Развитие ученического самоуправления в нашей школе имеет очень сложную и противоречивую историю. На каждом этапе оно занимало то место и выполняло ту роль, которые определялись социальным заказом общества.
С принятием “Концепции развития гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях Калужской области” интерес к ученическому самоуправлению возрос. Понятие словосочетания “самоуправление” сейчас изменилось. Если раньше главный упор делался на вторую часть слова, то теперь определяющей частью стало “само”. Это надо понимать, как “управление собой”, своим развитием, характером, своей личной жизнью. Ученическое самоуправление – это совместная и самостоятельная жизнедеятельность школьников, дающая реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей, личный опыт демократических отношений и форм его осознания. Оно уместно в следующих областях школьной жизни:
планирование воспитательной работы (брать то, что интересно детям);
поддержка порядка в школе;
организация трудовых дел, досуга;
распределение заработанных школьных денег;
разрешение возникающих конфликтов и др.
Однако не всегда самая демократическая идея в школьной жизни, идея самоуправления, доводится до логического конца, т.е. до уровня управления ученика самим собой. Детей необходимо ставить в ситуацию морального выбора.
Эффективное обучение основам демократии требует определенных методик, которые помогают развить социальные и интеллектуальные навыки.
Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков.
Сегодняшний школьник – будущее страны. Школе необходимо уже сейчас сделать его активным участником общественной жизни, помочь каждому найти себя. Во время акции “Милосердие” (Извольская школа и др.) оказывается помощь пенсионерам, инвалидам. Учащиеся, видя уровень жизни этих людей, задумываются о справедливости в жизни, об эффективности мероприятий Правительства РФ.
На “Открытом микрофоне” в Кременской школе учащимся предложили высказаться о “Кодексе чести старшеклассника”. Ребята пришли к выводу, что честь и достоинство не даются человеку от природы, они являются результатом длительного самовоспитания. Был поднят вопрос о защите и защищенности человека в современном обществе.
Коллективное творческое дело “Моя школа – это…” (Дудоровская школа) выявило творческий потенциал учащихся и учителей. Проходила защита проектов будущей школы, имеющей статус детской республики со своей атрибутикой, традициями, законами. В этот же день можно было провести презентацию предвыборных программ кандидатов на пост главы детской республики. Школьники путем голосования определили лучшие выступления. В игре формируются навыки организаторской работы. Предоставляется право выбора, проявляются умение и желание личности управлять собой, растить себя, отвечать за себя, определить собственную позицию и отношение к окружающему миру. Ибо тот, кто познал, определил себя, кто обрел собственную позицию, кто свободен в своих помыслах и поступках от любого диктата, обретает способность к социальному действию. Во многих школах области (боровская школа N 4, мосальская школа N 1, сосенская школа N 1 и др.) в 1999/2000 учебном году прошли различные “выборы”. Выбирали президента, мэра города, главу местного самоуправления, губернатора. Например, в деловой игре “Выборы-2000 г.”, проведенной в боровской школе N 4, учащиеся обсудили особенности политической жизни современной России, расстановку политических сил, предположили, как будут проходить выборы Президента Российской Федерации, и попытались спрогнозировать итоги выборов; обсудили некоторые особенности менталитета россиян. Участие в игре воспитывает реалистичный подход к происходящим событиям в России, чувство гордости за Россию и чувство патриотизма.
Участие в выборах представительной власти – один из способов выражения воли народа. Одним из основных признаков демократии является участие граждан в управлении страной, это основная функция гражданина в демократическом обществе. Учащиеся в своих программах размышляли над политическими и стратегическими вопросами. Каждый избиратель имел право проявить свою гражданскую позицию.
Свое отношение к прошлому и настоящему учащиеся выражают в такой форме, как “суд”. “Экологический суд” над человеком был проведен в Передельской школе. Свидетелями экологической катастрофы стали: Воздух, Вода, Почва, бабочки Аполлон и Махаон, цветы Мать-и-мачеха, Ландыш, Колокольчик.
Над политическими и стратегическими вопросами размышляют учащиеся СШ N 48 г. Калуги, в которой состоялся суд над Петром I. Десятиклассники критически подошли к осмыслению событий 300-летней давности, соотнося с другими переломными моментами в истории России. Судили с позиции нынешнего дня. Школьники проявили позицию не частного лица, а масштабность мышления гражданина.
Невозможно представить воспитание гражданина без знания его прав и обязанностей в обществе. Справедлив упрек директора козельской школы N 2 Н. Андреева: “…наши выпускники, порою перенасыщенные различными знаниями, часто оказываются бессильными самостоятельно разобраться в мире окружающей нас правовой информации”.
Повышению правовой культуры активно способствует внеклассная работа. На внеклассном занятии по “Основам правовых знаний” в 8-9-х классах Березичской школы “Встать, суд идет!” учащиеся узнали, как практически можно осуществить судебную защиту своих прав. В школах Малоярославецкого района ведутся правовые лектории: для родителей, для разных категорий воспитателей. В школе N 4 Малоярославца между группами учащихся проводятся гражданские форумы по обсуждению проблемных вопросов современности, например: “Интернационализм или национализм”.
В сосенской школе N 1 работает правовой зал, где проходят классные часы и уроки по таким серьезным темам, как “Я Гражданин России”, “Мои права”, “Смертная казнь: “за” и “против”, “Декларация прав ребенка” и др., встречи с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних, с председателем общества защиты прав потребителей района, а также родительские собрания по гражданско-правовым вопросам, торжественное вручение паспортов.
В День защитника Отечества, 23 февраля, в школах проходит беседа о необходимости службы в рядах Российской армии, о защите ее границ, об обязанностях и правах выпускников, их родителей.
Воспитание гражданских качеств личности следует рассматривать в тесной связи с морально-нравственным развитием личности. “Каким должен быть современный человек?” – так была обозначена тема “дискуссионных качелей” в Дудоровской школе. Среди вопросов для обсуждений был предложен и такой: “Должен ли современный человек активно участвовать в жизни своей страны, разбираться в политике или ему достаточно замкнуться в узком мирке своей компании?”.
В сосенской школе N 2 на уроке “Общество как социальная среда обитания человека” были взяты в качестве эпиграфа слова В. Сухомлинского: “Ты рожден человеком, но человеком надо стать”. Учитель А. Шевлякова использовала прием “мозгового штурма”. Работа проходила в 3 этапа: 1-й этап – предложение банка идей; 2-й этап – анализ идей; 3-й этап – обобщение идей и дальнейшая их разработка. Далее использовался методический элемент “Фантастический выбор”. Были розданы карточки с заданием: “Оставшуюся жизнь ты проведешь на необитаемом острове. С собой из этой жизни ты можешь взять, что хочешь. Но назвать ты имеешь право всего пять слов”. Игра “Последствия” выявила отличительную особенность человека в ряду биологических существ: способность предвосхищать события, предвидеть будущее путем логических операций, анализа событий, поступков, привычек, слов, действий. На следующем – методический прием “Разброс мнений” и игровая ситуация “Кому лучше?” позволили с философских позиций осмыслить сущностные функции человека и его принципиальное отличие от животного мира.
На классном часе “Каков я, входящий в мир…?” (классный руководитель 11-го класса С. Жердева, СШ N 48 Калуги) шло исследование по направлениям: культура интеллекта, эстетическая культура, этическая культура, граждановедение.
Сравнивая гражданина России разных времен, соотнося со своими современниками, учащиеся формировали модель человека и общества будущего, в которое войдут выпускники 2000 года. Создавая обобщенный образ современника, учащиеся невольно сравнивали с ним себя, примеряя его черты на себя, ведь завтра каждый – полноправный гражданин своей страны.
Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Сам уклад школы дает ученику возможность прожить школьные годы в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Примером такой школы является Дворцовская школа Дзержинского района. Здесь для каждой возрастной группы определены цель, задачи, направления деятельности, формы и средства. В начальных классах действует самоуправление – Солнечный город, в котором есть улицы-классы. Солнечный город – субъект общешкольного самоуправления – БРИГа. Школа – это страна БРИГ, где класс представляет собой республику во главе с президентом и органами власти (министр образования, министр финансов, министр культуры и спорта, пресс-центр, суд чести, биржа труда, СЭС. Страной (школой) управляет президент, избранный на 1 год.
Высшим законодательным органом страны является общешкольный парламент, состоящий из 3 равноправных палат – палат учеников, палаты учителей, палаты родителей. Высшим исполнительным органом власти является Совет школы.
В Лужновской школе коллектив взрослых и детей строит свою работу по системе И. Иванова. Здесь происходит чередование творческих поручений. Ученический коллектив разделен на микроколлективы: “хозяева”, “знатоки”, “санитары”, “друзья природы”, “книголюбы”, “журналисты”, “спортсмены”. Каждый класс осуществляет все виды творческой деятельности и в течение двух недель выполняет определенные поручения. В целях воспитания у учащихся гражданского самосознания, чувства ответственности, развития самоуправления в школе созданы и действуют школьная дума, совет дежурных командиров, комитет справедливости, т.е. законодательный, исполнительный и судебный орган.
Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни, активных граждан страны только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Анна КОЗЫРЕВА,
заведующая кабинетом ИУУ
Калуга
Комментарии