Многие из тех, кто смотрел телевизионную передачу «Однокашники», наверно, как и ее участники, испытывали не только интерес к ее главному герою, но и сами вспоминали свой класс. Казалось бы, случайная общность сначала детей, потом подростков, тем не менее играет в жизни каждого человека существенную роль, иногда положительную, иногда отрицательную.
…Недавняя трагедия – гибель самолета из Башкирии. Ученики собираются в школе, рассматривают классные фотографии, вспоминают походы, конкурсы.
«Мы учились в одном классе» – это звучит как принадлежность к некому братству. Очевидно, стремление быть в трудную минуту рядом с товарищами не случайно, оно помогает пережить случившуюся трагедию.
В отечественной школьной практике сегодня сложилась ситуация, когда классному руководителю отводится либо роль диспетчера (это часто бывает в школах, ориентированных только на процесс обучения), либо от него требуется традиционная деятельность с определенными элементами новизны, в основном рассчитанными на реализацию индивидуального подхода к некоторым детям. И, наконец, ситуация, когда определяющей в деятельности классного становится педагогическая поддержка каждого (О.С. Газман, Т.П.Фролова и др.).
В первом случае все более-менее очевидно: достаточно определить права и обязанности на организационно-педагогическом уровне. Во втором и третьем ситуация значительно сложнее, и перед классным руководителем встают несколько проблем. Первая связана с определением того, какая педагогическая концепция положена в основу его работы.
Вторая проблема связана с необходимостью сочетания индивидуальной педагогической концепции классного руководителя с концепцией воспитательной системы школы (если таковая имеется). Процесс этого соотнесения нередко достаточно болезнен для обеих сторон.
Третья заключается в определении содержания деятельности классного руководителя. Сегодня оно, на наш взгляд, должно быть связано с мировой и национальной культурой. Существует множество факторов, влияющих на это содержание. Среди них: особенности школьной системообразующей деятельности, контингент учащихся в классе (их потребности, возможности и способности), личностные ресурсы самого классного руководителя. О последнем хочется сказать особо. Личностные ресурсы связаны с его возрастом, интересами, способностями. Оставим за скобкой пол классного руководителя. Мужчина в этой роли – такая редкость. Поговорим о классных руководительницах. Среди них немало универсалов, одинаково хорошо вписывающихся в классы подростков и старшеклассников, но нередко классные руководители бывают наиболее эффективны, работая с определенным возрастом.
С подростками часто успешными бывают молодые педагоги. Эти классы динамичны, деятельны, любят, когда в их играх, походах на равных участвует классный руководитель.
Существует и другой аспект, связанный с личностными ресурсами педагога. Классному приходится определять свою позицию по отношению к детскому коллективу. Так, в начальной школе – это «няня», в младших подростковых классах – «руководитель» (он помогает ребятам наполнить жизнь конкретными делами, в которых они могут проявить свою энергию, силу, сноровку, стремление к романтическому, яркому). В старших подростковых – «опекун» (эти уже многое умеют сами, все больше стремятся к независимости, самостоятельности). И, наконец, в старших классах – «консультант», то есть специалист, дающий квалифицированные советы, – здесь самодеятельность может быть такова, что не требует прямого вмешательства педагога. Далеко не каждый классный руководитель способен в течение семи лет трижды изменить свою позицию. Поэтому не такой уж незыблемой выглядит педагогическая аксиома – хорошо, когда класс все годы ведет один и тот же педагог.
Личность классного руководителя, безусловно, накладывает отпечаток на класс. Особенно ярко это проявляется в начальной школе. Достаточно директору сказать: «Вы в пятом классе возьмете классное руководство в классе Валентины Ивановны». И уже можно предвидеть, какие особенности будут у этих детей.
Четвертая проблема тесно связана с третьей и касается методов и форм организации деятельности в сфере воспитания. Здесь приоритет, на наш взгляд, принадлежит групповой работе как на уроке, так и вне его. Именно она лежит в основе столь популярной сегодня методики КТД.
Методика КТД или «коммунарская методика» достаточно технологична и позволяет эффективно организовать деятельность детей в классе, в школе. По мнению ее «родителей» (О.С.Газман, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, Ф.Я.Шапиро и др.), главный результат этой методики не в организации интересной деятельности детей, а в формировании гуманистических отношений между ее участниками. Вот об этом нередко забывается. Хороший классный руководитель работает не только на организационно-педагогическом уровне, но и на психолого-педагогическом. Современной школе нужен не только школьный психолог, а полноценно психологически подготовленный классный руководитель.
Групповая работа – и в основе становящегося все более популярным социального проектирования. Социальный проект – это наиболее сложная форма организации социального действия, в ходе которого создается социально значимый новый продукт – решение социальной проблемы, противоречия. И, наконец, групповая работа создает реальную основу для интеграции обучения и воспитания.
Основные выводы, к которым пришли отечественные исследователи: познавательная деятельность, организованная с помощью групп, способствует сплочению класса как коллектива и развитию гуманистических отношений в нем; формированию таких качеств личности, как эмпатия, креативность, коллективизм, самостоятельность.
В научный обиход введено понятие коллективной познавательной деятельности (М.Д.Виноградова, И.Б.Первин) – качественное развитие групповой работы. В результате организации коллективной познавательной деятельности по-иному складываются отношения между педагогами и учащимися: они становятся более демократичными, доверительными. Подлинные черты приобретает классное и школьное самоуправление. Обретая реальную сферу деятельности, ученические органы самоуправления играют существенную роль в организации жизни класса, школы.
Другой вопрос, нужен ли сегодня детский коллектив в классе?
Понятие «коллектив» разделило участь многих других, имеющих отношение к коммунистическому воспитанию. Отторжение коллектива произошло, потому что он действительно провозглашался основным фактором воспитания личности , а все, что имело отношение к «коммунистическому», отторгалось автоматически. Во-вторых, в идеологии построения демократического общества был отдан приоритет индивидуальному развитию (хотя сегодня, да и тогда было ясно, что нет никакой необходимости в противопоставлении индивидуального и коллективного). Для классных руководителей, реально представляющих, как происходит процесс воспитания ребенка в школьном возрасте, достаточно очевидно, что он не может происходить вне детского объединения.
Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка прежде всего зависит от «слияния» его с коллективом, от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива – его собственные ценности. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию его нравственных норм и механическому усвоению традиций. Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности.
Включение в современный воспитательный процесс новых категорий педагогов – школьных психологов, социальных педагогов, профориентаторов, валеологов – ставит проблемы, с одной стороны, взаимодействия классного руководителя с этими специалистами, так или иначе все они выходят на одного ребенка, а с другой – определение своего собственного места и роли среди них. Можно, конечно, поставить всех в один ряд, но не возникнет ли в этом случае ситуация «у семи нянек дитя без глаза»? Значит, должен быть «главный» педагог, и скорее всего это – классный руководитель (такова отечественная традиция), который при соответствующей подготовке мог бы интегрировать и координировать усилия всех остальных.
Наталья СЕЛИВАНОВА, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра современных проблем воспитания ИТО и РАО
Комментарии