя и можно выразить на понятном всем языке, но в любом случае невозможно передать все богатство ассоциаций, которые вызвали соответствующие переживания. Обогащение и развитие сферы личностных смыслов сформулировано новыми федеральными государственными образовательными стандартами как главная образовательная цель, не подлежащая количественному оцениванию. Возникает вопрос: как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы он позволил преодолеть дефициты современного общества, нашей повседневной жизни, которая не предполагает заботу о внутреннем мире человека? Сегодня не принято говорить о том, что мы чувствуем. Да мы зачастую и не знаем, что с нами происходит, различая лишь основные состояния: хорошо, плохо и нормально. Наверное, каждый учитель сталкивался с этой проблемой, задавая своим ученикам вопрос: что они переживают в настоящий момент, каково им сейчас? А в ответ слышал одно слово: «Нормально». Но когда огромный пласт душевных переживаний остается невостребованным, перестают различаться удивление, печаль, скорбь, милосердие и многое другое, то упрощается, деградирует внутренний человек. Развитие личности начинается с процесса переживания происходящего, а это означает осознанное внимание к тому, что с тобой происходит, и в первую очередь к своим телесным ощущениям и эмоциональной сфере. Приемы театральной педагогики, опираясь на художественный образ и практику проживания, позволяют так выстроить учебную ситуацию, чтобы она затрагивала целостного человека, способного чувствовать себя и окружающий мир. О том, как это происходит в реальной школьной жизни, рассказывают в своих интервью директора нескольких московских школ и одной нижегородской.Татьяна КЛИМОВА, старший научный сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования
Комментарии